Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные интегративные свойства коллектива и методы




Основные интегративные свойства коллектива и методы

их изучения

Ведущим аспектом интеракции в малых группах является, как считает Б. Д. Парыгин, интегрированность групповой деятельности и отношений. Групповая интеграция (от лат. integer – целый) – состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психическом единстве, целостности социальной общности. Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности [43].

 Степень согласованности актов поведения в группе самым прямым образом влияет на эффективность усилий группы в целом. Особую ценность представляет способ внутреннего согласования коллективных действий в отличие от внешней подогнанности совокупного поведения под общий образец.

А. Л. Журавлев приходит к мысли о необходимости разработки многомерной классификации психологических свойств коллектива, так как описано большое их число, но они рассматриваются рядоположенно, хотя имеют разный порядок, уровень и основания классификации.

В этой связи такие социально-психологические свойства коллектива, как сплоченность, совместимость, удовлетворенность группой, подготовленность, референтность и т. д., не характеризуют его совместную трудовую деятельность, поскольку они имеют другие основания их выделения, а свойства: целенаправленность, мотивированность, целостность, согласованность, организованность и др. – одновременно характеризуют и совместную деятельность, и коллективный субъект.

Обобщая результаты эмпирических исследований коллективов, А. Л. Журавлев выявляет парадокс тенденций в жизнедеятельности молодежных групп: сочетание высокой сплоченности, удовлетворенности членством в группе, идентификации личности и группы и т. д., с одной стороны, и низких показателей совместной деятельности – с другой.

То есть в групповом сознании прослеживается смещение ценностей с трудовой деятельности на общение и взаимоотношения, от которых члены группы получают бó льшее удовлетворение [22].

Таким образом, интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также в уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»). Является важнейшей психологической структурой, определяющей все другие подструктуры, которая выступает «своеобразным» идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм.

Социально-психологическим механизмом актуализации содержания направленности выступает организованность группы как проявление субъектности группы в жизнедеятельности.

Организованность понимается как способность к эффективному самоуправлению. Проявляется организованность в способности коллектива самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, а также сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий его учеников.

Уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния среды, зато повышается влияние группы на среду.

В высокоорганизованных группах актуализируется полнота отражения возможностей индивидов и адекватность оценки ими друг друга, что во многом определяет характер их взаимодействия и эффективность совместной деятельности.

Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельности класса означает, как писал А. С. Макаренко, способность ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают [38].

Интеллектуальная коммуникативность – это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь «общего языка» и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие).

Наиболее значимыми среди них оказались психологический настрой на деятельность и реакция на стрессоры.

На социально-психологическом уровне это проявляется в способности членов группы очень согласованно и быстро актуализировать свои чувства и волю и слить их в единое эмоционально-волевое состояние группы, устойчивое к экстерораздражителям.

Психологический настрой и стрессоустойчивость определяют «предстартовое» состояние коллектива перед стрессовыми ситуациями. Эти показатели влияли на способность коллектива мобилизовать себя очень быстро. Задача в экстремальных условиях выполняется более эффективно, чем в обычных.

Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом – или разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

Высокое развитие свойств облегчает коллективу возможность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те черты, которые непосредственно способствуют укреплению или разрушению коллектива. Согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого индивида. Достаточно адекватное понимание людей существенно влияет на межличностные отношения: статусная структура включает не все категории, официальный руководитель является лидером всех группировок.

Отсутствие «пренебрегаемых» и небольшое число «звезд» способствует сближению авторитетов и значимости всех участников коллектива.

Слабое развитие свойств затрудняет процесс познания людей; отражаются броские, лежащие на поверхности, несущественные для коллектива черты личности (повышенная словесная и физическая активность, бойкость, напористость и т. д. ). В итоге возникает установка на поверхностное отражение личности, что приводит к дефициту информации о людях и затруднению организационного взаимодействия, особенно в стрессовых ситуациях.

На этой основе возникает тенденция преувеличения роли ряда индивидов в жизни коллектива со стороны эмоционально близких им людей. Видимо, аттестация своих близких людей в качестве лидеров в определенной мере удовлетворяет собственную потребность респондентов в доминировании. Это является препятствием взаимодействия индивидов.

Учитывая это обстоятельство при определении истинных лидеров, надо ориентироваться на мнение абсолютного большинства. Сепарация лидеров по критерию «единство мнений о лидерах – организаторах» выделяет настоящих и ложных лидеров. Реальный результат взаимодействия группы и лидера во многом определяется нравственными чертами последнего. Лиц с высокоразвитой нравственной сферой принимают, имеющих определенные нравственные недостатки – отвергают. В связи с тем что последние продолжают навязывать свое влияние, они становятся центрами дезорганизации.

Вообще чрезмерная включенность личности в организацию может привести к нежелательным последствиям, так как, в силу значительной включенности, личность проявляет себя многогранно и противоречиво (по одним направлениям усиливает организацию, по другим – разрушает). В коллективе же складывается установка только на абсолютно положительное проявление сверхнормативной активности, что и приводит к напряжениям, конфликтам и т. д. [74; 75].

Организующим началом является оптимальная включенность личности, то есть ее успешное самоутверждение в рамках 1–2 свойств.

Вышеописанные интегративные свойства коллектива можно использовать как критерии оценки уровня его развития и субъектности. (Для этих целей используется опросник «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» и другие методики. )

В итоге можно оценить уровень социально-психологической зрелости класса как коллектива, выбирая из таких состояний, как диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация и группа-коллектив [62; 64; 65].

Психологические характеристики групп разного уровня развития, отражающие этапы развития группы по пути к коллективу,  можно представить в научных терминах (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев) и на языке пользователя – учителя, родителя, ученика (А. Н. Лутошкин) (табл. 2).

 

Таблица  2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...