Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драматургия 1990-2010-х гг. 6. Рабочая программа. 6. 1. Тематическое планирование дисциплины (1 семестр). Постмодернизм в современной драматургии: «пельмени» В. Сорокина




Драматургия 1990-2010-х гг.

Жанр психологической драмы-комедии в творчестве А. Вампилова «Прощание в июне», «Старший сын», 65. Драма крушения и утраты идеалов. Зилов и «зиловщина» в «Утиной охоте», 68. Воздействие опыта Вампилова на современную драматургию.

«Новая волна» в русской драматургии. Особенности конфликта и героя: А. Галин «Звезды на утреннем небе», «Конкурс», Л. Петрушевская «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Лестничная площадка», Э Радзинский «Декамерон», В. Славкин, «Взрослая дочь молодого человека», А. Казанцев «Сны Евгении».

«Новая драма». Обнажение глубин сознания с помощью речевой игры, сниженной лексики, натуралистических элементов в пьесах Н. Коляды «Мы едем, едем», «Канотье», «Тутанхамон». Авангардистские приметы «новой драмы»: сплав трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

Постмодернизм в современной драматургии: «Пельмени» В. Сорокина, «Сон Обломова» М. Угарова, «Пластилин» В. Сигарева. Переплетение быта и фантасмагории. Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма. Сарказм и гротеск в современной пьесе: «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Вен. Ерофеева.

Жанровая палитра современной комедии: современная комедия О. Мухиной («Таня, Таня», «Ю»), А. Слаповского («Мой вишневый садик»), сатирическая комедия Л. Зорина («Цитата»), комедия-памфлет М. Казовского («Сдвиг по фазе»), эксцентрическая комедия С. Злотникова («Сцены у фонтана»), комедия-лубок Н. Семеновой («Печка на колесе»), «черная» комедия А. Иванова («Бес…»). Расширение жанровых параметров, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, насыщение мелодраматическими и трагико-комедийными мотивами. Феномен Е. Гришковца: «человек-театр»: «Как я съел собаку», «Планета».

Переломный характер литературы рубежа 1990-2000-х годов. Переход в новое тысячелетие. Начало нового цикла развития культуры. Новые задачи критики и литературоведения.

 

6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

6. 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (1 семестр)

№ п/п

ТЕМА

Аудиторные занятия

СРС

итог

Лекции Практ. зан. лабора. работа
Социокультурная ситуация рубежа ХХ-ХХ1 вв    
Литература и Интернет      
Массовая литература на рубеже XXI века      
Русский постмодернизм    
Литература русского зарубежья      
Жанрово-стилевые тенденции в прозе рубежа веков 4    
Историческая проза      
Поэзия 1980-2000-х.      
9 Современная драматургия   2    
  Итого   Экз

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (3 семестр)

Методологические аспекты современного литературного процесса

№ п/п

ТЕМА

Аудиторные занятия

СРС

итог

Лекции Практ. зан. лабора. работа
Авторские стратегии 2000-х      
Языковые процессы в современной прозе      
Судьбы русской классики в эпоху постмодерна      
Поэзия 2000-2010-х годов      
Кинематограф и компьютерные технологии в художественной словесности      
  Итого:      
             

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (4 семестр)

СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ

№ п/п

ТЕМА

Аудиторные занятия

СРС

итог

Лекции Практ. зан. лабора. работа
Понятие стиля. Методика стилевого анализа      
В. Распутин «Женский разговор», «Изба»      
В. Маканин «Сюр в пролетарском районе»      
Л. Петрушевская «Новые Гамлеты». «С горы»      
В. Пелевин «Вести из Непала», «Онтология детства»      
Т. Толстая «Любишь - не любишь», «Соня»      
Вяч. Пьецух «Чехов с нами», «Ушедшее»   2    
С. Довлатов «Чемодан»      
А. Варламов «Чоловик», «Вальдес»      
З. Прилепин «Грех»   2    
  Итого     зач

 

6. 2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Модуль 1. Лекция: Социокультурная ситуация рубежа ХХ-ХХ1 веков (2 ч. ).

1. Перестройка и гласность в литературе второй половины 1980-х гг.

2. Разгосударствление литературы и его следствия. Влияние рыночных отношений. Судьба журналов и издательств.

3. Новый статус писателя и литературы. Книжный рынок 1990-2000-х.

Литература:

Богданова О. В. Современный литературный процесс. – СПб, 2001

Русская литература в зеркале критики. Хрестоматия / Сост. С. И. Тимина и др. – 2-е изд. – М., 2005

Семинарское занятие: Книжный развал (2 ч. )   Самостоятельная работа: Аннотация новой книги

          Семинарское занятие: Массовая литература на рубеже XXI века  (4 ч. ).

1. Формы бытования, причины популярности, жанровые предпочтения масскульта.

2. Репертуар имен и произведений (представление автора по выбору).

3. Характер взаимодействия высокой и массовой литератур. Пограничье – зона эстетического риска. Явление жанрового синкретизма.

4. Феномен Б. Акунина. «Я не писатель, я – беллетрист».

5. Бестселлеры 2000-х; «Кысь» Т. Толстой, «ДПП NN» В. Пелевина, «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, иронические детективы Д. Донцовой, сериал «Дозоров» С. Лукьяненко.

