Проблема 1 Уточнение понятия референтной группы 1 глава
Мысль о том, что люди действут в рамках социальных стандартов, выработанных теми группами, частью которых они являются, несомненно, возникла еще в древности и, вероятно, вполне разумна. Если бы только это составляло предмет теории референтных групп, то она представляла бы собой просто новый термин для обозначения старой сферы интересов социологии, которая всегда концентрировала свое внимание на групповой детерминации поведения. Однако фактом является также и то, что люди, формируя свое поведение и оценки, часто ориентируются на иные группы, чем их собственная, и именно проблемы, связанные с этим фактом ориентации людей на группы, членами которых они не являются, имеют прямое отношение к теории референтных групп. Разумеется, в конечном итоге теория должна быть генерализована в такой мере, чтобы она смогла принять в расчет ориентацию на обе группы — как на ту, членом которой человек является, так и на ту, членом которой он не является; однако в настоящий момент ее главная задача состоит в том, чтобы исследовать процессы, благодаря которым индивиды относят себя к группам, к которым они не принадлежат. Когда теоретические инновации — большие или малые — вводятся в сферу исследования, некоторые склонны включать их в ранее существовавшую теорию, в результате чего явный прогресс становится как бы размытым или совсем незаметным. Необходимость особо подчеркнуть, в каких отношениях теория референтных групп расширяет Давно установленную концепцию групповой детерминации поведе- Прогрессирующее уточнение понятий как интегральная фаза социологическо-еоретизирования было рассмотрено в главе IV. — Примеч. автора.
ния, стала очевидной благодаря некоторым современным попыткам подобного включения. Утверждалось, например, что, «несмотря на энтузиазм некоторых сторонников теории референтных групп, в действительности в ней нет ничего нового»2. И далее: «Утверждение, что люди мыслят, чувствуют и воспринимают с позиций той группы, к которой они принадлежат, очень старо и многократно подчеркивалось всеми, кто изучал антропологию и социологию познания... В действительности понятие референтной группы вносит всего лишь небольшое уточнение в давно известную теорию...»3. Совершенно ясно, каким образом можно прийти к заключению, будто теория референтных групп есть не что иное, как повтор другого представления, согласно которому мысли, чувства и восприятия человека формируются той группой(ами), в которую он входит, так что в этой теории «в действительности нет ничего нового». Для этого необходимо только признать практически целесообразным игнорирование в развивающейся теории специфических только для нее идей и, таким образом, идентифицировать ее с давно известными концепциями. Сделать так, чтобы новое казалось старым благодаря игнорированию нового и стремлению сосредоточиться на старом, — это отнюдь не новая практика. Однако эти рассуждения кажутся не слишком убедительными, так как их автор заключает свой обзор на эту тему признанием специфических особенностей у понятия референтных групп, которое «резюмирует ассоциации и стойкие представления и, таким образом, способствует изучению избирательности восприятий (хотя, как мы увидим, не только ее одной). Оно становится, следовательно, — добавляет он, — незаменимым инструментом для познания многообразия и динамичности того общества, в котором мы живем (хотя, по-видимому, не только его одного)»4. Нам остается только выяснить, действительно ли его можно описать как «незаменимый инструмент».
Проблема 1.1 Функциональные типы референтных групп По всей предыдущей главе разбросаны многочисленные, но не систематические упоминания о некоторых функциональных типах референтных групп. О них говорится, что они обеспечивают систему 2 Shibutani Т., «Reference groups as perspectives», American Journal of Sociology, 1955, 3 Jbid., 565. — Примеч. автора. «референтных ориентиров для самооценки и формирования своей позиции»; говорится, что существует необходимость «в систематическом изучении процесса усвоения ценностей как части референтно-группового поведения»; имеется краткий комментарий «по поводу референтно-групповых контекстов позиций, восприятий и суждений». Однако, как показали дальнейшие исследования, эти несистематизированные ссылки на имплицитно подразумеваемые типы референтно-группового поведения не заменяют продуманного и методичного упорядочивания этих типов. Несколько опубликованных в последнее время статей были посвящены проблеме идентификации главных типов референтных групп с позиций характерных для них функций, которые они выполняют в поведении тех, кто ориентируется на них. Эти статьи5 совпадают между собой в главном, эксплицитно выделяя два6 основных типа референтных групп по тем же направлениям, которые в неявной форме были намечены в предыдущей главе: первый из них — это «нормативный тип», который устанавливает и сохраняет эталонные стандарты для индивидов, а второй — это «сравнительный тип», обеспечивающий общую систему референтных координат, относительно которой индивид оценивает себя и других. Первый тип — это источник ценностей, ассимилируемых теми, кому они предназначены (и кто может быть, но может и не быть членом группы); мы наблюдаем его, например, когда в армию приходит новое пополнение, усваивающее ценности ветеранов. Второй тип заменяет собой контекст для оценки относительного положения (и своего собственного, и положения других людей); как, например, в случаях, приведенных Дюбуа (Dubois), Ропером (Roper) и Уилксом (Wilks), где социальное значение экономического статуса соответствует экономической структуре окружающего общества. Эти два типа различаются только аналитически, так как, разумеется, одна и та же референтная группа может выполнять обе функции.
