Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кредитная политика организации




Управление дебиторской задолженностью организации (кредитная политика) представляет собой комплекс решений ее руководства по следующим вопросам:

1. Объем продаж в кредит, цены на продукцию.

2. Сроки кредита.

3. Скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции.

4. Политика взыскания дебиторской задолженности.

5. Стандарты организации для оценки кредитной надежности клиента.

6. Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности.

Рассмотрим данные пункты более подробно [4. C. 166–173].

1–2. Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от:

· сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей:

· степени агрессивности фирмы в завоевании рынка;

· склонности фирмы к риску;

· налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты и т. д.;

· срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, по­скольку оборачиваемость такого товара быстрее);

· потребительского спроса («раскрученные» товары оборачиваются, как правило, быстрее);

· издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

· кредитного риска (чем он выше, тем меньше сроки кредитов);

· объема закупок (чем он больше, тем и срок кредита может быть больше);

· конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты);

· размера банковских процентных ставок (при условии «дорогих» де­нег поставщик может увеличить цены на товары, принимая во вни­мание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задол­женности).

Если операции фирмы стабильны, расчет общей потребности в де­нежных средствах под отвлечение в дебиторскую задолженность возмо­жен по формуле

ДЗ = Пк · Д, (35)

где Пк – объем продаж в кредит в день;

Д продолжительность периода инкассации.

Для определения возможной суммы оборотного капитала, направляе­мого в дебиторскую задолженность, в российской практике может быть целесообразно использовать уточненную формулу:

, (36)

где ВРк – плановый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены

продукции (планируемый удельный вес себестоимости

продукции в ее цене);

Д1 – средний период предоставления кредита;

Д2 – средний период просрочки платежей по предоставленному

кредиту (по результатам анализа).

Если такую сумму вложить в дебиторскую задолженность не пред­ставляется возможным, должны быть скорректированы исходные усло­вия – снижение объемов продаж в кредит или ужесточение инкассации дебиторской задолженности.

3. Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата де­нежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату (например, в течение 10 дней) или предоплату, так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит.

Для расчета выгодности предоставления скидки, как правило, используется формула

. (37)

Эта формула позволяет рассчитать приблизительные годовые про­центные издержки при использовании коммерческого кредита и сравнить их с банковскими процентными ставками. Первая дробь дает возмож­ность рассчитать процентную ставку за период, вторая – количество пе­риодов. Скидки за быструю оплату являются очень распространенным инст­рументом ускорения возврата дебиторской задолженности.

Для контроля за состоянием дебиторской задолженности, как прави­ло, ведется мониторинг соблюдения сроков поступления денежных средств, осуществляется контроль за средним сроком погашения задол­женности. Для этих целей возможно построение таблиц, классифици­рующих задолженность по срокам и учитывающих удельный вес задол­женности каждого вида, сумму и долю безнадежных долгов.

4. Политика взыскания дебиторской задолженности может быть разной.

Существует два вида политики взыскания дебиторской задолженности:

· мягкая политика предполагает некоторую от­срочку применения санкций в случае нарушения сроков платежей, пре­доставление дополнительного льготного периода на определенных усло­виях. Она может использоваться финансово-устойчивыми, стабильно развивающимися фирмами при проведении агрессивной политики завое­вания рынка;

· жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника в случае их нарушения. В любом случае для каждого клиента может быть рассчитан предел по­купок в кредит – некое подобие кредитной линии для каждого конкрет­ного дебитора.

В то же время следует отметить, что при проведении жесткой кре­дитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться. Типичное соотношение расходов на обслуживание дебиторской задолженности и убытков от ее невозврата показано на рис. 14.

 

Рис. 14. Соотношение расходов по инкассации и убытков

Исследования подтверждают, что при наличии значительной деби­торской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличение расходов на этот вид работ быстро окупаются, однако, дальнейший poст затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

Одной из главных составляющих политики взыскания дебиторской задолженности и в целом управления ею во всем мире является продажа дебиторской задолженности, или факторинг. Специализирующиеся на факторинге организации выкупают дебиторскую задолженность у предприятий и взыскивают денежные средства с должников своего клиента уже в свой доход. Основная и важнейшая черта факторинга – гарантия платежа клиенту: фирме-кредитору возмещается его дебитор­ская задолженность в любом случае.

5. Стандарты организации для оценки кредитной надежности опреде­ляют минимально приемлемую надежность предприятия-клиента при выдаче ему коммерческого кредита. Они могут быть различными в зави­симости от того, какую (жесткую или мягкую) кредитную политику вы­бирает фирма. Оценить финансовое состояние клиента в России иногда достаточно сложно, так как у нас нет традиций ознакомления партнеров со своей финансовой отчетностью. Кроме того, в случае финансовых затруднений партнер обычно стремится скрыть истинное положение вещей.

Для оценки кредитоспособности клиента обычно используют правило «пяти СИ»:

CAPACITY – дееспособность заемщика в отношении кредитных отношений;

CHARACTER – репутация заемщика;

CAPITAL – способность заемщика заработать средства, необходимые для погашения кредита;

COLLATERAL – наличие обеспечения ссуды;

CONDITIONS – экономическая конъюнктура.

6. Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используют следующие показатели:

а) оборачиваемость дебиторской задолженности:

. (38)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффици­ента выручка от реализации считается по переходу права собствен­ности, то увеличение коэффициента означает сокращение про­даж в кредит; его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита;

б) период погашения дебиторской задолженности (Ддз), в днях:

. (39)

Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.

Объем скрытой дебиторской задолженности, который может возникнуть вследствие предварительной оплаты материалов по­ставщиков без соответствующей их отгрузки предприятию, вы­являют на основе анализа и оценки состояния расчетов по дан­ным аналитического учета;

в) доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (в процентах):

. (40)

Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия.

г) Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (в процентах):

. (41)

Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задол­женности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...