Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коллектива школьников




Логическим завершением исследования психологических свойств класса как коллектива является вопрос о путях их формирования.

Здесь важно учитывать следующие научно-теоретические положения:

а) ориентация на формирование комплекса психологических свойств – направленности деятельности, организованности, морально-психологического климата – вопреки сложившейся в практике ориентации на развитие лишь отдельных свойств (или организованности, или направленности);

б) обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет «присвоения» ими социально ценных целей более широких общностей – школы, базового предприятия и др.

К. К. Платонов определяет процесс присвоения первичным коллективом общественных целей как процесс самоукрепления коллектива, что можно по-другому трактовать как процесс приобретения коллективом новых, основных системных качеств, например направленности.

«Пока во внутреннюю структуру группы входят цели общества, – пишет К. К. Платонов, – ставшие мотивами ее деятельности, и подчиненные им конкретные задачи и активные стремления к их достижению и решению, данная группа составляет коллектив. Если эти цели и задачи достаточно осознанны… и, став мотивами, определяют деятельность группы и межличностные отношения в ней, это истинный (сплоченный, «зрелый», «хорошо сколоченный») коллектив… Это процесс самонастройки системы в данном случае и составляет сущность самоукрепления коллектива и, следовательно, может быть определен как закономерность» [48; 88].

Нарушение закона самоукрепления коллектива К. К. Платонов видит в «случаях замены общих целей, вынесенных за рамки коллектива, либо корпоративными целями (то есть общими для членов, но замкнутыми в нем самом), либо целями индивидуальными, сугубо личными для большинства его членов. Но в первом случае коллектив перестает быть таковым и становится корпорацией. Во втором случае его, как принято говорить, «начинает лихорадить», что прежде всего выражается в изменении в нем межличностных отношений и психологического климата. Вместо укрепления коллектив «разваливается».

Связующим звеном между целями класса и более широкими общностями является классный руководитель. Обогащение целей и ценностей класса происходит наиболее эффективно при демократическом стиле управления со стороны классного руководителя, в условиях сотрудничества с учащимися при педагогическом такте.

И, напротив, авторитарный стиль, неуважение к коллективу со стороны педагога, окрики и грубость тормозят движение класса по пути к коллективу.

«… В кабинет директора робко постучали.

– Войдите, – пригласил директор.

– Иван Петрович, – сказала Марина, – мы к Вам по делу. Знаете, как-то неловко….

– Ты, Марина, не волнуйся, время свободное у меня есть, и я охотно вас послушаю.

– Дело в том, – перебил Марину Саша, – что мы к Вам не жаловаться пришли, а посоветоваться. Александра Федоровна, учительница географии, уж очень обидно нас обзывает, за людей совсем не считает.

– Да, Иван Петрович, – заволновалась Марина, – если бы Вас так называли: варвары, дикари, агрессоры – Вам понравилось бы?! Вот мы и пришли к Вам от всего класса. Что нам делать: ругаться с ней, уроки срывать или еще что?

Иван Петрович нахмурился, провел рукой по волосам. За 15 лет своей работы он первый раз оказался в подобной ситуации.

– Ребята, – начал он, – давайте договоримся сразу: мы будем говорить честно. Вы обращались с этим вопросам к своему классному руководителю?

– Нет, нет, – как-то испуганно проговорила Марина. – Ольга Петровна уже давно нас не понимает. Она нас только ругать будет да пугать, что родителей вызовет. Мы к Вам только.

– Значит, вы считаете, что Александра Федоровна обижает вас. Я тоже считаю, что очень обидно, когда обзывают. А, с другой стороны, вы пробовали доказать Александре Федоровне, что вы не дикари, а мыслящие, достаточно взрослые люди, ведь 8-ой класс? Давайте попробуем: вы передайте всему классу, что к следующему уроку географии надо всем хорошо подготовиться, ладно?

– Ну и что из этого? – разочарованно вздохнул Саша.

– А там увидим, – философски пообещал директор.

В тот же день директор вызвал на откровенный разговор Александру Федоровну, попытался доказать ей, что класс неплохой, надо только заинтересовать их, заставить полюбить предмет – ведь это дело чести каждого учителя. На следующем уроке присутствовал директор, дети отвечали неплохо, а некоторые – хорошо, учительница осталась довольна, блестяще объяснила новый материал. И главное, ни разу не назвала «любимыми» словечками учащихся».

В управлении детским коллективом молодой педагог часто встречается с проблемой «группового эгоизма», стремление учащихся ставить свои узкогрупповые цели в ущерб другим классам, а иногда и школе в целом [55; 56].

В итоге в классе может сложиться «корпоративный дух», об опасности которого предупреждала в свое время Н. К. Крупская [32].

