Модель конфликта как процесса
Способ разрешения конфликта путем решения проблемы: 1) определите проблему в категориях целей, а не решений; 2) сформулируйте решения которые устроят обе стороны; 3) сосредоточьте внимание проблеме, а не на личных качествах людей, вступивших в конфликт; 4) создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; 5) во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляйте симпатию и выслушивайте обе стороны, сводите к минимуму гнев и угрозы. Несколько советов шефу: отказ от ссоры – принцип; во время ссоры никто никому ничего не докажет; если потерял контроль над собой – замолчи первым; диалог в конфликте – все равно, что масло в огонь; выходя из ссоры, не хлопай дверью; говори тогда, когда партнер остыл; не бойся риска, разрешая конфликт.
Контрольные вопросы 1. В каждой стране существуют веками сложившиеся обычаи, традиции, привычки и уклад жизни. В одних преобладает коллективизм, в других - индивидуализм. Что и почему в этом отношении характерно для России, имеет ли это значение для причин возникновения конфликтов? 2. Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» утверждает: увидев работающими своих коллег, японский рабочий скажет - «не могу ли чем-нибудь помочь?», американский - «это не мое дело». А что скажете Вы? 3. Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками? 4. В книге Н.Власовой «…И проснешься боссом» приведены 12 правил и 11 табу в конфликтной ситуации: дай партнеру «выпустить пар»; требуй обоснование его претензий; используй неожиданные приемы для погашения его агрессии; негативную оценку подавай в виде отражения своих чувств;
предлагай партнеру сформулировать желаемый результат; рассматривай проблему конфликта как задачу из учебника, решай ее; дай партнеру сохранить свое лицо; отражай как эхо его аргументы; «сохраняй и свое лицо», удерживайся «на равных»; не бойся компромисса и не уходи от извинений; оформляй принятую договоренность; не разрушай отношений. С какими правилами и почему Вы не согласны? Почему в конфликтной ситуации нельзя критически оценивать партнера, приписывать ему низменные и плохие намерения, демонстрировать превосходство, обвинять и приписывать только ему ответственность, игнорировать его интересы, видеть все лишь со своей позиции, уменьшать заслуги партнера и его вклад, преувеличивать свои заслуги, раздражаться, кричать, нападать, задевать болевые точки партнера, обрушивать на партнера множество претензий. Тест самоконтроля 1. Какое определение соответствует понятию «власть»: а) поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого; б) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации; в) возможность влиять на поведение других лиц.
2. Верно ли, что теория МакГрегора (Х и Y) формирует лишь два взгляда на управление - авторитарный и демократический: а) да; б) нет.
3. Можно ли определить стиль руководства как манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации: а) да; б) нет.
4. Для того чтобы иметь власть, основанную на вознаграждении, следует: а) иметь систему жесткого контроля; б) располагать определенными ресурсами. 5. Можно ли иметь власть, не имея полномочий: а) да; б) нет.
6. Можно ли сказать, что харизматический лидер - это человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости»:
а) да; б) нет.
7. Лидерство - это процесс: а) организации; б) управления; в) планирования; г) контроля.
8. Согласно Р. Лайкерту консультативно-демократический стиль руководства предполагает: а) принятие важных решений «наверху» и делегирование принятия большинства конкретных решений подчиненным; б) дружеские и доверительные отношения между руководством и подчиненными; в) принятие важных решений руководителем без участия подчиненных; г) групповое принятие решений.
9. Укажите виды работы, которые менеджер может делегировать подчиненным и которые не подлежат делегированию: а) специализированная деятельность; б) стратегические решения.
10. Модель руководства П. Герси и К. Бланчарда предполагает зрелость: а) лидера; б) потребителей; в) персонала; г) руководства.
11. Представители поведенческого подхода к лидерству считают, что эффективность руководителя зависит от: а) характера конкретной ситуации; б) его личных качеств; в) манеры поведения; г) внешней среды.
12. Согласно управленческой решетке Р. Блейка и Дж. Моутона самым отличительным стилем руководства является стиль руководства под номером: а) 1.1; б) 9.9; в) 5.5; г) 1.9; д) 9.1.
