Проблема 1 Уточнение понятия референтной группы 2 глава
16 См. краткое обсуждение этого вопроса. Действительно, Музафер Шериф и Кэролайн Шериф делают этот признак интегральной частью своего определения референтной группы: «Это группы, частью которых считает себя индивид или к кото-Рым он стремится отнести себя психологически». См.: Sherif M., Sherif C.W., Groups in "вгтопуand Tension (New York: Harper& Brothers, 1953), p. 161. — Примеч. автора. к соответствующим группам. Как было замечено выше, первый из этих типов — индивиды, стремящиеся вступить в группу, членами которой они пока еще не являются, — стал предметом специального изучения именно в теории референтных групп. Однако, как имелось в виду в этом более раннем исследовании и вновь подтверждается последующей парадигмой, те, кто стремится стать членами группы, подразделяются на два существенно различающихся типа в зависимости от определяемых группой критериев правомерности членства. Они различаются структурно, по своему положению, а значит, по функциональным и дисфункциональным последствиям своей заинтересованности в ожидаемой ими социализации, которая должна произойти благодаря усвоению ценностей той группы, в которую они стремятся, но к которой не принадлежат17. Претендент, имеющий право стать членом группы (он был идентифицирован как «кандидат» в члены), имеет мотивы для того, чтобы выбрать группу не-членов в качестве своей референтной группы и в то же время способен получить от нее вознаграждение за это. Претендент, не имеющий права на членство, но тем не менее заинтересованный в этой ожидаемой им социализации, становится маргиналом, который может быть отвергнут группой, членом которой он является, за то, что он отказывается от ее ценностей, и не способен получить признание в той трупе, в которую он стремится вступить. Второй большой класс не-членов — это те, кто совершенно индифферентны к перспективе своего членства в группе; он состоит из лиц, которые вообще не ориентируются на группу, о которой идет речь. Они находятся абсолютно вне ее притяжения. Она не имеет никакого отношения к их референтным группам. Тем не менее этот тип тоже можно с пользой подразделить на тех, кто имеет право на членство и, следовательно, может иметь какое-то отношение к группе, которая, возможно, попытается вовлечь их в сферу своего притяжения, и на индифферентных не-членов, не имеющих права на членство, которых Тернер описал просто как среду для деятельности группы18.
Как мы вскоре увидим, эти два типа не-членов имеют разный статус в зависимости от того, стремится ли данная группа стать полной, насколько это возможно, или нет. " Аналогичные типы на том же основании были разработаны Леонардом Бру-мом. См.: Broom L., «Toward a cumulative social scieennce», (Research Studies ofthe State College of Washington, 1951), 29, pp. 67—75. — Примеч. автора. 18 Это — адаптация концепции, выдвинутой Тернером и изложенной в самом начале главы. Тернер обращает наше внимание на такие группы, которые просто образуют среду для тех, кто в них не входит; здесь же мы рассматриваем соответственно тип не-членов, образующих среду для тех групп, которые не усматривают в них своих перспективных членов. — Примеч. автора. Третий класс не-членов, напротив, ориентирован на группу, о которой идет речь, но имеет самые разнообразные мотивы, чтобы не стремиться к членству в ней. He-члены, активно избегающие членства, на которое они имеют право, — это те, к кому, по словам Зим-меля, применим афоризм: «Кто не с нами, тот против нас»19. При этом Зиммель также имел в виду, что индивиды, имеющие право на членство в группе и в то же время резко отвергающие его, в некоторых отношениях представляют для группы большую угрозу, чем антагонисты, которые ни в коем случае не могли бы стать ее членами. Отказ от вступления в группу со стороны тех, кто имеет на это право, служит символом как относительной слабости группы (подчеркивая неполноту членского состава), так и относительной сомнительности ее норм и ценностей, которые не принимаются теми, кому они в принципе адресованы. Для тех, кто не вступает в группу, руководствуясь обоими этими мотивами, группа становится (или легко может стать) негативной референтной группой, как мы увидим в следующем разделе, где речь идет об этом типе групп.
