Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Упражнения по решению ситуаций (с наличием вариантов решений их мастерами педагогического труда)




Вам предлагается ряд заданий по применению указанных правил при определении способов воздействия на личность школьника в конфликтных ситуациях. Сравните Ваш вариант воздействия со способами решения конфликта мастерами педагогического труда (см. 2. 3. ).

Ситуация 1

... Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса.

Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и готовят ему «сюрприз».

Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла: «сюрприз» готов. Это можно было прочитать по глазам учеников.

Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий подросток и отрапортовал: «Давайте познакомимся. Я – Шаповалов».

Учительница была психологически готова к «приему», но не к такому, разумеется...

Ситуация 2

... Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница дает после окончания вуза свой первый урок в сельской школе. Короткое знакомство с классом. Внимание привлек ученик Ш., симпатичный паренек со смеющимися глазами.

Класс с интересов присматривается к учительнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает своего соседа по парте и смеется.

Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одного замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выходит к доске и прыскает от смеха. Руки у него в карманах.

«Ш., Вам понятен вопрос? » – спросила учительница доброжелательно. – «Понятен», – буркнул Ш., а сам продолжает смеяться глазами, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится...

Ситуация 3

... Молодая учительница истории пришла впервые в 5-й класс. Она вошла, ребята молча ее приветствовали. Лишь за последней партой продолжал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не обращая внимание на новую учительницу. Учительница, правда, была наслышана, что в классе есть второгодники-переростки, но она никак не могла предположить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив навести порядок в классе и убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к товарищу, учительница сказала: «А ты что здесь делаешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько! ». «Никуда я не пойду, – басом ответил высокий, – я и есть в своем классе». Несколько смутившись, но тут же оценив ситуацию, учительница воскликнула...

Ситуация 4

... Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку...

Ситуация 5

... Учащиеся 7 класса работали на уборке картофеля в колхозе. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: «Лучше полежу. «Вкалывать» мне надоело, надоела вся эта самодеятельность. Я – человек тонкой кости, и к работе моя душа не лежит»...

Ситуация 6

... Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения Д. Фурманова «Чапаев»: находят и читают вслух те части, которые рассказывают о действиях командира. В тетрадь выписываются глаголы, характеризующие стремительность действий Чапаева, выводы.

Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже справился? » – отвечает «И не думал! »

Ситуация 7

... Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...

Ситуация 8

... Учительница биологии пришла на урок в 10-й класс. Подготовленный по теме «Фотосинтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Ситуация 9

... Ученик 7 класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуации?

Ситуация 10

... Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока труда без спроса, не закончив работу, и стали играть в теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крикнул: «Ну, тогда, чтоб завтра 2 рубля были! »

Ситуация 11

... В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недисциплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда пришла учительница на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...

Ситуация 12

... Учащийся 10 класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем химии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Один вопрос (внепрограммный) слушал на подготовительных курсах в институте, понял его неправильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на уроке. Ученик имел о нем уже сложившееся представление (неверное). Поэтому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя института. На почве неверия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься химией, стал вызывающе вести себя на уроках...

Ситуация 13

... В течение 3-х лет (1–3 классы) учительница постоянно жаловались на мальчика, который избивал детей, рвал книги, тетради и пр. «Злодеяниям» не было предела. И все три года мне, как заместителю директора, приходилось с ним «разбираться». Враждебность полнейшая.

А затем, в 4-м классе, мне пришлось учить этого мальчика. Я не забыла его отношение к себе (а он, естественно, к себе моего), поэтому с первого урока была готова ко всему. И действительно: вхожу в класс на первый урок, а он держит на коленях портфель (с какой целью? ), в руках линейка, жует булку....

Ситуация 14

... Учащиеся школы залезли по лестнице в здание аптеки. Колхозница шла на работу и увидела одного из них. Пришла к директору и назвала ученика.

Из аптеки был взволнованный звонок: ученики, действительно, были в подсобке, ничего не взяли, а быть – были. Все переворошили, что искали – неизвестно.

Директор школы решила наказать учеников. Но кого? Стали вызывать. Вызываем мальчика, которого видели. Он отрицает.

В глазах колхозницы недоумение: ведь она сама его видела, разговаривала с ним, а он отказывается. Что делать?

Конечно, вера больше взрослому человеку, но как заставить мальчика рассказать все самому?...

Ситуация 15

... Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте! ». Как-то при очередном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель...

Ситуация 16

... Трудный 8-й класс, большинство – мальчики. Урок истории ведет молодая учительница. Класс только привыкает к ее работе. Во время объяснения нового материала, когда все внимательно слушают учительницу, один ученик демонстративно кладет на свою парту сделанного на перемене чертика и начинает делать другого. Внимание класса к уроку снижается. Слышен смех...