От обоих типов референтных групп следует отличать группы, идентифицированные Тернером, «члены которых просто образуют 5 Kellcy H., «Two functions of reference groups» in: Swanson G.E., NewcombT.M. and 6 Шибутани указал на якобы третий тип — группы, в которые человек стремится среду» для деятельности индивидов7. Эти «группы взаимодействия», как называет их Тернер, суть просто части социальной среды индивида, точно так же, как физические объекты суть части его географической среды; преследуя свои цели, он должен принимать их во внимание, но они не имеют для него нормативного или сравнительного значения. Эти подразделения ставят перед нами ряд проблем: связан ли каждый из двух типов референтно-группового поведения с различными социальными и психологическими механизмами? Какие структурные условия в обществе усиливают или ослабляют сравнительно-референтные реакции, например, делают сравнения обидными или нет, что изучал Веблен? Зависит ли различие между группами членов и группами не-членов от того, в какой мере они выполняют специфические для них сравнительные и нормативные функции? Такого рода вопросы являются почти непосредственными следствиями различий между этими функциональными типами референтных групп. Проблема 1.2 Понятие группы и членства в группе Совершенно очевидно, что различие между группами членов и грутн пами не-членов включает в себя, какмы уже видели, «проблему критериев «членства» в группе». Однако, как убедительно заметил современный критик", нельзя допускать, чтобы эти критерии оставались имплицитными. Тем не менее в большинстве социологических работ, как и в предыдущем очерке, они по большей части остаются имплицитными. Одна из функций теории референтных групп состоит в том, чтобы прояснить концептуальные критерии членства в группе.
Как неоднократно указывалось на предыдущих страницах и время от времени будет указываться в дальнейшем, новый термин «референтная группа» не всегда употребляется правильно. Ибо этот термин применяется не только к группам, но также и к индивидам, и к социальным категориям. Различие между референтными группами и референтными личностями будет рассмотрено в одном из последующих разделов; здесь я постараюсь концептуально дифференцировать 7 Turner, op. cit, 328. Я ни в коей мере не пытаюсь воспроизвести здесь в деталях 8 Kaplan N., «Reference Group Theory and Voting Behawior», Columbia University принципиально различные социологические данные, которые в настоящее время обычно относятся к референтным группам. Отправным пунктом послужат краткие и неполные характеристики понятий «группа» и «членство в группе», данные в предыдущей главе. Поскольку одним из таких критериев [членства в группе] служит частота взаимодействий, мы должны признать, что границы между группами обозначены в высшей степени нечетко. Скорее члены данных групп имеют самые разнообразные связи с другими группами, членами которых они традиционно не считаются, хотя у социолога может быть достаточно оснований для включения их в эти последние в силу того, что они часто взаимодействуют с теми, кто обычно считается их членами. Итак, в настоящий момент (который на самом деле растянулся на шесть календарных лет) мы оставляем в стороне вопрос о различии между социальными группами и социальными категориями, относя эти последние к устойчивым статусам, между носителями которых может быть очень немного (или вовсе не быть) взаимодействий. Нет никаких твердо установленных границ, отделяющих внутренние группы от внешних, членские группы от не-членских. Они меняются в зависимости от изменения ситуации. По отношению к гражданским лицам или к проживающим в данной стране иностранцам военнослужащие могут рассматривать себя и рассматриваться другими в качестве членов внутренней группы; однако в другом контексте унтер-офицеры и рядовые могут рассматривать себя и рассматриваться другими в качестве отдельной группы, отличной от внешней по отношению к ней группы офицеров. Так как эти понятия носят ситуативный, а не абсолютный характер, нет ничего парадоксального в том, чтобы в одном контексте отнести офицеров к группе, внешней по отношению к унтер-офицерам и рядовым, а в другом — к членам более обширной внутренней группы, включающей в себя их всех.
