1.1. История возникновения и развития русского реалистического пейзажа
Abstract The problem of the study is the lack of preparation of students of the 1st form for plein-air painting, there are not enough tasks devoted to the basics of landscape painting in lessons. Landscape painting has a huge potential in the system of supplementary art education (art schools). The importance of landscape painting is very great because it helps to reveal the beauty of the world, to instill a sense of love for the motherland and nature. This is especially important for young adolescence, when children begin to think critically, to look for their ideals in life. Therefore, the development and systematization of methods of teaching landscape painting is an important and pivotal issue. Landscape painting is a complex and multitasking type of painting. When making sketches, students need to take into account the peculiarities of aerial perspective, the peculiarities of tone and color relations - the solution of these problems helps to develop children's visual skills. In the program of the art school, landscape painting lessons are held during the summer plein air, but before starting it, students need to learn the basics of landscape painting. It will increase the level of students' works and speed up the process of adaptation to working conditions in nature. This study focuses on painting and composition lessons in the 1st form of art school. Features of development of young adolescents’ skills of working on a landscape in lessons of landscape painting are analyzed. The research hypothesis is based on the assumption that the introduction of landscape lessons in the 1st form of Art school will help to solidify students’ knowledge and skills gained in painting and composition lessons, as well as help students prepare for a more successful development of skills in the plein-air. The purpose is improving the process of teaching students of the 1st form of Art school with help of a set of landscape painting lessons, preparing them for plein-air practice. Research questions: 1. Study and analysis of literature about landscape painting, methods of teaching it in the field of supplementary art education 2. Study of features of development of young adolescents’ skills of working on a landscape 3. Study and analysis of children's works, selection of criteria for evaluating works 4. Analysis of Art school curriculum 5. Writing plans of a set of landscape painting lessons 6. Teaching lessons, analysis of pupils ' works according to the selected criteria 7. Analysis and description of the progress of work on the practical part of the project Research methods: · Study and analysis of scientific and methodical literature on the history of landscape painting, according to the method of teaching painting. · Lessons observation · Writing a program of a pedagogical experiment · Pedagogical experiment · Analysis of research results The structure of the work. The study consists of an introduction, three chapters, a conclusion, a list of references and an appendix.
The first chapter examines the historical aspect - the history of Russian landscape painting, the features of plein-air painting and the features of the landscape with elements of architecture. The second chapter analyzes the features of supplementary art education in children's art school, describes a pedagogical experiment in the 1st form in the lessons of painting and composition. The third chapter presents the work on the practical part-painting a series of landscapes with elements of architecture. Practice relevance. The results of the research and plans of a set of landscape lessons can be used in the future in the teaching students of the 1st form of art schools; to solidify artistic skills and prepare students to the plein-air.
Глава 1 1. 1. История возникновения и развития русского реалистического пейзажа Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, станковой живописи и графики, а также отдельное произведение, в котором отображается естественная или преобразованная человеком природа, окружающая среда, характерные ландшафты, видов полей, лесов, рек, гор, городов и исторических памятников, всего разнообразия и богатства растительности. В пейзажном жанре принято выделять такие виды мотивов как: сельский пейзаж, индустриальный пейзаж, городской пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Также пейзаж может носить героический, исторический, фантастический, эпический, лирический характер. [41, с. 180] Исторически сложилось, что обучение пейзажной живописи всегда содержало в себе два основных вида обучения: написание этюдов на пленэре и работа в помещении. Работа по выполнению учебных этюдов на пленэре сильно отличается от работы в помещении. Работая на открытом воздухе, начинающие живописцы сталкиваются с огромным количеством сложных и непривычных задач - значительная удаленность объектов пейзажа от наблюдающего, стремительное изменение освещенности и состояния природы в зависимости от погоды, времени суток и времени года, большое количество света, многообразие рефлексов. Все перечисленные условия сильно осложняют работу с натуры.
Развитие пейзажного жанра имеет большую и долгую историю. Изначально пейзаж был схематичным и длительное время имел вспомогательное значения - фон, пространство для изображения жанровых сцен или фигуры человека. Пейзажная живопись претерпевала большие изменения и со временем развилась до отдельного жанра. В России зарождение пейзажной живописи начинается ближе к концу XVIII века, но набольшее развитие получает в XIX веке. В начале XIX столетия реалистическая позиция начинает завоевывать главенствующую роль в живописи. Начинается осваивание пленэра и национальных мотивов в пейзаже. Начало века связано с сохранением традиций классического пейзажа, изображением " идеальной" Италии. Этот период связан с такими известными художниками, как М. И. Лебедев, С. Ф. Щедрин. Сильвестр Федорович Щедрин долгое время жил и работал в Италии, он считается первым русским художником - пленэристом. В своих картинах, в творческих поисках он стремился уйти от " кулисной" композиции, коричневого колорита и обобщенности форм, все эти качества были присущи классической пейзажной живописи. С. Ф. Щедрин стремился запечатлеть в своих работах свет и конкретный характер природы, в его картинах начинают появляться отражения романтических эффектов освещения, которые он наблюдал в натуре. Продолжателем идей С. Ф. Щедрина и основоположником пленэрной живописи в России считается Александр Андреевич Иванов. Для создания своей главной картины " Явление Христа народу" он долгое время изучал природу, написал множество этюдов с натуры. Пытался отразить в своих работах изменения воздушной среды и влияние световых эффектов на реальные объекты натуры. К середине XIX века методы академического обучения сильно отходят от общих тенденций развития русского искусства, из-за чего возник кризис Академии. Это послужило причиной для создания новых художественных школ вне её стен. К пример, школа Венецианова, в которой характерно изображение эпического спокойствия в пейзаже, отражение идеалистического образа и национального характера, и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Возрождение академической системы во многом связано с именем П. П. Чистякова, выдающегося русского художника и педагога, благодаря которому была создана качественно новая педагогическая система, имевшая в основе традиции академической школы.
