Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения




Опираясь на вышеописанный способ, решите несколько ситуаций.

Ситуация 1

... В прошлом году окончил школу Виктор В. В аттестате средний балл 4, 5. По гуманитарным предметам у него «5». Все годы Виктор усиленно работал над собой, был исполнительным. Из всех выпускников он самый эрудированный, политически грамотный.

До 8 класса был предметом насмешек, издевательств. Ребята (значительно слабее его по учебе) диктовали ему свою волю, в случае неподчинения избивали. Виктор стойко переносил оскорбления, никогда не жаловался. Почему ребята не приняли его? В семье Виктор – поздний ребенок. Родители с высшим образованием. Уже в первом классе он резко отличался от ребят взрослостью суждений. Его глубокие мысли, анализ не всегда были ясны ребятам. Он поднимал проблемы, которые решали взрослые.

Неприятная внешность: неуклюжий, сложен непропорционально, полноват. Страдал хроническим насморком, поэтому нос всегда был красным. Ребята не хотели сидеть с ним за одной партой. Учителя все знали, пытались беседовать с учащимися, но результатов не достигали...

Ситуация 2

... В школе санитарный день. В 10-м классе тоже идет генеральная уборка. А на следующий день учитель объявляет трудовой десант. Одна девочка говорит, что не может прийти, так как ей необязательно работать в поле, будущая ее профессия не будет связана с физическим трудом (она мечтает стать врачом). Классный руководитель в замешательстве, ученица учится на «отлично», примерно себя ведет, и вдруг такое заявление…

Ситуация 3

... Александр с 1-го класса по 10-й учился на «4» и «5» и по примеру дяди мечтал поступить в военное училище и стать военным. Но во 2-м полугодии в 10-м классе родители Саши, а особенно бабушка, выступили против Сашиной мечты и желания поступить в военное училище. Саша вначале не хотел примириться с требованиями родителей, а потом решил уступить им и заявил, что, как все ребята, поступит в СПТУ. И сразу резко падает успеваемость – начал получать «3». Вызываю для ответа по истории – отвечает вяло, без интереса. Я насторожился. На другой день вызываю по обществоведению – и опять ответ, который вызвал у меня беспокойство. Я предупреждаю Сашу, что буду разговаривать с его отцом. Через два дня отец Саши оказался на школьном дворе, пригласил его в кабинет. Рассказал о резком падении интереса к знаниям у Саши, показал журнал, где появились оценки «4» и «3». Отец признался, что отсоветовали Саше поступать в военное училище. Что делать дальше?

Ситуация 4

Участники: 1) ученица 7 класса Люда, очень развитая, хорошая общественница; 2) ученик 7 класса Сережа, способный, но уроки не учит, неорганизованный, но хороший товарищ.

Как-то на перемене Люда очень метко подметила, что Сережа очень похож лицом на древнего человека, изображенного в учебнике 7 класса по истории. Это подхватил класс. У Люды и Сережи начались ссоры.

На уроке немецкого языка, отвечая, Люда допустила оплошность. Класс засмеялся. Сережа захохотал громче всех. Люда взяла учебник истории, быстро открыла страницу с древним человеком, показала Сереже. Тот побагровел и в адрес Люды сказал: «Тварь». Люда подошла к нему и ударила по щеке...

Ситуация 5

... Перед началом урока русского языка мною на доске были написаны начала предложений. На уроке их надо было продолжить учащимся. Вхожу – в классе гробовая тишина. Предлагаю задание – последовал взрыв смеха. Осмотрел себя – внешне все в порядке. Взгляд на доску – причина смеха ясна. Предложение: «Гаврик втащил Петю в подворотню и... » было продолжено словами «дал ему... (нецензурное слово)». Последовал мой вопрос: «Кто это сделал? » Тишину разрезал голос внешне непривлекательной выпускницы, умной и способной школьницы, но она не пользовалась вниманием со стороны юношей класса. «Я», – как-то просто и серьезно ответила Таня К. Большинство одноклассников и я опешили: «Не надо жертв, Таня», – пытаясь найти правду, успокоил я ее. «И Вы мне не верите? » – в слезах бросила она. «Верю, вытри слезы и доску», – как можно мягче попросил я. Она молча выполнила мою просьбу. Для юношей она стала более привлекательной, произошло самоутверждение с «черного хода». А что дальше?

Ситуация 6

... Урок физкультуры в 8-м классе. Учитель впервые на уроке. Все выполняют упражнения, один сидит. Преподаватель вызывает его, он не встает, не реагирует. Учитель спрашивает его, почему он сидит. Ученик ответил: «Нипочему». Учитель не отстает. Ученик посылает его...