На что критик резонно возражает: «Возможно, в этом нет ничего парадоксального, но мы, конечно, можем настаивать на таком эксплицитном критерии для выделения обособленной группы, как членство в группе в одном случае и отсутствие членства в другом»9. Однако поскольку критик Норман Каплан в дальнейшем не применяет этих критериев, возможно, полезно снова исследовать и систематизировать различные виды социальных образований, неточно обозначаемые как «группы», «социальные категории» и т.п. Некоторые из критериев, относящихся к данному вопросу, уже упоминались — правда, в несистематизированной форме — в вышеприведенных отрывках, однако в целях методологического анализа они должны быть четко выявлены. Прежде всего в общем понятно, что социологическое понятие 9 ibid., 32. — Примеч. автора. группы относится к некоторому количеству людей, которые взаимодействуют друг с другом в соответствии с установленными образцами10. Иногда группа определяется как некоторое количество людей, имеющих устойчивые и специфические социальные отношения. Однако оба утверждения эквивалентны, так как «социальные отношения» сами являются формами такого социального взаимодействия, которое происходит в соответствии с образцами и длится достаточно долго, чтобы стать идентифицированной частью социальной структуры. На этот единый объективный критерий указывала приведенная выше ссылка на «частоту взаимодействий». Можно, разумеется, считать этот единый критерий достаточным, однако если ставится цель создать такое понятие, которое было бы социологически полезным, то потребуются также и другие критерии". Второй критерий группы, который в процитированых отрывках оставался только имплицитным, состоит в том, что взаимодействующие между собой люди сами определяют себя в качестве «членов», т.е. у них обычно складываются стереотипные ожидания таких форм взаимодействия, которые являются моральными обязательствами для них и для других «членов», но не для тех, кто, как считается, находится «вне» группы. В процитированных выше отрывках на этот критерий непреднамеренно указывалось при случайных ссылках на то обстоятельство, что люди «считают себя» членами группы. Связанный с двумя первыми, третий критерий заключается в том, что люди, находящиеся во взаимодействии друг с другом, определяются другими как «принадлежащие к группе», причем эти другие включают как членов, так и не-членов. В случае формальных групп эти определения обычно являются эксплицитными; в случае неформальных групп они часто только молчаливо подразумеваются, обозначаясь скорее в поведении, чем в словах. Если все эти три критерия — наличие длительных, установленных на основе моральных принципов форм взаимодействия; самоопределение себя в качестве члена группы и такое же определение, но данное другими — присутствуют в полной мере, то всех тех, кто вовлечен в стабильные взаимодействия, можно четко определить как включающую их в себя группу. В своей совокупности объективный критерий взаимодействия и субъективный критерий социальных определений позволяют относительно точно отделить членов группы от тех, кто таковыми не является. Если субъективные определения туманны, то наблюдаемые социальные '"См., напр.: HomansG.C, The Human Croup (N.Y. Harcourt, Brace and Company, 1950), 1, 82-86. - Примеч. автора. 11 Что касается широкого круга подобных критериев, см.: Sorokin P.A., Society, Culture, and Personality (New York: Harper & Brothers, 1947), 70 ff. — Примеч. автора. взаимодействия теряют четкие очертания и возникает уже знакомый нам случай, когда социолог-наблюдатель прослеживает «групповое образование», которое отнюдь не обязательно переживается в качестве такового теми, кого он в них включает. Как уже имелось в виду, а теперь должно быть выражено словами, границы группы не обязательно являются фиксированными; они динамично изменяются в зависимости от конкретного ситуационного контекста. Изменившаяся ситуация может привести к значительным изменениям в степени социального взаимодействия, так что бывшие члены группы объективно могут остаться за ее пределами, даже если они не «подают в отставку» и не «выбывают по собственному желанию». Подобные изменения в степени социального взаимодействия могут сделать границы группы расплывчатыми прежде всего в тех неформальных группах, которым не хватает эксплицитных определений членства, сделанных как в форме самоопределения, так и даваемых другими людьми. Это можно считать одним из функциональных признаков неформальных групп: их стабильность отчасти зависит от этой относительной неопределенности членства. К тому же это создает практические (не теоретические) трудности для тех социологов, кто интересуется идентификацией членства в неформальных группах. Поэтому необходимо снова исследовать и отбросить некоторые из подразумеваемых значений терминов «член» и «не-член»; эти термины не полностью соответствуют фактам, так