Глава III. Конфликтные отношения в системе «личность-коллектив»
ГЛАВА III. КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-КОЛЛЕКТИВ» 3. 1. Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды в школе, так и от позиции самой личности по отношению к коллективу своего класса. Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком. Как отмечает А. В. Петровский, источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям [47]. В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и, соответственно, перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, о чем справедливо заметил А. В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью... так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом» [47; 49].
В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность. Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия. Степень совпадения представления индивидов о картине взаимоотношений и взаимодействий в коллективе с их реальным состоянием является необходимым условием его организованности. Факт существования личного и группового вариантов осознания субординационных отношений наблюдается в группах всех категорий, а степень совпадения и качественное содержание сильно отличаются. Близость личного и группового вариантов наступает при высоком развитии группового эталона субординационной зависимости. Совпадение личного и группового вариантов организационных отношений можно рассматривать как конкретное воплощение социально-психологических свойств коллектива в личности, то есть как своеобразное «внедрение» коллектива в личность. При таком образовании «коллектива в личности» индивиду легко ориентироваться в организационных связях, соотносить личную стратегию с групповой. Вышеописанное можно оценить как один из механизмов самоорганизации или самоуправляемости коллектива. Явление сознательного отклонения индивидов от группового эталона оказалось устойчивым и имеющим различную направленность в коллективах разного уровня развития. В высокоразвитых коллективах оно носит характер более точного учета индивидуальных особенностей участников; в «средних» группах – характер реабилитации тех лиц, относительно которых сложилось неправильное мнение; в слабо развитых группах расхождение имеет весьма узкий диапазон: завышается оценка руководителя при хаотической оценке других лиц.
Следовательно, на определенном уровне организации возникает достаточно высокое согласование личного и группового вариантов представлений об организационных отношениях, что обеспечивает направление упорядоченности взаимодействия как основу организованности. Даже в лучших коллективах не наблюдалось полного, то есть стопроцентного совпадения личного и группового вариантов; видимо, факт расхождения личного и группового представлений служит своеобразным полигоном автономности личности. Определение понятия «коллектив». Существует несколько довольно близких определений коллектива. · Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А. В. Петровский) · Коллектив – это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А. С. Макаренко). · Коллектив – это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|