13. Для того чтобы иметь власть, основанную на вознаграждении, недостаточно располагать определенными ресурсами. Следует также: а) улучшать морально-психологический климат в коллективе; б) хорошо знать потребности подчиненных; в) иметь дополнительные источники информации в коллективе; г) иметь систему жесткого контроля.
14. Атрибутом автократического стиля управления является: а) децентрализация полномочий; б) преобладание неформальных коммуникаций; в) инициативность; г) директивность.
15. В случае возникновения у сотрудников организации трудностей в процессе реализации поставленных задач руководитель должен использовать такой метод работы, как: а) беседа; б) организационный контроль; в) организационный инструктаж; г) организационное распорядительство.
16. К понятию конфликт более всего подходит определение:
а) любое несогласие сторон; б) недоразумение; в) столкновение, спор; г) столкновение противоположно направленных тенденций, обусловленное различием взглядов, позиций, интересов.
17. Функциональные конфликты ведут к: а) снижению эффективности организации; б) повышению эффективности организации; в) снижению личной удовлетворенности; г) сокращению группового сотрудничества;
18. При какой структуре управления увеличивается возможность конфликтов: а) линейной; б) функциональной; в) смешанной; г) матричной?
19 Конфликт между руководителем и исполнителем - это конфликт: а) внутриличностный; б) между личностью и группой; в) межгрупповой; г) межличностный.
20. Если к исполнителю одновременно проявил и противоречивые требования линейный и функциональный руководители, то это конфликт: а) внутриличностный; б) между личностью и группой; в) межгрупповой; г) межличностный.
21. Дисфункциональный конфликт ведет к: а) повышению эффективности организации; б) повышению группового сотрудничества; в) снижению эффективности организации; г) повышению личной удовлетворенности.
22. Что в организации чаще всего является причиной конфликта: а) различие в ценностях; б) ресурсы; в) нечеткая информация; г) плохая информация?
23. Что не относится к распространенным методам разрешения конфликтов: а) разъяснение требований к работе; б) система вознаграждений; в) уклонение; г) перевод на другую работу?
24. Какие методы управления конфликтами относятся к межличностным: а) уклонение; б) разъяснение требований к работе; в) система вознаграждений; г) все вышеперечисленное?
25. Отсутствие согласия между двумя и более сторонами - это: а) делегирование; б) конфликт; в) стресс; г) департаментизация; д) харизма.
26. Противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации – это… (введите ответ).
27. Что нельзя отнести к структурным методам управления конфликтами: а) разъяснение требований к работе; б) уклонение; в) компромисс;
г) сглаживание; д) принуждение; е) пункты б, в, г, д?
28. Что такое стресс: а) разные точки зрения у двух людей; б) этап, предшествующий конфликту; в) психологическое или физическое напряжение; г) снижение удовлетворенности? 29. Как называется поведение человека в момент начала, если нет необходимости раздражаться: а) уклонение; б) сглаживание; в) принуждение; г) разрешение проблем?
30. Какие действия могут снизить стресс: а) определение приоритетов в работе; б) хорошие отношения с шефом; в) выделение каждый день время для отдыха; г) говорить нет, если не можете взять на себя большую работу; д) пункты а, в;
31. Какие действия руководителя могут снизить стресс у исполнителя: а) выявление его мотивов в работе и использование их; б) выбор в соответствии с его мотивами типа и характера работы; в) обеспечение надлежащей системы вознаграждений; г) четкое описание зоны полномочий, составление должностных инструкций; д) использование демократического стиля руководства; е) пункты а, в; ж) все вышеперечисленное?
32. Что можно отнести к структурным методам управления конфликтами: а) уклонение; б) сглаживание; в) принуждение; г) все вышеперечисленное?
Рекомендуемая литература Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Резу. – М.; ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 504 с. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю.Б. Королева - М.: Колос, 2000. -304 с. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591 с. Орлов А.И. «Основы менеджмента» - М.: Изумруд, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|