Комбинированный анализ признаков правомерности, неправомерности и отношения к членству в соответствующей группе, таким образом, позволяет дифференцировать различные типы нечленства, а не исходить из того, будто все не-члены составляют единое целое. В свою очередь, каждый из этих типов не-членов способен проявлять различные образцы референтно-группового поведения по отношению к тем референтным группам, к которым они не принадлежат. Это позволяет предварительно выделить среди не-членов тех, кто имеет позитивную ориентацию по отношению к группе; кто относится к ней негативно; наконец, обширную и важную категорию не-членов, которые никак к ней не относятся и для кого, иными словами, группа, о которой идет речь, не является референтной группой. Чтобы дать структурную и психологическую классификацию различных установок по отношению к группам не-членов, следует принять во внимание по крайней мере еще два дополнительных ряда признаков. К ним относятся: наличие или отсутствие интереса со стороны группы к тем, кто вступает в нее по праву; различие между теми не-членами, кто уже был членами групп, итеми, кто никогдав ней не состоял. 3. Открытые и закрытые группы. Подобно тому какиндивиды по-Разному относятся к своему вступлению в конкретные группы, так и гРУппы по-разному относятся к расширению или ограничению свое- 19 Simmel, op. cil., 95. — Примеч. автора. го состава. Группы, как и социальные структуры вообще, могут быть, так сказать, сравнительно открытыми или сравнительно закрытыми, что уже давно было замечено социологической теорией20.
В данном случае исходный пункт тоже намечен Зиммелем, Не все группы стремятся расширить свой членский состав; некоторые из них, напротив, организованы таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам — как самоконституирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, хотя в конкретных случаях эти соображения могут в ней присутствовать. Зиммель приходит к выводу, что она может определяться также структурными требованиями к элите, которая должна оставаться сравнительно небольшой, чтобы поддерживать сложившиеся социальные отношения21. Легкодоступное расширение членского сотава может также снизить символическую цену приема в члены группы, так как он становится доступным многим другим. По этим и иным структурным и эгоистическим соображениям некоторые группы остаются относительно закрытыми. По тем же самым формальным соображениям группы другого типа стремятся быть относительно открытыми и охотно расширяют свой 20 Что касается более или менее современных формулировок, см.: Sorokin, op. 21 Наблюдение Зиммеля звучит следующим образом: «Таким образом, тенден
членский состав. Например, политические партии в демократических политических системах22, профсоюзы и некоторые религиозные объединения структурно-функционально организованы таким образом, что они всегда стремятся максимально увеличить число своих членов. Организации, принимающие новых членов, разумеется, не ограничены сферами политики или религии; их можно обнаружить в самых различных институциональных сферах. Подобные открытые организации стремятся и объединить своих членов в группы, и стать референтными группами для всех тех, кто формально соответствует их критериям правомерности. В некоторых случаях эти критерии можно с успехом применять не очень жестко, чтобы увеличить число не-членов, которых можно принять в данную группу, создавая тем самым возможность возникновения знакомого конфликта между «высокими стандартами приема» и «большим числом членов»23. К тому же в зависимости от открытого или закрытого характера группы варьирует и отношение к ней как к референтной группе со стороны не-членов. На этом основании в предыдущей главе было высказано предположение о том, что группы не-членов будут восприняты в качестве референтных групп скорее всего в тех социальных системах, которые обладают высокой социальной мобильностью, а не в относительно замкнутых системах. Именно структурный контекст мобильности определяет, будут ли ожидания не-членов играть для них роль функций или дисфункций. В открытой системе позитивная установка групп не-членов чаще будет вознаграждена их последующим включением в группу; в закрытой системе она скорее всего окончится разбитыми планами и маргинальным статусом. Благодаря этой более или менее явно выраженной системе стандартизированных поощрений и наказаний открытая система содействует усилению пози-
