Кредитная политика организации
Управление дебиторской задолженностью организации (кредитная политика) представляет собой комплекс решений ее руководства по следующим вопросам: 1. Объем продаж в кредит, цены на продукцию. 2. Сроки кредита. 3. Скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции. 4. Политика взыскания дебиторской задолженности. 5. Стандарты организации для оценки кредитной надежности клиента. 6. Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности. Рассмотрим данные пункты более подробно [4. C. 166–173]. 1–2. Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от: · сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей: · степени агрессивности фирмы в завоевании рынка; · склонности фирмы к риску; · налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты и т. д.; · срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, поскольку оборачиваемость такого товара быстрее); · потребительского спроса («раскрученные» товары оборачиваются, как правило, быстрее); · издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости); · кредитного риска (чем он выше, тем меньше сроки кредитов); · объема закупок (чем он больше, тем и срок кредита может быть больше); · конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты); · размера банковских процентных ставок (при условии «дорогих» денег поставщик может увеличить цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности). Если операции фирмы стабильны, расчет общей потребности в денежных средствах под отвлечение в дебиторскую задолженность возможен по формуле
ДЗ = Пк · Д, (35) где Пк – объем продаж в кредит в день; Д – продолжительность периода инкассации. Для определения возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, в российской практике может быть целесообразно использовать уточненную формулу: , (36) где ВРк – плановый объем реализации продукции в кредит; Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции (планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене); Д1 – средний период предоставления кредита; Д2 – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (по результатам анализа). Если такую сумму вложить в дебиторскую задолженность не представляется возможным, должны быть скорректированы исходные условия – снижение объемов продаж в кредит или ужесточение инкассации дебиторской задолженности. 3. Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату (например, в течение 10 дней) или предоплату, так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит. Для расчета выгодности предоставления скидки, как правило, используется формула . (37) Эта формула позволяет рассчитать приблизительные годовые процентные издержки при использовании коммерческого кредита и сравнить их с банковскими процентными ставками. Первая дробь дает возможность рассчитать процентную ставку за период, вторая – количество периодов. Скидки за быструю оплату являются очень распространенным инструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Для контроля за состоянием дебиторской задолженности, как правило, ведется мониторинг соблюдения сроков поступления денежных средств, осуществляется контроль за средним сроком погашения задолженности. Для этих целей возможно построение таблиц, классифицирующих задолженность по срокам и учитывающих удельный вес задолженности каждого вида, сумму и долю безнадежных долгов.
4. Политика взыскания дебиторской задолженности может быть разной. Существует два вида политики взыскания дебиторской задолженности: · мягкая политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций в случае нарушения сроков платежей, предоставление дополнительного льготного периода на определенных условиях. Она может использоваться финансово-устойчивыми, стабильно развивающимися фирмами при проведении агрессивной политики завоевания рынка; · жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника в случае их нарушения. В любом случае для каждого клиента может быть рассчитан предел покупок в кредит – некое подобие кредитной линии для каждого конкретного дебитора. В то же время следует отметить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться. Типичное соотношение расходов на обслуживание дебиторской задолженности и убытков от ее невозврата показано на рис. 14.
Рис. 14. Соотношение расходов по инкассации и убытков Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличение расходов на этот вид работ быстро окупаются, однако, дальнейший poст затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена. Одной из главных составляющих политики взыскания дебиторской задолженности и в целом управления ею во всем мире является продажа дебиторской задолженности, или факторинг. Специализирующиеся на факторинге организации выкупают дебиторскую задолженность у предприятий и взыскивают денежные средства с должников своего клиента уже в свой доход. Основная и важнейшая черта факторинга – гарантия платежа клиенту: фирме-кредитору возмещается его дебиторская задолженность в любом случае.
5. Стандарты организации для оценки кредитной надежности определяют минимально приемлемую надежность предприятия-клиента при выдаче ему коммерческого кредита. Они могут быть различными в зависимости от того, какую (жесткую или мягкую) кредитную политику выбирает фирма. Оценить финансовое состояние клиента в России иногда достаточно сложно, так как у нас нет традиций ознакомления партнеров со своей финансовой отчетностью. Кроме того, в случае финансовых затруднений партнер обычно стремится скрыть истинное положение вещей. Для оценки кредитоспособности клиента обычно используют правило «пяти СИ»: CAPACITY – дееспособность заемщика в отношении кредитных отношений; CHARACTER – репутация заемщика; CAPITAL – способность заемщика заработать средства, необходимые для погашения кредита; COLLATERAL – наличие обеспечения ссуды; CONDITIONS – экономическая конъюнктура. 6. Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используют следующие показатели: а) оборачиваемость дебиторской задолженности: . (38) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффициента выручка от реализации считается по переходу права собственности, то увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит; его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита; б) период погашения дебиторской задолженности (Ддз), в днях: . (39) Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения. Объем скрытой дебиторской задолженности, который может возникнуть вследствие предварительной оплаты материалов поставщиков без соответствующей их отгрузки предприятию, выявляют на основе анализа и оценки состояния расчетов по данным аналитического учета; в) доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (в процентах):
. (40) Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия. г) Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (в процентах): . (41) Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|