Для избежания корпоративных тенденций желательно сделать коллектив класса «открытым» – расширять его связи с другими классами и, самое главное, с коллективами взрослых – педагогов, родителей, производственными коллективами и т. д.

Наиболее близок и влиятелен для учащихся коллектив педагогов. И, естественно, коллектив учителей должен быть примером и по направленности, и по организованности, и по межличностным отношениям [25; 40; 41]. Однако на практике наблюдаются случаи конфликтных ситуаций, неблагоприятного психологического климата и дезорганизации в самом педагогическом коллективе.

Обидно, если это происходит по вине молодых педагогов …

«…В школе был хороший морально-психологический климат. Вдруг в школу приходит молодой учитель-математик, не очень сильный в преподавании своего предмета. Дочь учителя, бывшего директора, обучается у этого молодого специалиста. И однажды, это было 2 октября, бывший директор высказывает свои претензии математику, что-де не умеет учить детей. Учитель математики расплакалась, бросила книгу и ушла домой. Завуч, в свою очередь, одернула бывшего директора; та – тоже в слезы и уходит домой.

Коллектив разделился на 2 группировки; одни поддерживают молодого специалиста, другие – бывшего директора».

«…учитель оставил ребенка после уроков и забыл об этом. Ребенок находился в классе до 17 часов. Завуч, обходя классы, увидела Юру, спросила, почему он в школе. Юра объяснил ситуацию. Завуч сказала, что Веру Петровну срочно вызвали и она, вероятно, не успела его отпустить. «Ты иди домой, а завтра ответишь».

В 18 часов вечера пришла Вера Петровна, узнала, что Юру отпустили, обиделась, сказала, что подрывают ее авторитет, пришла к директору, жалуется на завуча. Как поступить директору? Кто прав? »

По итогам диагностики многосторонних свойств коллектива классным руководителем могут быть сформулированы следующие воспитательные задачи:

- повысить уровень развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню – коллективу;

- добиться высокой организованности деловых отношений, обеспечив включенность каждого школьника в дела класса, развивая у них инициативу, готовность взять на себя повышенную ответственность;

- совершенствовать структуру межличностных отношений по симпатиям за счет сближения статусов, особенно за счет сокращения крайних категорий – «звезд» и «аутсайдеров»;

- установить соответствие деловых и межличностных отношений по симпатиям при ведущей роли деловых отношений.

Напомним слова Б. Ф. Ломова о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно, а надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого и сформируются у человека заданные психологические качества (в соответствии с полученными знаниями). Как мы уже писали, для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации [35].

Не всякая работа в коллективе по существу своему является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том, и в другом случае между учащимися не возникает новых связей и отношений. Другое дело – задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласоваться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели [19; 20; 21; 30; 36; 42].

А. С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, создавая для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных дел. В таких небольших отрядах (2–5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существования самого коллектива [38].

Можно рекомендовать следующие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях: бинарные группы, микрогруппы, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе [33; 34].

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) сама учебная задача должна быть значимой, вызвать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;

б) нужен специальный учебный и дидактический материал (учебники, тексты, раздаточный материал и т. д. ).

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск.

Экспериментальные данные показывают, что введение форм коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно усиливает деловое общение, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно оказывают помощь, а другие охотно ее принимают. Однако педагогу надо исключить условия, при которых возможно лишь показное участие в совместной работе [50; 72].

Общественная, трудовая, спортивная и культурно-массовая деятельность также обладает богатыми возможностями для развития личности школьников [59; 60; 70]. Опираясь на совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение таких важных вопросов, как оказание взаимопомощи в учебе, формирование навыков в коллективной жизни трудовых отрядов на летней и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организация разновозрастных отрядов по месту жительства, шефство над малышами [51; 53; 58].

Методически такой вид организации деятельности группы рекомендуется достигать постановкой перед группой социально ценных задач с соблюдением следующих правил:

- организовывать достижение общих задач самостоятельно (при минимальном участии педагога);

- выполнять задание (даже большое, например подготовку к вечеру инсценированной песни, диспуту, конкурсу) за небольшое время – 3–4 дня;

- опираться в основном на подручные материалы, не требовать дорогих и дефицитных вещей;

- при неудачах и трудностях обращаться за советом и помощью в первую очередь к другим группам;

- по возможности представлять результаты деятельности группы публично, на глазах у всей школы (стенгазеты, боевой листок, лист «общественной активности группы»).

Нацеливая классы на повседневное активное взаимодействие друг с другом, можно добиться удовлетворенности коллективов от сотрудничества и предупредить соперничество и конфликты. В ходе взаимодействия каждый коллектив достаточно наглядно «видит» себя на фоне других коллективов и испытывает «публичное самоощущение», которое является сильным стимулом для развития общественной активности и обогащения групповых целей (направленности группы) [73]. Адекватное самосознание своего «коллективного “Я”» создает благоприятные возможности для повышения эффективности совместной деятельности, развития инициативы, творчества и т. д.

