Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Ответы к успешному решению конфликтных ситуаций  мастерами педагогического труда




Ситуация 1

… Она вышла на середину класса, посмотрела на все и улыбнулась. Класс замер в ожидании. «Ну, что ж, молодой человек, давайте познакомимся. Вы уж простите, но я не могу сказать, что я – Багратион». В классе несколько минут была тишина. Затем – реплика: «Ну что? Получил? Видишь, стреляная». «Давайте продолжать урок», – тот же голос из класса. «Хорошо, давайте продолжать урок, мы с вами остановились на... »

Ситуация 2

… «Ну, что же Вы молчите, Ш? Ведь Вы не из тех, кто за словом в карман лезет», – с легкой иронией сказала учительница. Но этого было достаточно для Ш. Руки ученика птицами выпорхнули из карманов. Он смутился по-настоящему, покраснел. Класс на это ответил дружным смехом.

Ш. принадлежал к числу учеников, которые любили изводить учителей подобными выходками. Молодая учительница не знала этого, но с честью вышла из сложившейся ситуации. С классом в дальнейшем установились очень хорошие отношения. И с Ш. было полное взаимопонимание.

Ситуация 3

… «Ну, ты молодец! Ты смотри, как хорошо вырос. Вот и нашелся у меня в классе помощник (учительница была маленького роста). Ты мне будешь помогать готовить наглядность к урокам? ». «Буду», – буркнул ученик. На перемене учительница подозвала его к себе и объяснила обязанности помощника учителя. И самым ценным было то, что этот ученик не только больше не нарушал дисциплину на уроке истории, но и стал заниматься с большим интересом. Уроки истории он учил всегда.

Ситуация 4

…Она не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт она добавила вещество, от которого человек через несколько минут может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался.

Ситуация 5

…Учительница не возмутилась, а просто спокойно сказала: «Лежи себе сколько угодно, твою работу выполнят другие, запрещаю тебе сегодня с нами работать».

Федя вначале был доволен таким наказанием, но счастье длилось минут 15, он устал отдыхать в одиночестве, с завистью смотрел на работающих одноклассников. Взмолился о прощении, просил, чтобы ему дали норму в 2 раза больше. Учительница была непреклонна. За Федю стал просить класс. Учительница разрешила ему работать со всеми вместе. Счастье сияло на лице ученика. Работал отлично.

Ситуация 6

… «Хорошо, Женя, ты, наверное, хотел бы изобразить Чапаева на рисунке? » (он рисует и любит рисовать). Женя улыбается. «Но, чтобы рисунок отвечал тексту, надо сначала прочесть текст! » Женя охотно включился в работу. При подведении итога на уроке Жене была представлена возможность прокомментировать (описать) то, что он изобразил на рисунке.

Рассказ и рисунок получили хорошую оценку у учащихся класса. Довольный, Женя предложил сам: «Можно мне и к другой главе сделать рисунок? »

Ситуация 7

…Учитель успокаивает ребят, обращается к воробью: «Бедняга, испугался? Ведь замерз, наверное, и есть хочешь». Потом к классу: «Ну, что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить же его надо». Находятся хлеб и вода. Ребята успокаиваются, воробей тоже. Изредка он совершается перелеты по классу. Ученики, конечно, не теряют его из поля зрения, но урок идет как обычно. Следующий урок был сорван. Другой учитель, увидев в классе необычного гостя, стал требовать от учащихся признания, кто это сделал, возмущаться их поведением, укорять, что они сорвали урок. В конечном итоге ушел с урока, доложил директору.

Ситуация 8

…Учительница сделала вид, что ничего не произошло, похвалила, что дежурные повесили плакат (хотя и вверх ногами), и начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения учащиеся попросили учителя перевесить плакат. Учительница сказала, что ей все равно, как объяснять, а если ученикам непонятно, то нужно для этого вешать так, как надо.

Ситуация 9

…Учительница поднимает глаза, покачивает головой из стороны в сторону и говорит: «Мое почтение». Затем она уходит. Прошло 10 лет, как бывший ученика рассказал эту историю. До сих пор помню, как Вы это сказали, до сего времени мне стыдно».

Ситуация 10

…Учитель спокойно ответил: «Зачем завтра? У меня пятерка. У тебя сдача? »

Ситуация 11

…и сразу засмеялась. Дети развесились. Когда шум улегся, учительница повернулась к Вове и сказала: «А я слышала, что ты плохо учишься и мешаешь учителям на уроке, а ведь талантлив, даже сумел меня напугать». С этого времени между учеником и учителем завязалась дружба, которая продолжалась до окончания 8-го класса».

