Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Конфликтные  отношения в системе «личность-коллектив»




ГЛАВА III. КОНФЛИКТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-КОЛЛЕКТИВ»

3. 1. Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия

Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды в школе, так и от позиции самой личности по отношению к коллективу своего класса.

Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.

Как отмечает А. В. Петровский, источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям [47].

В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и, соответственно, перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом.

Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, о чем справедливо заметил А. В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью... так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом» [47; 49].

В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность.

Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия.

Степень совпадения представления индивидов о картине взаимоотношений и взаимодействий в коллективе с их реальным состоянием является необходимым условием его организованности. Факт существования личного и группового вариантов осознания субординационных отношений наблюдается в группах всех категорий, а степень совпадения и качественное содержание сильно отличаются. Близость личного и группового вариантов наступает при высоком развитии группового эталона субординационной зависимости.

Совпадение личного и группового вариантов организационных отношений можно рассматривать как конкретное воплощение социально-психологических свойств коллектива в личности, то есть как своеобразное «внедрение» коллектива в личность. При таком образовании «коллектива в личности» индивиду легко ориентироваться в организационных связях, соотносить личную стратегию с групповой. Вышеописанное можно оценить как один из механизмов самоорганизации или самоуправляемости коллектива.

Явление сознательного отклонения индивидов от группового эталона оказалось устойчивым и имеющим различную направленность в коллективах разного уровня развития. В высокоразвитых коллективах оно носит характер более точного учета индивидуальных особенностей участников; в «средних» группах – характер реабилитации тех лиц, относительно которых сложилось неправильное мнение; в слабо развитых группах расхождение имеет весьма узкий диапазон: завышается оценка руководителя при хаотической оценке других лиц.

Следовательно, на определенном уровне организации возникает достаточно высокое согласование личного и группового вариантов представлений об организационных отношениях, что обеспечивает направление упорядоченности взаимодействия как основу организованности. Даже в лучших коллективах не наблюдалось полного, то есть стопроцентного совпадения личного и группового вариантов; видимо, факт расхождения личного и группового представлений служит своеобразным полигоном автономности личности.

Определение понятия «коллектив». Существует несколько довольно близких определений коллектива.

· Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А. В. Петровский)

· Коллектив – это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А. С. Макаренко).

· Коллектив – это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...