8. 2. Вопросы к экзамену. 8. 3. Критерии оценивания знаний. 8. 4. Требования к экзамену. 9. Методические материалы. 9. 1. Тексты для обязательного чтения
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 8. 2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
8. 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ Общие содержательные и структурные компоненты знаний по литературоведческим дисциплинам, учитывающиеся при оценивании ответа на экзамене: 1. Степень усвоения теоретического литературоведческого материала:
2. Логичное, последовательное и аргументированное изложение вопроса. 3. Владение научным стилем изложения материала. 4. Умение иллюстрировать теоретические положения примерами из истории литературы. 5. Знание научной литературы по излагаемому вопросу. 6. Умение ответить на дополнительные и уточняющие вопросы.
ОТЛИЧНО – свободная ориентация в материале, знание не только обязательной, но и дополнительной литературы, умение самостоятельно мыслить и делать выводы, логика в ответе, высокая культура речи.
ХОРОШО – знание всего обязательного материала, умение самостоятельно мыслить и делать выводы, высокая культура речи, отдельные недочеты в ответе. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – знание основного курса, но при этом недостаточная глубина анализа, отсутствие выводов, ошибки в речи, поверхностное знание первоисточников. НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – слабая ориентация в материале, низкая культура речи, незнание первоисточников. 8. 4. Требования к ЭКЗАМЕНУ 1. К экзамену допускаются только студенты, не имеющие текущих задолженностей. 2. Экзамен состоит из двух вопросов по курсу. Вопросы охватывают материал лекций и практических занятий, хрестоматий и учебных пособий. 3. В ходе ответа студент должен продемонстрировать: - отчетливое представление о закономерностях и специфике литературного развития 1990-2000-х г. г.; - о возможностях практического применения теоретических знаний для анализа текста; - понимание возможности сочетания разных методологических подходов к одному произведению.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 9. 1. Тексты для обязательного чтения
Акунин Б. Внеклассное чтение. Чайка Битов А. Пушкинский дом. Богаев О. Русская народная почта. Мертвые уши. Вишневецкий И. Ленинград Галковский Д. Бесконечный тупик. Гандлевский С. Лирика. Трепанация черепа. Довлатов С. Компромисс. Заповедник. Зона. Чемодан. Филиал. Иностранка. Ерофеев Вен. Москва-Петушки. Шаги командора. Ерофеев В. Русские цветы зла. Рассказы. Русская красавица. Жданов И. Лирика. Портрет (сб. ). Фоторобот запретного мира (сб. ). Место земли (сб. ). Иванов А. Географ глобус пропил. Сердце Пармы
Кибиров Т. Лирика. Поэмы. Сантименты (сб. ). Парафразис (сб). Интимная лирика (сб. ). Коляда Н. Пьесы для любимого театра (сб. ). «Персидская сирень» и другие пьесы (сб. ). Королев А. Голова Гоголя. Быть Босхом Кураев М. Капитан Дикштейн. Ночной дозор. Лимонов Э. Это я, Эдичка! Подросток Савенко. Маканин В. Лаз. Андеграунд, или Герой нашего времени. Кавказский пленный, Буква А, Асан Мамлеев Ю. Рассказы. Пелевин В. Синий фонарь (сб. ). Омон Ра. Жизнь насекомых. Желтая стрела. Чапаев и Пустота. Generation «П». «Священная книга оборотня», «t» Петрушевская Л. Бессмертная любовь (сб. ). По дороге бога Эроса (сб. ). Дом девушек (сб. ) Три девушки в голубом. Уроки музыки. Карамзин. Дикие животные сказки Пригов Д. Лирика. Поэмы. Слезы геральдической души (сб. ). Пьецух В. Рассказы Рубинштейн М. Лирика. Поэмы. Случаи из языка (сб. ). Соколов С. Школа для дураков. Палисандрия. Сорокин В. Рассказы. Очередь. Сердца четырех. Роман. Тридцатая любовь Марины. Голубое сало. День опричника. Сахарный Кремль Толстая Т. На золотом крыльце сидели (сб. ). Любит – не любит (сб. ). Река Оккервиль (сб. ). Сомнамбула в тумане. Кысь. Улицкая Л. Сонечка. Медея и ее дети 9. 2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Архетип (с гр. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К. -Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Антропоцентризм (с гр. ) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Бессознательное — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По Фрейду это— id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Виртуальный (с лат. сила, способность) — могущий создать, способный быть, существовать. Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами. Герменевтика (с гр. ) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.
Деконструкция (с лат. ) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла. Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества. Дискурс(с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи. Имманентность (с лат. ) — пребывающий внутри, внутренне присущий. Имманентность означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта. Имморализм (с лат. ) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, Т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе. Интравертность (с лат. ) — обращенность человека, на свой внутренний мир, его боязнь мира, грубо вмешивающегося в мысли и чувства человека и подчиняющего воздействиям извне (термин: введен К. -Г. Юнгом). Интерпретация (с лат. ) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу. Контекст (с лат. ) — тесная связь, соединение. Законченный кусок текста или устной речи, обеспечивающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз. Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой индукцией и правильной самооценкой личности. Ментальность (с лат. ) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы. Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. В XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.
Мимесис (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения. Термин введен Аристотелем. Миракль (с фр. ) — средневековое религиозно-назидательное представление в Европе, посвященное " чуду", характерному какому-либо святому или Мадонне. Онтология (с гр. ) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии. Отчуждение (с нем. ) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного " подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философскими школами, но не получила убедительного теоретического решения. Пантеизм (с гр. ) — учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержителя. Парадигма (с гр. ) — образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира. Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным. Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) — методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам. Реинкарнация (с лат. ) — перевоплощение души, возрождение. Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания. Рефлексия (с лат. ) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению. Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — безусловное повеление какого-либо нравственного принципа. Например, у И. Канта — долг — главный принцип морали. Символ (с гp. ) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют.
Синестезия (с гр. ) — соединять, сочетать, сопоставлять. София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия. Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение сексуальных влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку. Тенденция (с нем.; лат. ) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности. Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей. Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих. Трансцендирование (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания. Феноменология (с гр. явление + наука) — по И. Канту: " наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является " сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет. Экзистенция (с дат. ) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность. Экстравертность (с лат. ) — обращенность личности во вне. Такое поведение и образ мысли человека, когда он постоянно открыт для внешних влияний, в отличие от интровертов, обращенных в свой внутренний мир, замкнутых по отношению ко внешним воздействиям. Термины предложены К. -Г. Юнгом, психологом. Элитарность (с фр. )— лучшее, избранное. Свойства людей, делающие их интеллектуальной, военной, экономической, политической или творческой элитой — теми привилегированными слоями общества, которые на деле осуществляют функции управления и творческого развития всех сфер культуры. Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму. Эсхатология (с гр. крайний, последний) — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиозных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофическим видением мира. Эзотерическое учение (с гp. ) — направленное внутрь, тайное учение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятые только этому кругу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|