Ситуация 12

…Умное вмешательство преподавателя института, к которому обратился классный руководитель, помогло конфликт ликвидировать.

Ситуация 13

…Ну, что же, сажаю класс и начинаю урок. Нужно повторить за 3-й класс. Ребята активны. А Саша, как зверек, озирается по сторонам. Я «не замечаю» его настроения и, как и всех: «Саша, пожалуйста, как думаешь? » Сидит, ошеломленный, потом быстро опускает портфель, вскакивает и отвечает: «Умница, Саша! Ты хорошо помнишь этот материал». В глазах у него недоумение. Ведь во мне он видит врага, все три года я называла его по фамилии. В конце следующего урока говорю: «Ты, Саша, молодец». Ты хорошо работаешь. Тебе нужно помочь Мише. Видишь, как слабо он отвечает. И дневник не смог заполнить. Помоги ему, пожалуйста». И продолжаю урок...

Чуть звонок, – он подбежал к Мише. А я, «не обращая внимания», краешком глаза наблюдаю, как он учит Мишу.

В течение дальнейших уроков он работал с большим старанием, ставила ему «4» и «5». Иногда он забывался. Вскинет глаза, а я потихоньку качну головой (вслух нельзя – самолюбие страшное), и он сидит, как самый примерный ученик. Победила? Да нет еще. Однако первая ласточка успеха есть. Моя девочка, которая учится с Сашей в одном в классе, говорит мне (я приехала вечером с курсов): «Власов спрашивает, когда же ты наконец придешь учить».

Ситуация 14

…Тут классный руководитель, зная, что у мальчика строгий отец, говорит: «Сейчас иду звонить папе». Моментальная реакция – слезы раскаяния.

Ситуация 15

…предложил ученику открыть дневник и сказал: «Поставь в дневник себе оценку за ответ». Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, ученик поставил сам в дневник оценку «2». Учитель расписался в дневнике. После этого ученик стал успевать по предмету.

Ситуация 16

…Учительница, прекратив на время объяснение, обращается к ученику Б. и просит его выйти к доске вместе со своим изделием, предлагает ему рассказать, как это делается. Ученик выходит и показывает с улыбкой. Сделав две штуки обстоятельно, с усмешкой, начал делать третью, уже без улыбки. Но класс, напротив, смеется. Вначале несколько человек, затем все дружно. Ученик сам садится на место. Урок продолжается с еще большим вниманием учащихся.

Ситуация 17

…Она не стала кричать, возмущаться, а поставила на трибуну графин с водой (он был у нее в руках) и громко сказала: «Ребята, у меня здесь очень сильная кислота. Если ее разольешь, то возникнет взрыв. Очень прошу сидеть тихо, не двигаться». После этого она начала проводить урок. Все сидели тихо. После урока учительница ушла, «ничего не заметив». А «трудного» ученика извлекли ребята, он был очень бледен, с него катился пот. Больше он не пытался сорвать урок у этой учительницы.

Ситуация 18

…Учительница рассмеялась, за ней учащиеся. Ученик, совершивший проступок, испуганно смотрел на учительницу. Но она его посадила на место и начала урок как будто ничего не было.

Ситуация 19

…Она «не заметила» этого и стала спокойно вести урок. Когда ученику надоело там сидеть, и он вылез, она «удивилась», почему это он там оказался, и сказала, что, если, ему так нравится, пусть сидит под партой до конца урока. Так и пришлось незадачливому выдумщику просидеть в неудобном положении под партой целых 45 минут.

Ситуация 20

… «Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на ферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне уже от ребят приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя? »

Урок пришел успешно. Желающих мешать не оказалось.

Ситуация 21

…Говорю ребятам»: «Если вам не хватило времени на перемене, а покурить хочется, выйдите, пожалуйста, из класса, покурите, потом зайдите, сядете на место». Я был закреплен у них классным руководителем. Позже, когда мы сдружились, ребята мне сказали: «Мы Вас проверяли, будем дружить или враждовать. Вы у нас уже 6-й классный руководитель».

Ситуация 22

…Директор поручил Т. изготовить табличку (не в смысле наказания, а как поручение). Укрепить ее, проследить за ее сохранностью. Указанные нарушения прекратились.

Ситуация 23

…Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И троим ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок. В настоящее время один из троих ребят работает учителем в школе, другой закончил политехнический институт, а третий – механизатор в совхозе.

Ситуация 24

…как бы вспомнив случай из своей жизни, рассказал, как он, будучи учеником, однажды получил «2», как ему стало обидно, было желание разорвать тетрадь, но он взял себя в руки, не сделал этого. А затем хорошо подготовился и следующую контрольную работу написал на «4». Рассказал, как важно в жизни сдерживать свой гнев, к чему приводит несдержанность.

