Драматургия 1990-2010-х гг. 6. Рабочая программа. 6. 1. Тематическое планирование дисциплины (1 семестр). Постмодернизм в современной драматургии: «пельмени» В. Сорокина
Драматургия 1990-2010-х гг. Жанр психологической драмы-комедии в творчестве А. Вампилова «Прощание в июне», «Старший сын», 65. Драма крушения и утраты идеалов. Зилов и «зиловщина» в «Утиной охоте», 68. Воздействие опыта Вампилова на современную драматургию. «Новая волна» в русской драматургии. Особенности конфликта и героя: А. Галин «Звезды на утреннем небе», «Конкурс», Л. Петрушевская «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Лестничная площадка», Э Радзинский «Декамерон», В. Славкин, «Взрослая дочь молодого человека», А. Казанцев «Сны Евгении». «Новая драма». Обнажение глубин сознания с помощью речевой игры, сниженной лексики, натуралистических элементов в пьесах Н. Коляды «Мы едем, едем», «Канотье», «Тутанхамон». Авангардистские приметы «новой драмы»: сплав трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Постмодернизм в современной драматургии: «Пельмени» В. Сорокина, «Сон Обломова» М. Угарова, «Пластилин» В. Сигарева. Переплетение быта и фантасмагории. Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма. Сарказм и гротеск в современной пьесе: «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Вен. Ерофеева. Жанровая палитра современной комедии: современная комедия О. Мухиной («Таня, Таня», «Ю»), А. Слаповского («Мой вишневый садик»), сатирическая комедия Л. Зорина («Цитата»), комедия-памфлет М. Казовского («Сдвиг по фазе»), эксцентрическая комедия С. Злотникова («Сцены у фонтана»), комедия-лубок Н. Семеновой («Печка на колесе»), «черная» комедия А. Иванова («Бес…»). Расширение жанровых параметров, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, насыщение мелодраматическими и трагико-комедийными мотивами. Феномен Е. Гришковца: «человек-театр»: «Как я съел собаку», «Планета».
Переломный характер литературы рубежа 1990-2000-х годов. Переход в новое тысячелетие. Начало нового цикла развития культуры. Новые задачи критики и литературоведения.
6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6. 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (1 семестр)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (3 семестр) Методологические аспекты современного литературного процесса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (4 семестр) СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ
6. 2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Лекция: Социокультурная ситуация рубежа ХХ-ХХ1 веков (2 ч. ). 1. Перестройка и гласность в литературе второй половины 1980-х гг. 2. Разгосударствление литературы и его следствия. Влияние рыночных отношений. Судьба журналов и издательств. 3. Новый статус писателя и литературы. Книжный рынок 1990-2000-х. Литература: Богданова О. В. Современный литературный процесс. – СПб, 2001 Русская литература в зеркале критики. Хрестоматия / Сост. С. И. Тимина и др. – 2-е изд. – М., 2005 Семинарское занятие: Книжный развал (2 ч. ) Самостоятельная работа: Аннотация новой книги Семинарское занятие: Массовая литература на рубеже XXI века (4 ч. ). 1. Формы бытования, причины популярности, жанровые предпочтения масскульта. 2. Репертуар имен и произведений (представление автора по выбору). 3. Характер взаимодействия высокой и массовой литератур. Пограничье – зона эстетического риска. Явление жанрового синкретизма. 4. Феномен Б. Акунина. «Я не писатель, я – беллетрист». 5. Бестселлеры 2000-х; «Кысь» Т. Толстой, «ДПП NN» В. Пелевина, «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, иронические детективы Д. Донцовой, сериал «Дозоров» С. Лукьяненко. Литература: Маркович В. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» // Классика и современность. – М., 1991. Черняк М. А. Массовая литература ХХ века: учебн. пособие. – М., 2007. Семинарское занятие: Литература и Интернет (2 ч. )
Литература: Визель М. Литературные игры в Интернете // Новый мир. – 2002. – №4. Маркова Т. Н. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в современной прозе // Филологический класс. – 2009. – № 3. Модуль 2. Лекция: Русский постмодернизм (2 ч. ). 1. Постмодернизм как явление мировой культуры. 2. Особенности русского постмодернизма. 3. Эстетические принципы литературного постмодерна. Литература: Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – СПб., 2004. Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999. Семинарское занятие: Русский постмодернизм (2 ч. ). Поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» 1. Венедикт Ерофеев и его книга (биографические сведения, история создания и публикации поэмы). 2. Композиция поэмы-путешествия. Структурообразующий мотив выпивки. 3. Интертекстуальные связи поэмы (Радищев, Карамзин, Гоголь, Достоевский, советские писатели). 4. Евангельские мотивы и их травестирование: Веничка – Христос – юродивый. 5. Метафизический пласт поэмы: линейность – кольцо – дурная бесконечность. Литература: Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – СПб., 2004. Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.