Что делать?

Остановить объяснение? Приказать ученику слушать и отобрать у него игрушку? Он может ответить грубостью. Класс об этом знает. Учащиеся наблюдают за учительницей и не прочь посмеяться над ней, смотрят, что она будет делать...

Ситуация 17

... Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7-м классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну (кафедру типа ящика), согнувшись в три погибели, так как было очень тесно.

Войдя в класс, учительница увидела учащихся, которые замерли в ожидании каких-то событий. Учительница заметила, что одно место (где сидел этот ученик) пустует. По взглядам ребят она догадалась, где этот ученик.

Учительница нашла интересное решение...

Ситуация 18

... Учительница пения работает первый год в школе. Она – классный руководитель 4-го класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, отодвигает стул – и учительница падает...

Ситуация 19

... Учительница математики (педагогический стаж 7 лет), придя на урок, увидела, что один ученик (6-й класс) сидит под партой...

Ситуация 20

... Ребята 6 класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5–6 человек), договорились «хрюкать».  Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «атаку» она повела после второго случая...

Ситуация 21

... Захожу на первый самостоятельный урок в 7-а класс. Трое ребят сидят и курят. Встал вопрос: идти к директору школы или поискать выход из положения? Я нашел выход...

Ситуация 22

... В начале учебного года с двери 10 «б» класса несколько раз была сорвана этикетка с названием класса. Выяснение в классе не дало результатов. Подозрение падало на одного «трудного» ученика Т., но прямых улик не было, и Т. отмалчивался. Посоветовавшись с классным руководителем, решили...

Ситуация 23

... Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как подобает учащимся школы.

Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках...

Ситуация 24

... Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.

Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не обращая внимания на случившееся. Затем...

Ситуация 25

... Работая с первым классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Как это сделать? Наконец, в день, когда пропала еще одна ручка...

Ситуация 26

... Ученик 8 класса, имеющий неплохие способности, мог опоздать, уйти с урока, оскорбить, нагрубить и в итоге претендовал на положительную оценку. Учитель просил его подготовиться и ответить. Этим и ограничивалось.

В четвертой четверти все повторялось. Учитель предупредил, что упрашивать никого не будет, все желающие могут приходить и отвечать. Иван и на это не прореагировал. Тогда учитель...

Ситуация 27

... Ученик 6 класса Владимир постоянно что-то напевает на уроке, отвлекает одноклассников. Учитель физики решил провести «эксперимент». Узнав, что Володя на уроках пения скучает, учитель физики предупредил учителя музыки быть наготове.

Начался урок физики. В классе тихо. Учитель ведет интересную беседу о предмете, в это время слышится пение. Ученики ожидают: что будет делать учитель. Начнет, наверное, ругать Владимира. Нет, не похоже. Тогда Володя поет чуть громче, строит гримасы. В это время учитель физики...

Ситуация 28

... На уроке литературы в 7-м классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все действия направил на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит до тех пор, пока ученик не закончил свою «работу». Как только мальчик прилепил последний элемент своего «грима».

Ситуация 29

... Учительница математики молодая. Пришла проводить урок алгебры в 8-м классе. Она заметила, что под столом учителя сидит ученик, но сделала вид, что не видит, и быстро, в «темпе», начала урок, но так, чтобы все работали. Учащиеся с мест выкрикивали: «Коряга под столом! » (так дразнили мальчика)...

Ситуация 30

... В 4-м классе идет урок русского языка. Вдруг из-под Петиного стола раздается щенячий визг (Петя вчера нашел щенка, а сегодня принес его в школу, так как не смог с ним расстаться). Перед уроком все ребятишки ласкали щенка и теперь испуганно притихли, что будет делать Марина Алексеевна, известная всем своим строгим характером.

Марина Алексеевна быстро подошла к Пете...

Ситуация 31

... В прошлом учебном году во 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она сразу решила установить с девочкой контакт, потому что Оля, девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15–20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на «ты». Учительница просила меня пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.

Я уже поняла, что Оля отстает от сверстников. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом; Оля живет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, я работала в кабинете, вдруг учительница закричала: «Ученица сейчас погибнет! » Я выбежала из кабинета и вижу такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму! » (и еще что-то кричала непонятное). Я на секунду замешкалась, но затем приняла решение...

Ситуация 32

... Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разбивает стекло в оконной раме.

Ситуация 33

... Перед началом урока географии у молодой учительницы (1-й год работы) в 6-м классе один из учеников забрался под ученический стол, стоящий впритык к учительскому столу, и накрылся картой.

Учительница вошла в класс и, так как стол учителя стоял у окна, сразу обнаружила отсутствие ученика и увидела под столом «шалаш», сделанный из карты.