22 Подобный характер политические партии имеют не во всех политических сис 23 Этот конфликт в сфере социальной организации служит аналогом столь же тивнои ориентации на группы не-членов, а закрытая система — ее ослаблению24. 4. Временные перспективы не-членства: бывшие члены и посторонние не-члены. Подобно другим социологическим понятиям, связанным со статусом, понятие не-членства обычно конструировалось статически, с позиций нынешнего статуса индивида. И, как и в других подобных случаях, требуется некоторое умственное усилие, чтобы уйти от этого статического контекста и включить в концептуальную схему «то, что знает каждый», а именно, что не только нынешний статус индивида, но и история всех его прежних статусов оказывает воздействие на его поведение в настоящем и в будущем. Таким образом, лишь с недавних пор социологические исследования различных типов классового поведения стали систематически, а не спорадически выявлять различия у индивидов, которые в настоящее время принадлежат к одному и тому же социальному классу, — различия, определяемые прошлой историей их классового статуса; при этом, как можно было ожидать, обнаружились серьезные различия в референтно-групповом поведении в зависимости оттого, как менялось классовое положение индивида — характеризовалось ли оно мобильностью (в сторону повышения или понижения) или же оставалось неизменным25. Изучение дружбы как социального процесса тоже выявило различия у тех людей, которые в какой-то момент исследования оказались в одной и той же категории (например, в качестве друзей-единомышленников), но тем не менее в более ранний период исследования различались своими взаимоотношениями и ценностями. Тем самым (мы получаем) возможность связать подобные прошлые различия с вероятностью определенных отношений этих людей в какой-то иной, более поздний момент наблюдений26. Подобным же образом можно предложить динамическую концепцию не-членства, принимая во внимание прошлую историю членства и проводя различие между теми, кто некогда уже входил в состав группы, и теми, кто никогда не был ее членом. Как мы видели, не-члены уже рассматривались в динамике, 24 В этой связи см. раздел «Теория референтных групп и социальная мобильность» 25 Bettelheim В., Janowitz M., The Dynamics of Prejudice (New York: Harper & Brothers, 26 Lazarsfeld P.F. and Merton R.K., «Friendship as social process: a substantive and сточки зрения их установок на будущее, например, те из них, кто стремится стать членом группы. Но они еще не рассматривались с точки зрения структурной динамики, интересующейся их прошлыми отношениями в группе. Тем не менее кажется вполне правдоподобным, что бывшие члены группы должны отличаться по своему референтно-групповому поведению от других не-членов, никогда не входивших в состав группы. Можно предположить, что членство в группе, сопровождавшееся глубоко укоренившимися привязанностями и чувствами, нельзя отвергать легко, без психологических последствий. Иными словами, можно утверждать, что бывшие члены группы, которая имела для них большое значение, будут испытывать к ней амбивалентное отношение, а не полное безразличие. Разумеется, многочисленные структурные условия могут сгладить и даже совсем элиминировать эту амбивалентность; например, полное пространственное и социальное отделение от группы может свести на нет обстоятельства, при которых она сохраняет свою значимость для бывших членов. На языке нашей классификации позиций «не-членов по отношению к членству» это означает, что бывшие члены скорее склонны не вступать в группу, а не просто безразличны к вступлению. Группа сохраняет точно такое же отношение к ним, потому что они отчуждены от нее; следовательно, она скорее всего станет негативной референтной группой. Сосредоточив свое внимание на особом виде не-членов — тех, кто некогда был членом группы, имевшей для них большое значение, — мы получаем возможность связать понятие негативной референтной группы (вскоре мы рассмотрим его подробно) с анализом отклоняющегося поведения и социального контроля, выполненным Парсон-сом. Как указывает Парсонс, «можно полагать, что отчуждение всегда есть часть амбивалентной мотивационной структуры, тогда как к конформизму это не относится. Там, где больше нет никакой привязанности к объекту и/или отсутствует интериоризация нормативных образцов, там возникает не отчужденность, а безразличие. И социальный объект, и образец становятся только нейтральными ситуативными объектами и больше не являются тем центром, на котором фокусируются основные потребности личности. В таком случае конфликт разрешается полностью — старый объект заменяется новым, потребности подавляются или угасают и/или интериоризу-ется новый нормативный образец»". 