как, по-видимому, имеются степени членства, на что отчасти указывают степени социальных взаимодействий в группе. Это подразумевается в таких терминах, время от времени употребляемых социологами, как «номинальный» или «периферийный» член группы. Номинальный член группы — это тот, кто определяется другими как лицо, включенное в групповую систему социальных взаимодействий, но кто на самом деле перестал взаимодействовать с другими членами группы. Периферийный член группы — это тот, кто сократил взаимодействия с другими членами группы до такой степени, что лишь относительно небольшая часть его поведения контролируется ими. Изменение объективной ситуации — например, изменение пространственного распространения членов группы, входящих в ее состав в настоящее время, — может повысить долю номинальных членов по отношению к действительным членам. Точно так же ситуационные изменения могут повлиять на определения членства в группе (как самоопределения, так и определения, даваемые другими). Ибо в силу того, что взаимодействия между членами группы не одинаковы по степени, любое длящееся во времени событие, которое усиливает взаимодействие между одними и ослабляет его между другими, приводит к образованию подгрупп. Как подразумевает сам термин, в структурном плане подгруппы состоят из тех, кто развивает особые взаимоотношения между собой, не разделяемые с остальными членами более обширной группы. Такие подгруппы могут возникнуть в любой группе. Силы, содействующие образованию этих дифференцированных групп, не всегда имеют отношение к культуре: например, члены группы, постоянно находящиеся в самых близкородственных отношениях, склонны к образованию обособленных подгрупп. Особые интересы, свойственные определенным статусам или слоям более обширной группы, также могут содействовать образованию подгрупп — например, в той мере, в какой интересы унтер-офицеров и рядовых, с одной стороны, и офицеров —с другой, не совпадают между собой и отличаются по своим паттернам. Чувства и ценности, специфические для различных статусов или слоев, составляющих данную группу, также могут срабатывать в одном и том же направлении и приводить к образованию подгрупп. Если эти три различных типа сил дифференциации будут действовать совместно, то возникнет одно из техсоциальныхпереопределений, на которые мы уже ссылались, когда говорили, что в некоторых случаях одна внутренняя группа может дифференцироваться и образовать как внутренние группы, так и внешние группы. «Разногласия», благодаря которым в потенциальных подгруппах кристаллизуются отличительные интересы, или чувства, или то и другое вместе, могут мобилизовать как поведение, так и установки, что в результате приводит к образованию новых групп. До тех пор, пока концептуальный язык, обычно применяемый для описания групповой структуры, будет исходить из статических условий членства в группе, — до тех пор будет казаться парадоксальным, что одних и тех же индивидов нужно в одних случаях описывать как членов одной группы, а в других — как членов разных (быть может, враждебных друг другу) групп. Но если признать, что состав и структура группы динамичны, что они представляют собой всего лишь концептуальные равнодействующие сил, действующих в группе, то станет ясно, что границы групп постоянно находятся в процессе объективных изменений, который регистрируется в степенях социального взаимодействия, и в процессе социального переопределения, который регистрируется в определениях членства, даваемых самим индивидом или другими людьми12. 12 Это общее понятие непостоянных границ членства в группе снова рассматривается в главе XIII, р. 479. Кстати, по поводу ситуационной детерминации подобных социальных переопределений имеется ироническое замечание Альберта Эйнштейна в его выступлении в Сорбонне: «Если моя теория относительности будет иметь успех, то Германия объявит меня немцем, а Франция заявит, что я — гражданин мира. Если же моя теория окажется заблуждением, то Франция скажет, что я немец, а Германия заявит, что я еврей». — Примеч. автора. Проблема 1.3 Понятие не-членства Подобно тому как понятие членства в группе далеко не самоочевидно и требуются эксплицитные социологические критерии, чтобы его можно было концептуально идентифицировать, точно также обстоит дело с понятием не-членства. Разумеется, не-члены — это те, кто не соответствует критериям членства, связанным со взаимодействиями и определениями, и, следовательно, можно было бы подумать, что определения членства вполне достаточно, чтобы определить всех остальных людей как не-членов. Но, как известно', остаточные определения способны затемнять существенные черты того, что определяется только негативно13. Так обстоит дело и с остаточным пониманием не-членства. Ибо категория «не-членства», если определять ее только негативно, чтобы она охватывала всех тех, кто не соответствует критериям членства, способствует