Ситуация 34

... Урок русского языка в 7-м классе. В классе оказались дети, которые учиться не очень любят, поэтому каждый раз стараются что-нибудь придумать, чтобы часть времени урока была потеряна. В левом углу класса стоял шкаф с плакатами, дверцы которого плотно не прикрывались. Прозвенел звонок, учитель вошел в класс и сразу же увидел по шаловливой настороженности детей, что его ждет «сюрприз». Окинув класс взглядом, учитель видит, что на своем обычном месте нет Сережи К., а в шкафу угадывается заметное движение. Да и ребята, ухмыляясь, предвкушая веселье, поглядывают то на шкаф, то на учителя.

Ситуация 35

... Я два года работала в старших классах. Вела литературу. Предмет свой люблю и знаю. В прошлом году ко мне в 10-й класс пришел мальчик из другой школы. Причина перевода – конфликты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчика, сразу понравился одноклассникам и учителям. Умный, эрудированный, аккуратный, всегда старался принять активное участие в общественной жизни класса и школы. Я даже часто задумывалась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти? Мальчик проучился 1 четверть. Никаких замечаний к нему не было. Родители облегченно вздохнули на родительском собрании, потому что я о сыне говорила только хорошее. Игорь стал лидером в классе. Началось все во второй четверти. Начинаем изучать новое произведение. Он громко на весь класс объявляет, что это произведение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разрешить, как за рубежом, изучать каждому ученику любое произведение и ходить только на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т. д. Так на каждом уроке...

Ситуация 36.

В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...

Ситуация 37

... На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются.

Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают.

Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то – насмешка. Как поступила учительница?

Ситуация 38

... После звонка Антонина Васильевна заходит в свой первый класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кружат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось? » – дети наперебой стали рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учительница сказала.

Ситуация 39

... 7-й класс. Ученик Костя не считается ни с кем и ни с чем. На уроки всегда опаздывает, даже на последние. От двери до парты он не идет, а ползет, летит, плывет, издавая звуки, соответствующие его настроению.

За партой может сидеть 7–10 минут, затем ищет поле деятельности: ползет через все парты к доске, становится в угол и начинает всех «расстреливать» или хватает веник и «гарцует на коне». В школу приехала комиссия из ИУУ, и один из представителей – географ – пошел на урок, сев за парту рядом с Костей. Несколько минут Костя сидел тихо, затем влез на парту, поднял ногу и начал «расстреливать» проверяющего, издавая крики: «Бей врага! ».

Ситуация 40

... Урок математики в 8-м классе. Олег Б., относящийся к категории «трудных» подростков, пытается всеми средствами сорвать урок. Учительница не в состоянии сама выйти из положения и решает призвать на помощь директора школы. На требование директора Олег нагло заявляет, что не желает покинуть класс.

Ситуация 41

... В одной из школ был сильный по успеваемости и хороший по дисциплине 10-й класс. Суть необычной ситуации в следующем. Во время уборки сахарной свеклы, воспользовавшись тем, что классный руководитель заболел, хотя и находился на плантации, класс фактически прекратил работу. Зачинщиками были девушки. По их настоянию ребята ловили мышей, а девочки занялись их «вскрытием». Вмешательство пионервожатой, а потом организатора внеклассной работы результата не дало. Ловля мышей грозила быстро распространиться на другие классы.

Ситуация 42

... Одна из учителей русского языка в присутствии класса оскорбила ученика за разговоры на уроке, реплики с места. Мальчик был легко возбудим, груб, невоспитан, не умел себя сдерживать: он произнес вслух грубое слово в адрес учителя. Естественно, учительница убежала с урока и обратилась ко мне (директору) за помощью.

Когда я увидела лицо этого восьмиклассника, то сразу поняла, что подросток настолько возбужден, что у него не хватит сил сдерживаться от последующих агрессивных действий, что он может даже ударить в эту минуту того, кто продолжит его «оскорблять». Как снять конфликт?

Ситуация 43

... Иду на первый урок в 8-й класс, где есть «неуправляемый» ученик. Все ученики встретили, как положено, стоя на своих местах, а этот ученик сидел на полу, вытянув ноги, прислонившись спиной к стене в конце класса, между рядами столов. По поведению ребят (улыбки, оглядываются на сидящего) поняла, что все ждут, как поведет себя новый учитель.

Ситуация 44

... На большой перемене прохожу по коридору. Навстречу мне учитель немецкого языка и ведет ученика 9 класса Андрея. Он в школе всего 2-й месяц. Очень маленький. Учитель подводит его ко мне и говорит: «Вот, Вера Кузьминична, без книжек пришел. Я его обругал при всех, просил объяснить, а он молчит». У мальчика на глазах слезы. Я поняла, что здесь что-то не так, ему неудобно разговаривать перед всеми ребятами. Завела его в пустой класс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...