Модуль 3. Лекция: Жанрово-стилевые тенденции в прозе рубежа веков (2 ч. ). 1. Кризис романа в конце ХХ века и развитие малых жанров прозы. 2. Основные направления жанровых трансформаций. 3. Авторские номинации как отражение кризиса жанрового сознания. 4. Условность термина, обозначившего нетрадиционную литературу 1980-90-х годов. Эстетика «другой» прозы. Литература: Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003. Лейдерман Н., Липовецкий М. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 1998.
Семинарское занятие: Жанровые трансформации в прозе конца ХХ1 века (4 ч. ) 1. Актуализация архаических жанров притчи, сказки, мениппеи, утопии. 2. Место антиутопии в современной литературе. Литература: Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003. Лейдерман Н., Липовецкий М. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 1998. Семинарское занятие: Стилевые тенденции в прозе рубежа веков (2 ч. ) 1. «Натуральное» направление в прозе 1980-х гг. Творчество Л. Петрушевской. 2. Ироническое направление. Вяч. Пьецух. 3. Фантастический реализм М. Кураева и А. Королева. Литература: Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика жанров и стилей. – Челябинск, 2003. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. – 1998. – №4. Семинарское занятие: Литература русского зарубежья «третьей волны» (2 ч. ). 1. Феномен русской литературы зарубежья как факт истории ХХ века. 2. Причины эмиграции 1970-80-х годов. Своеобразие «третьей волны». 3. Жанровые эксперименты в литературе зарубежья: В. Аксенов, В. Войнович. 4. Стилевые эксперименты С. Соколова, Э. Лимонова, С. Довлатова. Литература: Литература русского зарубежья. 1920-1990 / под ред. А. И. Смирновой. – М., 2006. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 1. М., 2001. Зубарева Е. Проза русского зарубежья (1970-1980 гг. ) – М.. 2000. Семинарское занятие: Историческая проза рубежа веков (2 ч. ) 1. Причины обращения современных писателей к истории. 2. Соотношение документа и вымысла. Романы Д. Балашова и В. Пикуля. 3. Исторические романы А. Солженицына, Саши Соколова, А. Иванова. Литература: Богданова О. В. Историческая проза XX века. – СПб., 2005. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 1. М., 2001.
Модуль 4. Современная поэзия и драматургия Семинарское занятие: Поэзия 1980 – 2000-х: упадок? кризис? возрождение? (4 ч. ) 1. Мозаичность картины поэзии конца ХХ века. 2. «Возвращенная» поэзия, поэтическая публицистика, творчество поэтов «большого поколения» в постсоветский период. 3. «Новая волна» в поэзии: концептуализм, ироническая поэзия, метареализм, неосентиментализм. Видиомы и перформансы. Литература: Зайцев В. Современная русская поэзия. – М., 2000. Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000. Семинарское занятие: Современная драматургия (2 ч. ).
Литература:
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 3. М., 2001. Маркова Т. Современная драматургия // Материалы «Артсессии» 2011. – Челябинск, 2011.
Модуль 5: Методологические аспекты современного литературного процесса Лекции:
Литература: Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003. Модуль 6. Стилевой анализ современной прозы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|