К середине XIX века происходит уход от классицизма и романтизма в написании пейзажей, и ведущую роль приобретает национальный пейзаж. Национальный пейзаж - это " портретирование" определенной географии конкретной природы. Для русской пейзажной живописи таким географическим объектом становится - средняя полоса России. Так же сильное влияние на развитие характера пейзажа оказывал критический реализм, заметный в картинах Л. Л. Каменева, И. И. Шишкина, который отражал в своих работах монументальность русских просторов и лесов. Одновременно с этим начинает зарождаться лирический пейзаж, первые попытки его появления относят к творчеству А. К. Саврасова, его учеником был И. И. Левитан. Романтические чувства и мотивы прослеживаются в живописи талантливого художника Ф. А. Васильева, ученика И. И. Шишкина. К эпико-романтического виду пейзажа относят работы А. И. Куинджи. В своем творчестве он стремился опираться на творческую фантазию. В конце XIX века в Академии художеств было открыто две пейзажных мастерских: одна - мастерская И. И. Шишкина, вторая - А. И. Куинджи. Великие художники имели очень разные взгляды на методы преподавания пейзажной живописи. И. М. Шишкин стремился научить видеть натуру, достоверно изображать ее, в теплое время года он вместе с учениками выезжал на пленэр и очень много писал с натуры, в зимнее время он предлагал своим ученикам рисовать по фотографиям, стараться верно передавать тональные отношения и особенности изображаемой местности. Подход А. И. Куинджи был иным, как уже было сказано при работе над картиной он больше опирался на творческое воображение, на игру цветовых и световых пятен, чему и пытался научить своих учеников. Полноправным основоположником лирического, интимного пейзажа считается В. Д. Поленов. Василий Дмитриевич Поленов был учеником П. П. Чистякова, он восхищался творчеством Александра Иванова и в своих пейзажных поисках в начале пути опирался на наследие А. А. Иванова. Позже учениками В. Д. Поленова стали К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и другие. Его продолжателями были замечательный пейзажист И. Левитан, А. М. Васнецов, известный своими работами в исторической пейзажной живописи. М. В. Нестеров стремился показать собирательный образ русской природы.
На рубеже веков и в начале XX века появляется несколько параллельных течений: · Художники, которые тематически и идейно были связаны с передвижниками - Л. В. Туржанский, А. Е. Архипов · Художники, стремившиеся показать живописно-пластическое богатство мира - К. А. Коровин · Неоимпрессионисты - И. Э. Грабарь, В. В. Переплетчиков · Художники, продолжавшие темы левитановских пейзажей - С. Ю. Жуковский · Символисты - В. Э. Борис-Мусатов Началом зарождения советского пейзажа считается картина А. А. Рылова " В глубоком просторе", написанная в 1918 году. Основным направлением в пейзажной живописи, так же как и в других жанрах, был социалистический реализм. Советский период развития пейзажа связан с появлением индустриального пейзажа. Этот вид появляется в работах многих художников - В. В. Рождественского, К. Ф. Юона, Г. Г. Нисского, Ю. И. Пименова и других. Целью индустриального пейзажа было прославление и возвеличивание нового мира, который строился Советским Союзом. Выдающимся русским художником-педагогом был Н. П. Крымов. Николай Петрович был учеником А. М. Васнецова. Особенностью педагогического таланта Н. П. Крымова в том, что в каждом ученике он видел и развивал индивидуальность. Не смотря на то, что Николай Петрович Крымов был выдающимся пейзажистом, многие его ученики стали известными портретистами, жанристами, историческими живописцами. Особенностью советской пейзажной живописи является то, что у художников нет необходимости открывать заново, они обладали великим наследством классической школы и началом советской школы. Молодым пейзажистам не нужно было искать на ощупь новое, у них уже есть намеченная в некоторой мере дорога (использование лучших традиций старой школы для выражения нового, " сегодняшнего" в живописи. Федоров-Давыдов выделяет несколько поколений художников пейзажистов советского периода: В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. П. Крымов, И. Э. Грабарь, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, А. М. Герасимов, В. В. Мешков, А. А. Дейнека, А. М. Грицай, Г. Г. Нисский, Ю. И. Пименов, В. Ф. Стожаров, С. А. Тутунов и многие другие замечательные художники. Основные тенденции развития советского пейзажа: · Развитие национальной пейзажной живописи
· Развитие и продолжение традиций лирического пейзажа и пейзажа-настроения · Стремление отразить новые чувства к природе, современные реалии жизни советского народа. В советский период - пейзаж из мало-общественного вида живописи превращается в большое идейно-художественное явление. Пейзаж становится " Зеркалом эпохи", в котором отражаются многие значимые события советского народа и показывается новое мировоззрение художников. На протяжении всего своего развития жанр пейзажной живописи претерпевал большие изменения: изменялись взгляды на этот жанр, менялось отношение людей, совершенствовались техники работы, художники переходили от пространственной обобщенной живописи к живописи с натуры. Но одно оставалось неизменным, художники стремились показать через картины свое отношение к природе, показать красоту и возвеличить окружающий нас мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|