Основы власти в организации.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Власть - возможность влиять на поведение людей.
Формы власти: · Власть, основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения). · Власть, основанная на вознаграждении. Награда дает положительные стимулы для качественного выполнения работы. · Экспертная власть. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями. · Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же как он. · Законная (традиционная). Эта власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей.
С помощью власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляются на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с ее осуществлением.
Власть бывает формальной и реальной. · Формальная власть — это власть должности. Она обусловлена официальной ролью последней в структуре управления организацией, совокупностью принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личными качествами занимающего ее субъекта.
Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми он может без согласования с другими распоряжаться.
В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.
· Реальная власть зависит также от степени признания ее обладателя окружающими, т. е. от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих. От иерархии она весьма далека.
Менеджер как профессиональный управляющий. Менеджеры в организации образуют, так называемый, управленческий персонал, аппарат управления, который иногда называют просто менеджментом организации. Управленческий персонал – важнейший ресурс организации. К менеджерам предъявляются специфические требования в отношении их профессиональной компетенции и личностных качеств, а также наличия специальных знаний. Специальные профессиональные требования: - понимание природы управленческого труда и процессов управления, - знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы, - умение использовать современные средства связи и информационные технологии, - умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени, - высокая степень самоорганизации и др. Человеческие качества: - ответственность, - умение работать с людьми, - способность к самооценке и непрерывному повышению квалификации, - искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий, - чувство долга, - умение убеждать, - способность быстро восстанавливать свои физические и духовные силы и др. Модель современного менеджера характеризуется следующими аспектами:
- менеджер – стратег, - менеджер – человек с технологической настройкой, - менеджер – политик, - менеджер – лидер и новатор. Лидерство раскрывается способность активизировать людей организации, умение показывать пример для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации. Лидер характеризуется следующими чертами: - характер – энергичность, способности и упорство в достижении целей, - мотивация к лидерству – ярко выраженное стремление к влиянию на других, к использованию власти, - честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношении с другими, - уверенность в своих способностях, установка на большие задачи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении, - эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокровия в стрессовых ситуациях, реальное представление о своих сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма, нормальное восприятие критики. Разделение труда в организации: - функциональное разделение (общие – линейные менеджеры и функциональные менеджеры), - структурное разделение (по вертикали и горизонтали). Категории управленческих работников по сложности выполняемых работ: - руководители, - специалисты, - служащие.
60)) Роль конфликтов в менеджменте организации. Виды и причины конфликтов. Методы разрешения и профилактики конфликтов в организациях. Что такое конфликт. Как и у множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Типы конфликта: Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не
согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также в период стрессового состояния. Межличностный конфликт. Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|