Ситуация 25

…Я раздала ученикам по спичке, потребовала, чтобы они, положив ее на одну ладонь, прикрыли другой. Затем уверенным тоном сказала, что спустя некоторое время я спички проверю. У того, кто взял чужую ручку, спичка вырастет. Для проверки стала ходить к каждому ученику. Спокойно раскрывая их ладони, я обнаруживала в них целую спичку, но у Коли спичка оказалась сломана. «Почему у тебя сломанная спичка? » – спросила я. «Я ее сломал, чтобы она не выросла», – ответил, смущаясь, ученик.

Таким образом, удалось выявить виновного. С тех пор перестали пропадать в классе вещи.

Ситуация 26

…Когда Иван подходил к учителю во время перемены договориться о положительной оценке, учитель извинялся и проходил мимо, ссылаясь на занятость. Двойка в четверти была неизбежной. Учитель оставался непреклонным. Тогда Иван остался после уроков, дождался учителя, извинился за свое поведение, попросил задание по всему разделу и в итоге вместо двойки получил «4».

Ситуация 27

…Открывается дверь, и, к удивлению учеников, в класс, вместо физика, входит учитель музыки. Володю просят, чтобы он спел под аккомпанемент. Но Володя вдруг выбегает из класса. На следующий день он подходит к учителю физики и просит извинения.

Ситуация 28

…Она спокойно вызвала его отвечать по тексту. Коля одним взмахом руки убирает «грим», встает, повесив голову. Учитель улыбается, сажает его на место. Урок продолжается.

Ситуация 29

…Но учительница спокойно продолжала вести урок. Учащиеся уже не обращали внимания на ученика. Ученику наскучил сидеть под столом, да на него никто уже не смотрел. Тогда он попросил разрешения сесть на место. Учительница сделала вид, что она и не заметила, что он сидел под столом, и посадила его за парту. Больше он ей не мешал на уроке.

Ситуация 30

…Она вытащила щенка из-под парты и начала его ласково гладить. Затем вдруг предложила ребятам внимательно рассмотреть щенка, который лежал у нее на руке, и составить рассказ-описание, употребив как можно больше сравнительных оборотов. Ребята, весело поглядывая то на учительницу, то на щенка, записали картинку в тетради. Петя работал со всеми вместе и в то же время чувствовал себя хорошо: у него появился новый друг – его учительница Мария Алексеевна.

Ситуация 31

… «Отпусти и падай», – сказала я как можно безразличней. Оля крепко вцепилась руками и уже спокойно говорит: «А тебя посадят в тюрьму? » А я отвечаю: «Это уже не твое дело». Оля подтянулась и встала на ноги.

Стала с ней беседовать в кабинете: она мне призналась, что хотела испугать учительницу и директора, так как прежний директор ее боялся, как она выразилась, «когда я бесилась».

Ситуация 32

…Учитель спокойно реагирует: «Садитесь на место, после уроков подойдите ко мне». После уроков ученики подошли к учителю объясниться. Учитель сказал: «Стекло разбили вы, вы его должны и вставить. Сейчас давайте снимем мерку, завтра поезжайте в хозяйственный магазин, там вам вырежут стекло нужного размера, сами привезете, сами и вставите! » Шестиклассники все сделали, стекло сами вставили. Учитель похвалил их. Никакого шума, никакой жалобы родителям, классному руководителю. В дальнейшем эти сорванцы стали первыми помощниками учителя.

Ситуация 33

…Она дала знак ученикам, и те тихо, без шороха взяли со стола учебники, карты и на цыпочках вышли в другой класс. Урок был проведен нормально. А нерадивый ученик, боясь выйти в коридор, где он мог попасться на глаза дежурному учителю или директору школы, так и просидел весь урок в пустом классе.

Ситуация 34

…В ответ учительница, поприветствовав детей, как ни в чем не бывало, начинает урок. Прохаживаясь по классу, убеждается, что Сережа К., изогнувшись в неудобной позе, лежит под плакатами. Учитель спокойно ведет урок, положив учебник в шкаф Сереже. Дети сначала переглядываются, а потом увлекаются работой. А Сереже было неловко. Он ерзал, тихонько кряхтел, а когда учитель обращался к нему с вопросом по материалу урока, краснел. Потом, поборов неловкость, попросил разрешения сесть на место. Учитель ответил: «Конечно, Сережа, я же понимаю, что удобнее сидеть за столом». Под насмешливыми взглядами одноклассников тот прошел на место. Урок продолжался, но мальчик чувствовал себя неловко.

