Проза 1990-2010-х гг.. Поэзия 1990-2010-х гг.
Проза 1990-2010-х гг. Многостороннее художественное исследование прошлого и настоящего страны, анализ внутреннего мира человека на переломных этапах истории России. Противостояние гуманистического и технократического сознания как основа конфликта современной прозы: приоритет нравственных и философских аспектов изображения жизни, интерес к экологическим проблемам, возвращение к исследовательским задачам художественной литературы. Судьбы русского романа в ХХ веке. Романы, оцененные букеровской премией: М. Харитонова, 92, В. Маканина, 93, Г. Владимова, 95. Популярность малых жанров как характерная черта современной прозы: рассказы Т. Толстой, С. Довлатова, Л. Петрушевской, Б. Екимова; повести Ю. Полякова, С. Каледина, М. Кураева, В. Пьецуха. «Военная» проза 1990-2000-х гг. Роман Г. Владимова «Генерал и его армия». 94. Концепция войны в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты», 94. Различие авторских подходов, жанровые разновидности. Афганская тема в творчестве С. Алексиевич («Цинковые мальчики», 89) и О. Ермакова («Афганские рассказы», 89, «Знак зверя», 92). Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный», 95. Роман «Асан», 2008. Трагедия русской деревни в ХХ веке: «Год великого перелома», 91 В. Белова, «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова, «Последний поклон» В. Астафьева, Рассказы В. Распутина 1990-2000-х. Художественные открытие «деревенской» прозы. Картины городской жизни в книгах С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, В. Пьецуха. Типы маргиналов на страницах современной прозы. Традиции Ю. Трифонова в прозе Л. Петрушевской. Феномен «женской» прозы. Произведения Т. Толстой, В. Токаревой, Г. Щербаковой, феминизм М. Арбатовой, В. Нарбиковой, М. Палей. Женщина как объект и субъект в искусстве.
Эволюция русской исторической прозы. Новые подходы к изображению прошлого в историческом жанре на современном этапе. Семикнижье Б. Балашова «Государи Московские». Историческая проза В. Пикуля как феномен массовой культуры. Исторический быт и анекдот. Родословная революции в исторической прозе Ю. Трифонова «Нетерпение», 73; «Старик», 78; А. Солженицына «Красное колесо», 90. Возрождение фантастической литературы: Утопии и антиутопии как разновидность социальной фантастики: «Остров Крым», 79, 90 В. Аксенова, «Москва 2042», 86 В. Войновича, «Невозвращенец», 89 А. Кабакова, «Кысь», 2000 Т. Толстой. Жанр фэнтези в творчестве М. Семеновой, Н. Перумова. Широкое использование мифов и легенд, сказок и притч в поэтике современной прозы: «Лаз», 90, «Буква А», 2000 В. Маканина, «Зеркало Монтачки», 93 М. Кураева. Возрождение сатирической прозы: «История города Глупова в новые и новейшие времена», 89 В. Пьецуха, «Год за два», 91 М. Жванецкого, «ЖД» Д. Быкова Утверждение альтернативной эстетики в произведениях Саши Соколова, Е. Попова, Л. Петрушевской, Т. Толстой. Русский постмодернизм. Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки». Особенности поэтики. Сюрреалистические тенденции в творчестве Ю. Мамлеева. Саморазрушение постмодернистской эстетики с середины 90-х гг. Кризис авангарда. Произведения В. Пелевина «Омон Ра», «Желтая стрела», «Поколение П». Стилистическая деструкция в прозе В. Сорокина. Коллаж, римейк. «Поп-культура» и массовое искусство в конце ХХ века. Феномен Б. Акунина Дискуссии о современной литературе. Поэзия 1990-2010-х гг. Генезис современных поэтических течений, школ, групп. Традиции русской классики и новые открытия в философской лирике Л. Мартынова, Д. Самойлова, А. Тарковского, в зрелом творчестве «тихих» лириков В. Соколова, Н. Рубцова, А. Жигулина. Известные мастера русской поэзии Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Чичибабин, Ю. Левитанский, Ю. Кузнецов, А. Кушнер на новом (80-90-е гг. ) этапе развития литературы. Духовная поэзия С. Аверинцева, С. Липкина, Л. Миллер.
Авторская песня. Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, А. Городницкого, А. Галича, Ю. Кима. Феномен поэзии В. Высоцкого. Тенденция к сближению авторской песни и рока в 1980-90-е гг.: ансамбли авторской песни и рок-барды. Национально-патриотические мотивы и формы в творчестве А. Башлачева - «Посошок», 91. Лучшие образцы рок-поэзии: А. Макаревич, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, В. Цой, К. Кинчев. Рок-антологии «Блюз из подвала, 90, «Альтернатива», 91. Снижение активности крупной стихотворной формы. Поиски в области стиха. «Видеомы» А. Вознесенского, графические эксперименты И. Холина и Г. Сапгира, взаимосвязь изобразительного, фонетического (музыкального) и словесного рядов в опытах Д. А. Пригова. «Антология русского верлибра», 91. Палиндроматические стихи Н. Ладыгина «Золото лоз», «гарики» И. Губермана, одностишия В. Вишневского. Постмодернистская поэзия: от двоемирия символистов к множественности реальностей метареалистов. Творчество И. Жданова, А. Парщикова, О. Седаковой, А. Еременко. От «антиэстетизма» обэриутов к «конкретной» поэзии «лианозовцев»: Кропивницкие, Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов, к концептуализму Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова, иронической поэзии И. Иртеньева. «Орден куртуазных маньеристов»: В. Степанцов, К. Григорьев, Д. Быков. Сюрреализм и неофутуризм поэзии И. Искренко. Возрождение традиции коллективных поэтических вечеров-концертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|