Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Особенности пейзажной живописи




Пейзажная живопись обладает огромной силой эмоционального воздействия, способна развить у зрителя чувство красоты, восприимчивость к миру прекрасного. Она требует большой наблюдательности, внимательности к деталям и особенностям состояния природы.

Работа над пейзажем состоит из нескольких больших частей. Первая часть - это тщательное изучение натуры, написание этюдов на пленэре. Вторая часть - написание пейзажной картины, чаще всего по материалам этюдов, эскизов и зарисовок, сделанных во время работы на природе.

Пейзаж достаточно сильно отличается от других жанров изобразительной деятельности. В отличие от натюрморта и интерьера, в которых натура остается практически неизменной и неподвижной, пейзаж обладает большими просторами, многоплановостью, разнообразием форм, величин, цветов, постоянной сменой освещения и атмосферных явлений. Главным в живописи пейзажа является решение задач пространства, состояния освещения и влияние всего этого на предметный мир пейзажа.

Пленэр (от фр. en plein air - на свежем воздухе) - правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т. е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха. В более узком смысле под ним понимается живопись на открытом воздухе, связанная с изучением пленэрных эффектов. [19, с. 109]

Пленэр - работа на открытом воздухе в естественных условиях, связанная с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветовых теней. Термин " пленэр" обычно употребляется к пейзажу, а также для обозначения произведений любого рода живописи, отличающихся многообразием и сложностью цветовых и тональных отношений, проявляющихся в естественных, природных условиях и хорошо передающих световоздушную среду. [41, с. 184]

Сравнивая эти определение, которые дают разные авторы, можно проследить главные черты пленэрной живописи: это живопись на природе, на открытом воздухе, которая богата цветовыми, тональными отношениями и нюансами, рефлексами и пленэрными эффектами.

Жанр пейзажа некоторые ошибочно считают простым, общедоступным, не требующим от художника высокой квалификации. На самом деле создание глубокого образа в пейзажной живописи - дело нелегкое, но дарующее художнику чувство глубокого творческого удовлетворения.

Работа над композицией пейзажа начинается с поисков самого интересного мотива среди множества других, также достойных внимания. В начале работы очень важно наметить задачи, которые предстоит решить в серии этюдов или в пейзаже на основе этого материала.

Отмечается, что писать этюды менее сложно, чем пейзажную картину. Однако и к этюдам следует относиться со всей серьезностью, используя их как средство совершенствования профессионального мастерства, расширения представлений об окружающей действительности. [40, с. 209-215]

Изобразительная деятельность в процессе обучения живописи на пленэре определяется огромным разнообразием особенностей натуры, окружающей среды, применяемых материалов и приспособлений. Маслов выделяет наиболее важные из них:

1) особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении;

2) особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы;

3) особенности формирования зрительного образа и художественного мышления. [19, с. 44]

Воздушная перспектива - это кажущиеся изменения градаций цвета, очертаний контура, степень выражения тоновой насыщенности формы предметов и их взаимосвязи с окружающей средой под воздействием различных природных явлений и состояний освещения, удаленности, перспективного сокращения линий. [18, с. 382-383]

Другими словами, воздушная перспектива связана с кажущимися изменениями теплохолодности цвета, яркости очертания контура и степени тональной насыщенности формы, которые воспринимает человек. Т. е. чем дальше находится от человека воспринимаемый объект, тем слабее и менее тонально выраженным он кажется.

Основные явления воздушной перспективы:

· окраска предметов постепенно затуманивается, обволакивается воздухом, становится менее выразительной

· яркость освещенности предмета при одном и том же источнике освещения уменьшается

· видимые очертания предметов становятся менее четкими

· видимые детали становятся менее различимыми, их число уменьшается [21, с. 43]

Понятие " воздушная перспектива" тесно связано с понятием " цветовая перспектива".

При изображении различных предметов в пространственной среде следует учитывать, что взаимное влияние многообразных цветов друг на друга, между ними устанавливаются цветовые отношения. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности. Отношения светлоты цвета образуют цветовую тональность. Отмечается, что гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине определяет ее колорит.

При изображении глубокого пространства меняется насыщенность цвета и создаются различные его оттенки. Воздействие воздушной среды, которая постоянно изменяется в зависимости от времени года и суток, погоды и состояния природы, различной удаленности объектов и многих других факторов, оказывает влияние на передачу цвета - на его насыщенность, контрастность, локальность, оттенки и т. д. Таким образом, Макарова М. говорит о том, что практически нельзя предусмотреть все возможные нюансы и варианты их передачи при изображении перспективного пространства. Под словом " нюанс" имеется ввиду " оттенок".

Тем не менее глаз человека, а в особенности художника, обладает удивительной чувствительностью, который способен улавливать мельчайшие тонкости в освещении и градации светотени с учетом удаленности предмета. Наше зрение воспринимает глубину пространства и определяет его плановость на основе воздушности окружающей среды и влияния слоя воздуха на градацию световых и тональных отношений. Макарова акцентирует внимание на том, что необходимо постоянно развивать и совершенствовать уникальную способность нашего зрения. [18, с. 383]

О технологии работы над пейзажем писали такие художники, как А. А. Унковский, Г. В. Беда, В. Шорохов, Н. Я. Маслов, А. В. Виннер, С. П. Ломов, Г. И. Ермаков и другие. В своих исследованиях они рассматривали специфику работы на природе и приводили особенности ведения работы над этюдами пейзажа во время пленэра, так же во многих исследованиях представлена последовательность работы над созданием картины-пейзажа, отражены основные принципы построения композиции и написание образов по этюдам, написанным с натуры.

В книге Н. Я. Маслова выделены следующие этапы выполнения этюдов:

1. Решение композиция этюда:

· выбор мотива, темы, сюжета;

· выбор точки зрения;

· образное обобщение натуры средствами графики;

· выбор формата изображения.

2. Подготовительный рисунок:

· определение пропорций, движения и характера пространственных планов;

· типизация основных форм;

· индивидуализация деталей композиционного центра.

3. Обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом):

· определение общего цветового тона;

· передача общих больших тоновых отношений, пропорциональных натуре;

· обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени и их тщательная живописная проработка с учетом воздушной перспективы.

4. Завершение этюда:

· окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда;

· подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. [19, с. 65]

Во время обучения в университете художников-педагогов чаще всего во время пленэрной практики используются техники акварельной и масляной живописи. Гораздо реже студентами практикуется живопись пейзажа гуашью, темперой, пастелью. При работе с детьми во время пленэра чаще всего используется акварель, гуашь, иногда темпера. Масляная живопись для детей 10-13 лет является достаточно сложной техникой, поэтому она применяется в этом возрасте крайне редко. В этой работе будут рассмотрены техники работы акварелью и гуашью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...