Ситуация 35

…Я не стала его обрывать, выгонять, выслушала. Затем стала объяснять тему (работала уже по новой программе). В конце урока я попросила его остаться и к каждому уроку готовить 5–7 минут по тем произведениям, которые он считал бы более интересными и новыми. Затем я стала привлекать и других учеников к подготовке уроков внеклассного чтения, диспутов, уроков-конференций, уроков-праздников, даже вечеров по творчеству тех писателей, о которых они хотели бы услышать. Договоренность с ними была такая, что они должны будут читать произведения и по программе. Уже к концу года я стала им предлагать свои книги, и они вместе со мной соглашались, что, действительно, интересно.

Ситуация 36

…Учитель сначала постарался отвлечь внимание класса.

Он подошел к окну и стал делать вид, что за окном его что-то заинтересовало, а сам тем временем краем глаза смотрел на класс. Через некоторое время поворачивается к классу: «Ребята, на улице зима, а у нас жужжат мухи, скоро они начнут кусаться». Класс сразу начинает смеяться и поворачивает головы на ученика, который жужжал. Лидер притихает и даже немного улыбается. Он старается не выделиться из класса.

Ситуация 37

…Учительница взяла себя в руки и послушала его сочинение так же заинтересованно, как и другие. Затем сказала: «Если это только твое мнение, то я переживу, а если так и другие думают, то я хочу спросить у вас, что я делаю не так, чтобы исправиться»... Класс затих в смущении... Учитель продолжает: «Продолжим урок? » «Да! » – хором отвечает класс.

Ситуация 38

… «Ребята, я думаю, что Танюша хотела вас угостить, но побоялась, что на перемене вы не все будете в классе. А теперь давайте сядем за свои парты, а Таня попробует в спокойной обстановке угостить вас. А мы с вами вспомним, как надо благодарить ее за угощение».

Девочке ничего не оставалось, как угостить ребят...

Ситуация 39

Учительница подошла к Косте и спросила, кого он изображает. «Разведчика», – был ответ. Учительница позвала его к доске, прикрепила флажок около болота и предложила ему обойти это болото, прокрасться к лагерю врага. Костя притих, взял маленькие флажки и до конца урока прокладывал путь...

Ситуация 40

Не теряя самообладания, директор приказал учительнице перевести учащихся в свободный кабинет и продолжить урок. Олег остался в классе один...

Ситуация 41

Тогда классный руководитель подозвала к себе ученика, среднего по успеваемости и поведению, и попросил его осудить этот, как он выразился, «садизм». Больше классным руководителем не было произнесено ни одного слова. Слов ученика не было слышно, но через 2–3 минуты класс отлично работал.

Ситуация 42

Не знаю, правильно ли я поступила, но сразу стала успокаивать подростка, уговорила его извиниться перед учителем (иначе, я ему объяснила, она не сможет войти в класс и вообще вести уроки). Он набрался мужества и громко извинился, у учителя хватило сил взять себя в руки и как ни в чем не бывало продолжить урок. Никто, кроме присутствовавших, об этом конфликте больше не узнал. Я не позволила себе и учителю афишировать эту ситуацию по всей школе.

Ситуация 43

Сажаю ребят и начинаю знакомство с ними. Представляюсь сама и вызываю их по фамилиям, сидящий ученик тоже отозвался. Я, как о чем-то естественном, сказала, что, если ему удобно сидеть на полу, он может там и оставаться, и стала объяснять урок. Ребята внимательно слушали, никто больше не обращал внимание на него, и он незаметно сел за стол.

 С тех пор и до конца года (он ушел из школы после 8 класса) он на моих уроках вел себя прилично, в то же время срывая уроки у других учителей, и, когда на собраниях обсуждалось поведение этого ученика, я ничего плохого не могла сказать о нем, а учителя не верили, что у меня с учеником полное взаимопонимание. Я сразу почувствовала, что этот ученик любит быть в центре внимания и ему безразлично, каким путем этого добиваться, и тогда, на первом уроке, я его обезоружила своей выдержкой...

Ситуация 44

Он расплакался и рассказал мне, что накануне он на велосипеде возвращался домой по мосту, после дождя было скользко. Навстречу ехала грузовая машина. Упал с велосипеда, а велосипед и сумка с книжками упала в речку. За ночь он не смог высушить книги, поэтому пришел в школу без книг. А признаться в этом перед всеми ребятами он не смог. Он и так маленький, переживает это, а вдобавок в классе его считают все «козлом отпущения».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...