2.2. Анализ изобразительной деятельности младших подростков с учетом их возрастных особенностей (учащихся 1-ого класса ДХШ)
Практика проходила в детской художественной школе №7. Это небольшая школа, которая находится на первом этаже жилого дома. У художественной школы имеется 2 здания. Реализуются две основные программы обучения: общеразвивающая программа " Живопись" и предпрофессиональная программа " Живопись" с 11 лет. Также в художественной школе есть дополнительные образовательные программы для детей с 3 до 10 лет, предпрофессиональная программа " Дизайн" и студия рисования для детей старше 15 лет. Детская художественная школа №7, цель работы в первом классе - формирование и развитие навыков рисования у детей 11-13 лет, формирование представлений об основах художественных знаний. Задачи курса: · Образовательная - изучение основ реалистического изображения простых предметов, изучение основ знаний о рисунке; изучение основ знаний о цвете и живописи; изучение основных знаний о композиции и принципов создания образа. · Развивающая - формирование представлений об окружающем мире, об особенностях изображения окружающей действительности в рисунке, живописи и композиции; формирование и развитие глазомера, цветовосприятия, чувства композиции. · Воспитательная - формирование и воспитание эстетического отношения, развитие чувства гармонии и любви к окружающей действительности. Цель эксперимента: формирование представлений о пейзажной живописи у детей 1-го класса детской художественной школы, развитие навыков работы над пейзажем, подготовка учащихся к выходу на занятия по пленэру. Занятия проводились в рамках предмета композиция, были направлены на развитие у детей представления о базовых понятий пейзажа, были связаны с развитием и углублением знаний о рисунке, композиции, живописи.
Известный советский педагог-психолог Евгений Иванович Игнатьев отмечал, что изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвует вся личность человека в целом, а не только восприятие, память, мышление, внимание и т. д. Ребенок отражает в рисунках окружающую действительность не механически, он активно выбирает одни черты, а другие отбрасывает. У учащихся 3-4 классов начинается перестройка их изобразительной деятельности. Это период перестройки всей системы изобразительной деятельности и изменения отношения у учащихся к самому процессу изображения. В этом возрасте значительно обостряется восприимчивость к форме и цвету, учащиеся 3-4 классов постепенно учатся вычленять в натуре общее и на его основе находить отношения отдельных деталей друг к другу. В этом возрасте закладывается начало эстетического восприятия натуры и своего рисунка. Ребенка, увлекающегося изобразительной деятельностью, нужно учить тщательно и полно наблюдать окружающее - это очень полезно и важно для развития его художественного творчества. Позже в 5-7 классах, в возрасте 11-13, ученики начинают сами замечать свои ошибки и недочеты в рисунках, часто в этом возрасте требования детей к своим рисункам превышают их технические возможности изображения. Из-за этого можно наблюдать так называемый " кризис", " охлаждение" к изобразительной деятельности. Е. И. Игнатьев пишет о том, что это происходит из-за недостаточного внимания преподавателя к ученикам и главным образом из-за недостатка обучения технике рисования в средней школе. [14]. Дети, занимающиеся в детских художественных школах, как правило, более мотивированные к рисованию. В основном состав учащихся 1 класса ДХШ № 7, состоит из ребят, которые один или два года занимались на подготовительных курсах. Т. е. с 9-10 лет систематически обучались основам рисунка и живописи с натуры (рисование натюрмортов), основам композиции (рисование на темы и изучение основ композиции). К 11-13 годам они имеют некоторую базу знаний об изобразительном искусстве и изобразительные навыки, что помогает им преодолеть кризис охлаждения к рисованию. Более вдумчивое и активное рисование с натуры помогает формировать личность учащихся, воспитывает чувство гармонии и прививает художественный вкус.
Рисование пейзажей происходит в основном на пленэрной практике и во время самостоятельной летней работы учащихся, однако эскизы, этюды, зарисовки, полученные на пленэре знания часто используются во время выполнения заданий по композиции. Уровень работ учащихся 2-5 классов достаточно высокий, большая часть учеников успешно справляется как с выполнением зарисовок элементов пейзажа (деревьев, архитектуры), так и с выполнением этюдов простых и сложных (с архитектурой) пейзажных мотивов. Учащиеся 1-го класса имеют пока что более низкий уровень работ, во время просмотра работ по композиции было замечено, что не всегда дети передают пространство, соблюдают цвето-тональные отношения неба и земли. Отсутствие необходимых знаний и навыков будут затруднять их работу на первом пленэре, что может вызвать " охлаждение" к рисованию на природе. Для того чтобы подготовить учащихся к пленэрной практике и повысить уровень их работы были разработаны занятия с учетом возрастных особенностей младшего подросткового возраста, посвященные основам пейзажной живописи, которые были опробованы на учениках 1 класса ДХШ № 7. Во время прохождения практики и проведения серии занятий были замечены положительные изменения в работах детей. Большинство стало более осознано рисовать пейзаж, дети освоили минимальный набор знаний о композиции, тоне, цвете в пейзаже, о видах перспективы, об особенностях отражения пейзажа с элементами архитектуры. 1 класс состоит из 14 человек. В классе учатся 3 мальчика и 11 девочек, в основном 11-12 лет. Список учащихся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|