Ситуация 7

... Во время подготовки к демонстрации 1 Мая в строю кто-то стал громко свистеть. Я попросил одну учительницу проследить, кто это делает. Довольно быстро она увидела, кто это делает, и доложила мне, что это делает Люба К., ученица 10 класса, которая имела примерное поведение и училась отлично. Трудно было в это поверить. Когда учащиеся остановились, я предложил ей выйти из строя и спросил, она ли это свистит. Она ответила утвердительно. Я предложил ей показать, как она это делает. Без всякого смущения она закладывает пальцы в рот и свистит, а ребята, стоящие рядом в строю, смеются. Тогда я сказал, что поскольку ей это так интересно, то ребят я отпускаю. «А ты стой и свисти»... И что же? Стоит и свистит. И так около часа.

Ситуация 8

... В первый класс пришли два мальчика-близнеца Павлик и Эдик. Спустя некоторое время учительница заговорила о том, что ребята плохо развиты (можно сказать, дебильные). Завуч, исходя из бесед с ребятами, сделала вывод о том, что при работе с ними необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности их развития, уделять им больше внимания на уроке в индивидуальном плане, давать дифференцированные задания. Об этом просила мать-инженер. Учительница была против. Ребята были показаны медико-педагогической комиссии, которая подтвердила доводы завуча, что знаний у ребят маловато, так как должного внимания им не уделялось. Как помочь детям-близнецам?

Ситуация 9

... Молодая учительница пришла в 5-й класс. Сразу же она выделила Сашу К., который отличался подвижностью, неуравновешенностью, обладал, казалось, неиссякаемой энергией, на уроке вертелся, разговаривал с соседями, но отвечал всегда правильно, хотя кратко, а класс смеялся при его ответах. Учительница хотела добиться идеальной дисциплины, ей это не удавалось в 5-м классе, поэтому свое негодование обрушила на Сашу. Не хотела, а быть может, не могла учесть возрастные психологические особенности развития ребенка, видеть в нем человека. Дело дошло до вызова родителей в школу, мальчик начал пропускать уроки этой учительницы, а потом все подряд. К концу года стал троечником...

Ситуация 10

... Ученик 10 класса занимался с большим нежеланием на уроках истории и обществоведения. Учительница не смогла найти контакта с учеником, часто грубо делала ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ на это намеренно нарушал дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить просьбу учительницы. Тогда она подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса...

Ситуация 11

... Прозвенел звонок. Вхожу в класс. Тишина. Объявляю тему урока. Поворачиваюсь к доске, чтобы записать формулу. Вдруг тишину нарушает дружный хохот. Поворачиваюсь: все сидят на своих местах. Тишина. Выжидаю. Снова поворачиваюсь к доске – снова хохот. Начинаю нервничать, так как думаю, что причина во мне. Внимательно осматриваю себя. Ничего не нахожу. Внимательно присматриваюсь к учащимся и вижу косые взгляды в сторону Иванова. На шее у него висит большой крест, под партой стоит горящая свеча, он, наклоняясь к ней, крестится...

Ситуация 12

... 8-й класс, урок химии; молодая учительница; трудный ученик С. демонстративно не слушает объяснение, мешает ей. Учительница делает одно замечание, другое – ученик не реагирует. Наконец, последнее, резкое по форме. Ученик поднимается и выходит из класса. Учительница берет его портфель и приносит в учительскую, дабы ученик пришел за ним сам. Проходит день, второй, третий. Ученик на уроках, но без портфеля, к урокам не готов. «Сходи, возьми! » – «А я его туда не носил». Учительница тоже не берет портфель, не отдает его ученику, ждет, когда он сам придет, возьмет его и извинится перед ней. Ученик считает себя оскорбленным резким замечанием учителя. Выход...

Ситуация 13

... У учительницы химии и учеников 8 класса никак не складывались отношения. Класс, конечно, не из легких, но и учительница не всегда была справедлива: многих удаляла с урока, иногда даже тогда, когда можно было обойтись без этого. И вот однажды она сделала то же самое. Ученик спросил: «А что же я буду делать? » Она отвечает: «Что хочешь». Тогда ученик медленно пошел по классу и сел... учительнице на колени. Что делать учительнице?

Ситуация 14

... Урок химии в 10-м классе. Учительница молодая, хорошо знает предмет. К ученикам требовательна. Порой грубовата. Контрольная работа. Учительница предлагает учащимся карточки-задания. Ученица Люба М., всегда исполнительная, спокойная, успевающая по химии посредственно (на «3», «4»), открывает учебник и начинает переписывать нужные ей положения, уравнения и т. п. Учительница спокойно говорит ей: «Люба, закрой учебник. Ведь мы готовились к этой работе». Девочка продолжает листать учебник и отвечает: «Я не все еще списала». Учительница уже требует закрыть учебник, но девочка спокойно продолжает работать с книгой. Тогда учительница просит ее сдать работу. Ученица дописала предложение «У сильного всегда бессильный виноват», сдала работу и вышла из класса. Прочитав это в контрольной работе, учительница была в глубоком раздумье. Как правильно поступить при анализе контрольной работы? Что сказать об этой работе и что поставить в журнал?...