затемнению основополагающих различий между разными видами не-членства — различий, которые особенно важны для теории референтных групп. В справедливости сказанного можно убедиться, если выявить, какой смысл вкладывается в важное и уже давно не применяемое понятие «полноты группы», введенное Зим-мелем14. Понятие полноты относится к свойству группы, измеряемому соотношением между потенциальными членами (теми, кто удовлетворяет требованиям членства, установленным группой) и действительными членами. Профсоюзы, профессиональные ассоциации, группы выпускников учебных заведений — таковы только самые заметные примеры организаций, отличающихся разными степенями полноты. Как справедливо подчеркивает Зиммель, полноту группы следует четко отличать от ее величины. В сущности, это означает, что группы, имеющие одну и ту же абсолютную величину (измеряемую числом членов), могут принципиально отличаться друг от друга по степени полноты (измеряемой соотношением потенциальных идействи-тельных членов). Соответственно, это означает, что группы, имеющие одну и туже абсолютную величину, могут резко отличаться друг от друга по степени социальной силы в зависимости от того, охватывают ли они всех потенциальных членов или какую-то их часть. Признание связи между полнотой и силой служит, конечно, одной из главных причин u Что касается убедительных соображений по поводу самой идеи остаточных категорий, см.: Parsons Т., The Structure of Social Action, pp. 16—20, 192. — Примеч. автора. 14 The Sociology ofGeorg Simmel (Glencoc, Yllinois; The Free Press, 1950). Translated and ed. by Wolf K.H. - p. 95. - Примеч. автора. того, почему ассоциации, имеющие партикулярный статус, стремятся максимально расширить свой членский состав с тем, чтобы включить как можно больше потенциальных членов. Чем полнее данная группа, тем больше ее сила и влияние. Этот краткий анализ понятия полноты только на первый взгляд выглядит отступлением от нового исследования понятий членства и не-членства в группе. Ибо понятие полноты подразумевает — и, по-видимому, это интуитивно почувствовал Зиммель, — что имеются четко выраженные, различные по своей структуре типы не-членов группы. He-члены не образуют единой, гомогенной социальной категории. Модели их отношений с группой, членами которой они не являются, различны. Именно это, по-видимому, имеет в виду Зиммель, когда замечает, что «человек, который в идеале, так сказать, принадлежит к группе, но остается вне ее, позитивно наносит ей вред просто своей индифферентностью, своим неприсоединением. Это не-член-ство может принимать форму конкуренции, как в случае объединений рабочих; или же оно может продемонстрировать чужаку пределы власти, которой обладает группа; оно может также нанести ущерб группе в силу того, что она не может даже конституироваться, если все потенциальные кандидаты не станут ее членами, как в случае определенных индустриальных картелей»'5. 1. Правомерность и неправомерность членства. Здесь намечается Признаки правомерности и неправомерности обеспечивают только одно основание для дальнейшей детализации остаточной концепции не-членства. Однако можно систематически идентифицировать и связать с разными моделями референтно-группового поведения по крайней мере три других комплекса признаков. 2. Отношение к тому, чтобы стать членом группы. He-члены раз 15 Ibid., p. 95. — Примеч. автора. относиться к этому индифферентно; в) у всех остальных могут быть какие-либо мотивы, чтобы не присоединяться к группе. Теория референтных групп, разумеется, интегрировала в себя первый из этих мотивационных подходов к членству в группе, так как он представляет собой механизм, содействующий позитивной ориентации не-чле-нов на групповые нормы. Вся предыдущая глава — это одно из многих исследований, специально изучающих «индивидов, которые принимают ценности, существующие в той группе, в которую они стремятся, но к которой не принадлежат»16. Объединив оба признака — определяемый группой статус правомерности не-членов и определяемое самими не-членами отношение к своему вступлению в группу, — можно установить весь спектр идентифицируемых типов психосоциального отношения не-членов к соответствующим группам. Таким образом, становится очевидным, что не-члены, стремящиеся, чтобы их приняли в группу, составляют только один из нескольких различных типов не-членов.
В предыдущей главе, представляющей собой как бы вольное изложение теории референтных групп, были определены только некоторые из этих четко различающихся типов не-членов. Судя по всем показателям, выполненная в ней идентификация типов была неполной и в высшей степени избирательной, потому что она основывалась на непосредственных описаниях наблюдаемых образцов поведения, а не была выведена аналитически из различных комбинаций определенных признаков, характеризующих отношение не-членов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|