Литература:

Маркович В. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» // Классика и современность. – М., 1991.

Черняк М. А. Массовая литература ХХ века: учебн. пособие. – М., 2007.

Семинарское занятие: Литература и Интернет (2 ч. )

    1. Структура виртуального пространства.
    2. Дискуссии о сетературе. Феномен гипертекста.
    3. Компьютерные приемы в современной словесности

Литература:

Визель М. Литературные игры в Интернете // Новый мир. – 2002. – №4.

Маркова Т. Н. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в современной прозе // Филологический класс. – 2009. – № 3.

Модуль 2. Лекция: Русский постмодернизм (2 ч. ).

1. Постмодернизм как явление мировой культуры.

2.  Особенности русского постмодернизма.

3. Эстетические принципы литературного постмодерна.

Литература:

Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – СПб., 2004.

Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.

Семинарское занятие: Русский постмодернизм (2 ч. ).

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

1. Венедикт Ерофеев и его книга (биографические сведения, история создания и публикации поэмы).

2. Композиция поэмы-путешествия. Структурообразующий мотив выпивки.

3. Интертекстуальные связи поэмы (Радищев, Карамзин, Гоголь, Достоевский, советские писатели).

4. Евангельские мотивы и их травестирование: Веничка – Христос – юродивый.

5. Метафизический пласт поэмы: линейность – кольцо – дурная бесконечность.

Литература:

Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – СПб., 2004.

Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.

 

Модуль 3. Лекция: Жанрово-стилевые тенденции в прозе рубежа веков (2 ч. ).

1. Кризис романа в конце ХХ века и развитие малых жанров прозы.

2. Основные направления жанровых трансформаций.

3. Авторские номинации как отражение кризиса жанрового сознания.

4. Условность термина, обозначившего нетрадиционную литературу 1980-90-х годов. Эстетика «другой» прозы.

Литература:

Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 1998.

Семинарское занятие: Жанровые трансформации в прозе конца ХХ1 века (4 ч. )

1. Актуализация архаических жанров притчи, сказки, мениппеи, утопии.

2. Место антиутопии в современной литературе.

Литература:

Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 1998.

Семинарское занятие: Стилевые тенденции в прозе рубежа веков (2 ч. )

1. «Натуральное» направление в прозе 1980-х гг. Творчество Л. Петрушевской.

2.  Ироническое направление. Вяч. Пьецух.

3.  Фантастический реализм М. Кураева и А. Королева.

Литература:

Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика жанров и стилей. – Челябинск, 2003.

Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. – 1998. – №4.

Семинарское занятие: Литература русского зарубежья «третьей волны» (2 ч. ).

1. Феномен русской литературы зарубежья как факт истории ХХ века.

2. Причины эмиграции 1970-80-х годов. Своеобразие «третьей волны».

3. Жанровые эксперименты в литературе зарубежья: В. Аксенов, В. Войнович.

4. Стилевые эксперименты С. Соколова, Э. Лимонова, С. Довлатова.

Литература:

Литература русского зарубежья. 1920-1990 / под ред. А. И. Смирновой. – М., 2006.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 1. М., 2001.

Зубарева Е. Проза русского зарубежья (1970-1980 гг. ) – М.. 2000.

Семинарское занятие: Историческая проза рубежа веков (2 ч. )

1. Причины обращения современных писателей к истории.

2. Соотношение документа и вымысла. Романы Д. Балашова и В. Пикуля.

3. Исторические романы А. Солженицына, Саши Соколова, А. Иванова.

              Литература:

                   Богданова О. В. Историческая проза XX века. – СПб., 2005.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 1. М., 2001.

 

                        Модуль 4. Современная поэзия и драматургия

Семинарское занятие: Поэзия 1980 – 2000-х: упадок? кризис? возрождение? (4 ч. )

1. Мозаичность картины поэзии конца ХХ века.

2. «Возвращенная» поэзия, поэтическая публицистика, творчество поэтов «большого поколения» в постсоветский период.

3. «Новая волна» в поэзии: концептуализм, ироническая поэзия, метареализм, неосентиментализм. Видиомы и перформансы.

Литература:

Зайцев В. Современная русская поэзия. – М., 2000.

Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000.

Семинарское занятие: Современная драматургия (2 ч. ).

  1. Психологический театр и «производственная» драма 1970-х годов. Драматургия Л. Петрушевской.
  2. Тематический, проблемный, эстетический сдвиг в драме 1980-90-х гг. Театр Н. Коляды.
  3. 2000-е. Феномен Е. Гришковца.

Литература:

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х тт. – Т. 3. М., 2001.

Маркова Т. Современная драматургия // Материалы «Артсессии» 2011. – Челябинск, 2011.

 

 

Модуль 5: Методологические аспекты современного литературного процесса

Лекции:

Авторские стратегии 2000-х
Языковые процессы в современной прозе
Судьбы русской классики в эпоху постмодерна
Поэзия 2000-2010-х годов
Кинематограф и компьютерные технологии в художественной словесности

Литература: Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл. – М., 2003.

Модуль 6. Стилевой анализ современной прозы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...