Ситуация 15

... Урок истории в 8-м классе. Стоит сплошной шум, продолжается веселая жизнь перерыва, несмотря на то что учитель уже несколько минут в классе.

Класс в общем-то дисциплинированный, а весь корень зла в том, что один ученик не уважает учителя, но пользуется авторитетом у коллектива класса. Учитель пытается навести порядок, установить дисциплину, ученик не реагирует, тогда учитель приказывает ему удалиться. Ученик поднимается и с чувством достоинства выходит из класса, при выходе оскорбляет учителя. Учитель в пылу гнева бросает ему вслед резкое замечание. Что дальше?

Ситуация 16

... Начальная информация: в школу пришла молодая учительница, биолог, с высшим образованием. Сначала все было хорошо. Во второй четверти в начале урока она не нашла в классе учеников. Они стояли в коридоре второго этажа и объясняли директору, что учительница относится к ним высокомерно, подчеркивает постоянно свои большие знания и свою учебу в институте, на каждом шагу старается показать ученикам, насколько они глупы.

Как директор должен реагировать на обстановку?

Ситуация 17

... В 8-й класс пришел новый ученик. Класс этот работоспособный, считается одним из лучших по учебе и дисциплине в школе. Но принимает «новенького» настороженно. Положение усугубляется тем, что в классе 24 ученика, все сидели парами. Классный руководитель не учел этого и посадил «новенького» за отдельный стол на «камчатке», таким образом отделив его пространственно от других. Класс не принимает «новенького», не конфликтует с ним, а как бы не замечает его. В конце концов классный руководитель обратил на это внимание и решил коренным образом исправить положение. К тому же пришли родители «новенького» и сообщили, что в той школе он хорошо учился, у него были хорошие друзья, а здесь он вечерами только и занимается, что поет песни во дворе с девчонками и ребятами подозрительного поведения, приходит поздно.

Перед классным руководителем встала трудная задача.

Ситуация 18

... В 8-м классе нашей школы учился Евгений Ч.  Отличался крайней недисциплинированностью, я бы даже сказал агрессивностью. С учителями был груб, постоянно был готов преподнести школе и одноклассникам неприятности. Дружбу заводил только со старшеклассниками.

К учебе относился неудовлетворительно, ясно без причин отсутствовал на занятиях. Состоял на учете в детской комнате милиции. Его исключили из пионеров. И, кажется, эта мера не внесла никаких изменений в его поведение. К нему стали относиться как к человеку с заведомо испорченным будущим. Новый классный руководитель Тамара Дмитриевна искала и нашла причину его поведения. Отец – алкоголик. В 3-м классе Евгений получил очень сильные ожоги. Мать и особенно бабушка очень его любили. Классный руководитель увидела, что его безучастность и неправильное поведение являются сильной нервной реакцией, что она находится на грани нервного срыва.

Ситуация 19

... В одном из 9-х классов нашей школы учится юноша. От рождения у него серьезная болезнь – эпилепсия. С возрастом он стал глубже понимать свой физический недостаток. У него повысилась агрессивность, раздражительность, обидчивость, отрицательно влияющие на учебу. Плохо посещал школу, не участвовал в общественной работе, учителям отвечал (на малейшее замечание) грубостью. Вся школа возмущалась его поведением. По сведениям учащихся и самих родителей этот ученик дома обзывал своих родителей матерными словами. Перестроить психику ученика оказалось практически невозможным.

Ситуация 20

... Учащиеся 7 класса возвращались с сельхозработ. Один из школьников заметил, что водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, и громко обозвал его «козлом». Шофер остановил автобус. В ответ на его сердитый окрик, кто это сказал, ребята указали на самого маленького и тихого мальчика. Шофер грубо схватил его и вытолкнул из автобуса. Свидетелями этому были две молодые учительницы, которые растерялись и не повлияли на исход дела...

Ситуация 21

... Ученица 9 класса резко сдала в учебе, увлеклась нарядами, танцами. Она избалована, капризна, с мнением одноклассников не считается. Конфликтует со всеми учителями. Попытка классного руководителя, членов ученического коллектива найти к ней подход и поправить положение дел не удалась. Родители ученицы плохого в поведении дочери не видят, а все свои промахи в воспитании относят к школе.

Что предпринять классному руководителю?

Ситуация 22

... Учительница вызывает к доске ученика-отличника для того, чтобы он записал решение домашней задачи. Решение было написано, но допущены ошибки или неточности в решении. После разбора задачи учительница ставит этому ученику оценку «3». Выставила оценку в журнал и в дневник. Через несколько секунд ученик в возбужденном состоянии бросает дневник на стол учительнице. При этом кричит: «Сотрите, зачем поставили, за что? » Учительнице пришлось успокаивать ученика. Об этом случае узнали учителя и учащиеся других классов. Учительница рассказала мне как директору об этом случае...


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...