Система показателей экономической эффективности инвестиций
«Во всем должна быть система… – систематическая система, заметил старший писарь Ванек, скептически улыбаясь. Да, - небрежно обронил вольноопределяющийся – систематизированная систематическая система!» Я.Гашек «Приключения бравого солдата Швейка»
Показатели эффективности инвестиций являются ключевым фактором при анализе бизнес – планов (инвестиционных проектов) и основным аргументом в принятии решений о их реализации. При этом часто приходится слышать вопрос о том, какой из показателей является главным: NPV, IRR, срок окупаемости или еще какой-либо? На наш взгляд попытки выделить один из показателей в виде самого главного нерезультативны. Категория «экономическая эффективность инвестиций» это одна из ипостасей сложнейшей экономической категории «экономическая эффективность производства», обе они настолько глубоки и масштабны, что вряд ли их можно охарактеризовать всесторонне всего лишь одним показателем. На наш взгляд, во-первых: показателей может быть множество; во-вторых: желательно, чтобы они (показатели) являлись не просто механическим набором, а образовывали систему. Наука и практика используют целый ряд показателей эффективности инвестиций (еще больше показателей эффективности производства). Из них прежде всего выделяются рассмотренные выше NPV и IRR. Действительно, оценка NPV проекта иногда сразу решает судьбу проекта: если NPV отрицательно, то проект экономически неэффективен. Казалось бы какие еще вопросы? Но дело в том, что, во-первых, величина NPV сильно зависит от выбора норматива приведения (эффективности). Можно представить, что некий ЛПР (лицо принимающее решение) необоснованно завышая свои альтернативные возможности закладывает в расчеты большое значение Е, получает отрицательную величину NPV, принимает решение не инвестировать в проект, и в результате проходит мимо возможности «заработать» деньги. Во-вторых, наличие положительного значения NPV хотя и говорит о том, то проект эффективен, однако, не показывает насколько высок этот уровень эффективности? Кроме того, размер NPV зависит и от выбора сроков действия (или сроков оценки) проекта; если в проекте сначала идут инвестиции, а потом доходы, то ясно, что каждый лишний год увеличивает величину доходов (хоть и дисконтированных) и, следовательно, величину NPV.
Таким образом, величина NPV проекта носит черты субъективной характеристики и поэтому не может полно объективно и всесторонне характеризовать эффективность проекта. С другой стороны, IRR напротив не зависит от субъективных факторов (например, выбора Е), является «внутренней», объективной характеристикой бизнес-плана (инвестиционного проекта), но характеризует лишь относительный уровень эффективности инвестиций. IRR., например, очень информативен для инвестора, который дает заемные деньги в проект (например, банкир, кредитор), но участник проекта (инициатор, акционер) не видит сколько денег (доходов) в абсолютном выражении принесет реализация проекта в конкретные сроки времени. Понимая это, нетрудно представить себе насколько информативны зато будут два эти показателя NPV и IRR в связке! Если же к этой паре добавить еще срок окупаемости (РВ) информационная база для оценки экономической эффективности проекта будет, на наш взгляд, практически выстроена! Конечно, для некоторых ЛПР определенный интерес может представлять и показатель рентабельности, рассчитанный в разных модификациях: ИР = или в виде ИР = ;
где ИР – индекс рентабельности (index profitability); Пt и ∑Пt – прибыль в период времени t, или сумма прибыли;
Кt и ∑Кt – инвестиции в период времени t или сумма инвестиций. Заслуживает внимание и упомянутый выше показатель «max cash exposure» (МСЕ), который отражает наибольшую по размеру величину затрат и одновременно отмечает самый напряженный момент в реализации проекта с точки зрения его ликвидности. Если остановить свой выбор на рассмотренных выше показателях, то следует отметить, что в совокупности они образуют определенную систему показателей эффективности инвестиций, а не являются просто механическим набором показателей. Не вдаваясь в теоретические споры о том, что такое система (а споры это продолжаются и в настоящее время) в качестве рабочего определения сформулируем следующее. Система показателей – это такое их множество, где все отдельные элементы связаны между собой единством содержания и цели и только в этой совокупности они приобретают такие свойства, которыми они не обладают по отдельности. В таблице 1 мы предлагаем систему показателей эффективности инвестиций, которую сами с успехом использовали в практике разработки бизнес-планов.
Таблица 6 Система показателей эффективности инвестиций.
10. Типовой состав бизнес-плана. Методики разработки
Типовой состав бизнес-плана «Как говорил один цыган, а нам бы новый бизнес-план, чтоб деньги нам, а сроки им мы за ценой не постоим» М. Танич группа «Лесоповал»
Организация любого бизнеса уникальна и носит, поэтому свои оригинальные черты. Вместе с ним, по мере развития рыночной экономики постепенно, эволюционно стали складываться некоторые общие универсальные требования, как к составу бизнес-планов, так и к их содержанию и методике оценки эффективности инвестиций. Унификация бизнес-планов позволяет всем его пользователям (инициаторам, кредиторам, акционерам, властям) лучше понимать друг - друга, т.е. в конечном счете, правильней и точнее оценивать бизнес – идею, повышая тем самым эффективность бизнеса в целом.