27 Parsons Т., The Social System, p. 254. Ср. с обсуждением процессов отчуждения в пРедыдущей главе данного тома, с. 323—325. — Примеч. автора. Однако настоящей привязанности к своей бывшей группе возникать не должно, и обычно она не возникает. Здесь мы имеем именно тот случай, когда бывшие члены группы часто превращают ее в негативную референтную группу, по отношению к которой они скорее испытывают чувства зависимости и враждебности, чем просто безразличия. Ибо именно в силу того, что утрата членства или отказ от него не уничтожает былой привязанности к группе, результатом скорее всего будет амбивалентность, а не безразличие. Становится возможным то, что Парсонс называет «вынужденным отчуждением», в данном случае — постоянный и жесткий отказ от норм отвергнутой группы28. Таким образом, амбивалентный бывший член группы имеет двойную ориентацию: с одной стороны, он подыскивает новую группу, заменяющую прежнюю, с другой — сохраняет былую привязанность к своей прежней группе. Это может объяснить часто отмечаемую у таких людей тенденцию проявлять более сильную привязанность к своей новой группе по сравнению с ее прирожденными членами и, соответственно, более сильную враждебность к своей старой группе по сравнению со своими новыми союзниками. Майкле (Michels) — один из многих, у кого сложилось впечатление, что «ренегат» и более предан своей новой группе, и более враждебен по отношению к группе, которую он оставил, чем люди, традиционно входящие в состав его новой группы. По его мнению, революционер, имеющий буржуазное происхождение, гораздо яростнее выступает против буржуазии, чем его товарищи-революционеры, имеющие пролетарское происхождение. Если бы это впечатление получило эмпирическое подтверждение, то явление членства и референтно-групповое поведение, которое мы здесь исследуем, возможно, помогли бы объяснить эффект двойного усиления, своеобразную форму реагирования, при которой идентификация с новым сопровождается отказом от старого, причем и то и другое получает непропорционально сильное выражение. Соответственно, поведение отвергнутой группы по отношению к своему бывшему члену проявляет тенденцию к большей враждебности и озлобленности, чем по отношению к тем людям, которые всегда были членами его новой группы, или по отношению к тем, кто ни- 28 -j-0T тип амбивалентности, в котором доминирует компонент отчуждения, описывается Парсонсом следующим образом: «...то обстоятельство, что преданность другим (личностям или группе) и нормативному образцу все еще является фундаментальной потребностью, означает, что человек должен защищать себя и не выражать эту потребность явно. Следовательно, он должен не только выражать свои негативные реакции, но и быть при этом абсолютно уверенным, что элемент конформизма не одержит верх и не вынудит его снова подавлять свой негативизм. Поэтому отказ личности послушно сообразовываться с ожиданиями других становится неизбежным» (ibid., p. 255). — Примеч. автора. когда не входил в состав его старой группы, хотя имел на это право. Здесь мы тоже имеем двойной эффект. С одной стороны, он определяется тем, что возникает угроза групповым ценностям, которые отвергаются теми людьми, кто раньше их принимал, так как тем самым подразумевается, что прежние члены группы подвергли эти ценности проверке и обнаружили их недостаточность. Символически это наносит больший ущерб, чем оппозиция этим ценностям со стороны членов иных групп, которые никогда не жили в соответствии с ними. Этот последний случай группа может объяснить полным неведением, но такое объяснение вряд ли уместно по отношению к ее бывшим членам. С другой стороны, принятие бывшим членом старой группы ценностей его новой группы может быть воспринято как символ слабой лояльности членов отвергнутой группы по отношению к этой последней. Если это произошло один раз, то может произойти снова. Таким образом, отчуждающий себя от группы ее бывший член становится живым символом как низкого качества групповых ценностей, так и низкого уровня лояльности ее членов. Не будет слишком большим преувеличением предположить, что в нашем обыденном языке регистрируется это пристрастное отношение группы к тем, кто отказался быть ее членом. Приведем довольно широкий спектр эмоционально окрашенных терминов, обозначающих бывших членов группы: ренегат, отступник, перебежчик, еретик, предатель, раскольник, дезертир и т.п.; в обыденном языке трудно отыскать нейтральные термины, обозначающие те же самые явления. Оскорбительный оттенок, свойственный этим терминам, обычно сказывается на последующем отношении к группе того из ее членов, кто ее покинул. Ренегат не только отрекается от групповых норм и от членства в группе, но и становится в оппозицию к ней. Отступник заменяет веру, которую он исповедовал ранее, другими верованиями, которые с точки зрения его бывшей группы являются гораздо менее возвышенными. Перебежчик сочетает в себе и ренегатство, и отступничество, так как он становится изменником не по внутреннему убеждению, а в расчете на выгоду. Но какой бы позорный смысл ни вкладывался в эти эпитеты, любой из них подразумевает, что отказ от ориентации на прежнюю группу дается слишком нелегко, чтобы она стала безразличной для своего бывшего члена. Подобно тому как новообращенный роялист всегда больший роялист, чем сам