Практически оправдывает себя прием публичного выполнения совместного действия для повышения организованности коллектива. Так, введение в практику жизни группы коллективного обсуждения проблем (групповая дискуссия), конкурсов, исполнение песен, речёвок, экскурсий, спортивные мероприятия (турпоходы, прогулки на природу, игры в волейбол и т. д. ) побуждают группу как единое целое упражняться в коллективных действиях, в ходе которых происходит взаимная «подгонка» активности индивидов, формируется умение «ориентироваться» на других и «вписывать» свою активность в общие действия.

В ходе общих дел выявляются и практически совершенствуют свои организаторские умения и навыки лидеры-организаторы. Однако их надо учить теории и практике организации, научному планированию дел, умению ставить и решать организаторские задачи. С этой целью можно провести в классе конференцию по проблемам организации и организованности, используя для обсуждения книги А. И. Пригожина «Организация: системы, люди» (М., 1983); Л. И. Уманского, А. Н. Лутошкина «Педагогика и психология работы комсорга» (М., 1974); А. С. Крикунова, А. С. Чернышева «Социально-психологические основы работы классного руководителя» (М., 1989); А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, Ю. А. Лунева, Ю. Л. Лобкова «Психологическая школа молодежных лидеров» (М., 2005) и др.

Для организации и выполнения групповых задач следует ознакомить лидеров-организаторов со следующими «Правилами организаторской работы» (по Л. И. Уманскому).

Лидеры должны освоить 7 основных моментов организаторской работы.

1. Поставить цель. Здесь надо четко уяснить, в чем состоит сущность задания.

2. Создать соответствующий для данного дела тип организации (какая форма для данного дела наиболее подходящая – штаб, комиссия, сводный отряд в 3–5человек, группа в целом и т. д. ).

3. Отобрать наиболее эффективные способы достижения цели: ознакомить людей с заданием, изучить инструкции, положения и т. д.

4. Определить, при помощи каких людей лучше всего можно достичь цели.

5. Тщательно продумать вопрос о необходимых инструментах и материалах.

6. Правильно рассчитать все этапы выполнения задачи и по времени определить конечный момент. Следует строго выдерживать временные рамки.

7. Продумать, каким образом вести учет работы, как организовать действенный контроль.

Лидер-организатор должен до работы четко представить все стороны цели, то есть ясно выделить названные элементы организации.

Систематическая сводка этих элементов и есть, в сущности, организационный план (и все надо делать в самой конкретной форме).

Для организаторов полезно, приступая к работе, взять в свои руки карандаш и на бумаге дать ответ по всем семи указанным выше вопросам.

Надо помнить все возможные случайности на пути к осуществлению плана и быть готовым к худшему варианту.

Итак, первое, с чего должен начинать лидер-организатор, – это ясно и до мелочей продумать организационный план со всеми его элементами и несколько раз мысленно проверить его.

Труднее всего поддаются управлению межличностные отношения по симпатиям, однако и здесь можно добиться определенных сдвигов.

Напоминаем, что попытки повысить статус изолированных учащихся прямым распоряжением приведут к противоположным результатам.

Задачу повышения статуса следует решать через создание таких ситуаций, в которых данные школьники благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям смогут проявить себя с лучшей стороны в плане групповых ценностей.

Но для этого надо хорошо знать личностные особенности каждого школьника: его потребности, склонности, мотивы, которые заставляют его вести себя именно так, а не иначе.

«Развитие такой психологической наблюдательности важно потому, – пишет академик А. А. Бодалев, – что дает возможность учителю отобрать способы воздействия на ученика не случайно… а целенаправленно» [9; 36].

Зная сильные и слабые личностные особенности школьника, можно так «спроектировать» для него реальную ситуацию (например, выступить с докладом по вопросу, по которому данный школьник наиболее подготовлен, организовать экскурсию, подготовить конкурс, диспут и т. д. ), в которой он проявит себя наиболее успешно в глазах товарищей, что в итоге симпатии, уважение группы к нему должны заметно повыситься. Более того, к психологически изолированным ученикам надо быть очень внимательным и осторожным при оценочных суждениях, чтобы не подчеркивать их недостатки в глазах товарищей. Значительно улучшает отношение по симпатиям успешное завершение совместного общегруппового действия, в котором приняли участие все учащиеся.

Это вызывает удовлетворенность совместной деятельностью и коллективную эмоциональную разрядку.

Хорошо известно, что именно коллективная психологическая разрядка после напряженной работы снимает конфликты в коллективе, повышает статус его участников, способствует росту привлекательности класса для учащихся [13; 14; 15; 16; 17; 18].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...