Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы контроля: бюджетирование и система сбалансированных показателей




Контроль результатов и их компонентов стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента управления. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятий в условиях конкуренции и нестабильности.

Бюджетирование - процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации исходя из текущих и стратегических целей контроля за выполнением этих планов.

При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:

· организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса.

· процесс бюджетирования, который разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.- при этом должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.

· технология бюджетирования включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

 

Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции:

 

1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

2. Функция прогноза. Сущность данной функции заключается в расчете прогнозных показателей по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского.

3. Функция анализа. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного анализа его осуществления.

В общем случае в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

 

1. Оценка эффективности работы предприятия, за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми.

 

2. Установление перспективных целей и их выполнение в текущих планах развития предприятия, на основе долгосрочного прогнозирование.

3. Планирование и контроль денежных потоков предприятия.[14]

Система сбалансированных показателей (ССП) - это механизм последовательного доведения до персонала стратегических целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ). КПЭ являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника.

 

Преимущество ССП состоит в том, что предприятие, внедрившее эту систему, получает в результате набор действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления.

Основной принцип ССП — управлять можно только тем, что можно измерить.

 

Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает.

 

ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие, казалось бы, с трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании.

 

Авторы ССП предложили четыре направления оценки эффективности, отвечающие на самые значимые для успешной деятельности компании вопросы:

· Финансы (каково представление о компании у акционеров и инвесторов?);

· Клиенты (какой компанию видят покупатели её продуктов?);

· Бизнес-процессы (какие бизнес-процессы требуют оптимизации, на каких организациях стоит сосредоточиться, от каких отказаться?);

· Обучение и рост (какие возможности существуют для роста и развития компании?).

 

Технологически построение ССП для отдельно взятой компании включает несколько необходимых элементов:

· карту стратегических задач, логически связанных со стратегическими целями,

· непосредственно карту сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, «точку достижения цели» и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты),

· целевые проекты (инвестиции, обучение и т. п.), обеспечивающие внедрение необходимых изменений.

· «приборные панели» руководителей различных уровней для контроля и оценки деятельности.

 

 

QM, бенчмаркинг и операционный контроль: сущность и задачи

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы.

TQM — это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение.

Принципы TQM:

Ориентация организации на заказчика.

Ведущая роль руководства.

Вовлечение сотрудников

4. Процессный подход (Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность нужно рассматривать как процесс)

5. Системный подход к управлению (организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика)

 

Постоянное улучшение.

 

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах. (Эффективные решения основываются только на достоверных данных)

8. Отношения с поставщиками. (Так как организация тесно связана со своими поставщиками, целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения)

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой

 

Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика.

Бенчмаркинг — подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса: предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании; выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения.

Существуют следующие виды бенчмаркинга:

1. внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации

2. бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и его сопоставление с характеристикой конкурентов

3. функциональный бенчмаркинг - сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе

4. бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных оказателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями

Операционный контроль -контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.

 

54)) Лидерство: природа, сущность, содержание. Теории лидерства.

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации.

Природа.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с

Управлением. Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Сущность и Содержание.

Лидерство - управленческие взаимоотношения между

руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной

ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение

людей к достижению общих целей.

Различают:

· формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Лидерство позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Теории.

1) Теория лидерских черт.

Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.

Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта.

Теория лидерских черт, как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.

2) Групповая теория лидерства.

Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.

Теории обмена предполагают, что члены группы вносят определённый вклад за свой счёт, а получают выгоды за счёт всех группы или других её членов. Взаимодействие продолжается потому, что члены группы находят социальный обмен взаимно полезным.

Лидерство - это процесс обмена между лидером и последователями.

3) Ситуационная теория лидерства.

Эта модель охватывает стиль лидерства в благоприятной ситуации. Ситуация благоприятна для лидера если высоки следующие показатели:

- взаимодействие между лидером и членами группы;

- степень структурирования задачи;

- позиционная власть лидера, определяемая его формальными полномочиями.

В очень благоприятных условиях, когда у лидера есть власть, неформальная поддержка и достаточно чётко определённая задача, группа готова быть ведомой и ожидает распоряжений. В крайне не благоприятной ситуации лидер, принимающий неправильные решения оказывается в лучшем положении, чем лидер, вообще не принимающий решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...