король, так и бывший роялист — это всегда больший республиканец, чем урожденный и чистокровный простолюдин29. Систематические эмпирические исследо- 29 Обширный материал, подтверждающий эту схему, можно найти в современной истории, а именно в поведении многих бывших коммунистов, превратившихся в американских патриотов, и немногих бывших патриотов, ставших коммунистами. Для вания референтно-группового поведения этих двух видов не-членов еще только предстоят. Но, по-видимому, имеется много теоретических соображений, подтверждающих предположение о том, что отношение к группам не-членов будет существенно отличаться у тех, кто когда-то входил в их состав, и у тех, кто никогда не был ихчленами. Однако если понятие не-членства не будет конкретизировано именно с этой точки зрения, то эту проблему вряд ли можно будет сформулировать. Этого предварительного очерка атрибутов не-членства, возможно, вполне достаточно для того, чтобы установить, что понимание не-членства как остаточной, имплицитно считающейся гомогенной категории было бы теоретически неадекватно. He-члены отличаются друг от друга: правомерностью своего членства в данной группе; своим отношением к тому, чтобы стать ее членами; открытостью или закрытостью группы для тех, кто формально имеет право стать ее членами; своим ранее существовавшим статусом относительно той группы, членами которой они в настоящее время не являются. Если эти атрибуты, взятые в совокупности, отличаются друг от друга, то отличается социальная роль и психологическая ситуация не-членов, а вместе с тем, как можно предположить, и их отношение к той референтной группе, в которую они не входят. Проблема 1.4 Понятия внутренней и внешней группы Из приведенного выше обзора с полной очевидностью следует, что понятие членской группы не тождественно понятию внутренней группы, а группы, состоящей из не-членов, — понятию внешней группы, хотя Уильям Самнер, по-видимому, думал по-другому, когда впервые вводил понятия внутренней и внешней группы. В начале своей работы он применяет их к первобытному обществу, но в конце (говорит почти то же самое и о более сложных обществах: ...дифференциация возникает между нами и своими, составляющими внутреннюю группу, и всеми остальными, или группами, состоящими из «чужих» (внешними группами). Отношение друг к другу у тех, кто составляет группу «своих», — это отношение мира, правопорядка, управления и производства. Их отношение ко всем аутсайдерам, или «чужим», — это отношение войны и грабежа, если только они не придут к соглашению... дополнительного изучения этого явления следует обратиться к работе: Almond G.A. et al. The Appeals of Communism (Princeton: Princeton University Press, 1954); что касается этих типов, см.: Coser L., The Functions of Social Conflict (Glencoe: The Free Press, 1956), pp. 67—72. — Примеч. автора. Отношения товарищества и мира в группе «своих» и враждебность и воинственность по отношению к группам «чужих» связаны между собой коррелятивно... Преданность группе, готовность идти на жертвы ради нее — и ненависть и презрение по отношению к аутсайдерам; отношения братства внутри и воинственность, направленная вовне, — все это произрастает совместно, все представляет собой продукт одной и той же ситуации»30. Руководствуясь этими соображениями, мы, социологи, привыкли повторять, а не осмысливать тезис Самнера. Вместо того чтобы рассматривать внутреннюю группу как такую разновидность членской группы, которая характеризуется внутренней сплоченностью и направленной вовне враждебностью, на практике мы стали допускать, вдохновляясь при этом неопределенными формулировками Самнера, что все группы членов проявляют отличительные признаки внутренней группы. Эта практика существовала не только у социологов. Всеми принималось заданное, что сплоченность внутри группы усиливает враждебность к тем, кто в нее не входит, и наоборот, так что возникает своего рода кумулятивное спиралевидное сочетание внутренней сплоченности с враждебностью, направленной вовне. На первый взгляд и с самой общей точки зрения, со многим в этой концепции можно согласиться. Сильный национализм, как свидетельствует история и многократно подтверждает современная жизнь, обычно сопровождается враждебностью по отношению к другим национальным сообществам. Нападения извне или угроза таких нападений только усиливают внутреннюю сплоченность и подготавливают стадию еще большей враждебности по отношению к посторонним. Случаи, подтверждающие эту модель группового взаимодействия, слишком многочисленны и слишком хорошо известны, чтобы ее можно было отрицать. Однако можно усомниться — и мы действительно сомневаемся — в том, что это единственная модель, характеризующая связь между внутренней сплоченностью группы и ее внешними отношениями, а зна-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|