Обобщая имеющиеся в настоящее время наработки, в том числе и свой опыт, предлагаем типовой состав бизнес-плана в следующих разделах. 1. Резюме 2. Продукт (услуга) 3. Маркетинг 4. Организационный и юридический план 5. Строительный план 6. Производственный план 7. Финансовый план 7.1. Денежный поток инвестиций 7.2. Денежный поток продаж 7.3. Денежный поток текущих затрат 7.4. Денежный поток прибыли; источников возврата инвестиций. 7.5. Сводный план денежных потоков 7.6. Система показателей эффективности инвестиций 8. Социально-экономические последствия реализации проекта. 9. Анализ рисков чувствительности проекта 10. Финансовая стратегия проекта (бизнес - плана) 11. Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС). Остановимся здесь коротко на содержании разделов бизнес – плана.
Резюме
Если рассмотреть бизнес-план как «визитную» карточку вашего бизнеса, то «резюме» будем выступать как «визитная карточка» самого бизнес-плана. В «Резюме» следует указать, является проект коммерческим или некоммерческим, цели проекта (у коммерческого проекта цель – извлечение прибыли, распределяемой в интересах участников проекта). Далее обозначается бизнес-идея и продукт (услуга), посредством производства и реализации, которых будет извлекаться прибыль. Бизнес-идея очень цениться в деловом мире. Недаром еще О.Бендер заявлял: «Бензин Ваш – идеи наши!» - и действительно имея идею (автопробел) он спокойно получал бензин! Далее приводится общий размер инвестиций, объем реализации продукции (например, за год), чистой прибыли и показатели экономической эффективности инвестиций (NPV, IRR, срок окупаемости и другие).
«Резюме» это не просто раздел бизнес-план; оно может рассматриваться и как самостоятельный документ. Например, на первом этапе продвижения проекта заинтересованным сторонам можно предоставлять для ознакомления не весь бизнес – план, а именно одно лишь «Резюме».
Продукт (услуга) «Когда я беру деньги, я люблю оставлять в руках моего покупателя какой-нибудь осязательный предмет, чтобы он любовался им и не слишком следил, в какую сторону я смываюсь» О.Генри «Совесть в искусстве» Продукт (услуга) являются ключевым звеном бизнеса. Чтобы заработать деньги (прибыль) надо все же «что-то» произвести и продать как товар. За термином «продукт» выступает некий материальный результат производства (пиломатериалы, целлюлоза, мебель, колбаса, пирожки и другое). Термин «услуга» используется для обозначения нематериального товара (знания, советы, действия и т.д.). Как говорят в шутку: «услуга» это товар, который можно продать и купить, но нельзя уронить на ногу». Описание товара или услуги в бизнес-плане, на наш взгляд, должно осуществляться с учетом двух принципиально разных позиций. Если Вы планируете производить традиционный продукт, то достаточно кратко указать на то, что его качественные характеристики будут отвечать общепризнанным стандартам – это и будет являться его отличной характеристикой. И напротив, если в бизнес – плане предполагается выпускать уникальный продукт (услугу) лучше более подробно описать, в чем заключается ее уникальность и особые свойства, используя для этого разные виды аргументов и доказательств (включая, акты, сертификаты, награды, фотодокументы и др.). Маркетинг Термин «маркетинг» происходит от англ. market – рынок; marketing – создание рынка, действие на рынке. С начала 90-х годов прошлого столетия по мере перехода к рыночной экономике российские производственники и предприниматели быстро поняли, что самое важное в бизнесе не производство товара, а возможность его продажи. В отношении традиционных товаров, а таковые доминируют в экономике: продукты деревообработки, лесохимии, большой химии, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. технических проблем в их производстве давно уже не существует – произвести можно все, но не все можно продать, особенно в желаемых объемах и ценах! Поэтому успех реализации бизнес-идеи в первую очередь зависит то того, насколько реально в бизнес-плане изучена и описана сфера потребления производимого товара и услуг. Фактически в этом разделе надо дать ответы на многие вопросы типа:
- Г де будет продаваться продукт (услуга)? - В каких объемах будут продажи? - Какие цены и ценовая политика будут реализованы? - К то будет продавать товар (сами производители или дилеры) и какими партиями (опт или разница)? - Какова логистика продвижения товара для его реализации? - Каковы условия оплаты товара? - Кто основные конкуренты и какова наша доля на рынках? - Действует ли фактор сезонности при продажах? Список подобных вопросов может быть продолжен, с учетом специфики того или иного бизнеса. И еще раз подчеркнем, проработка этих вопросов и нахождение решений на них во многом будет определять успешность реализации бизнес – плана в целом.
Организационный и юридический план В этом разделе инициаторы (учредители) проекта сообщают сведения о себе (например, ФИО, возраст, образование, стаж работы в этой сфере), по желанию может быть раскрыта информация и о долях (вкладах) учредителей в бизнес. Юридически точно должна быть описана организационно – правовая фирма, в которой будет осуществляться бизнес (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, кооператив, индивидуальный предприниматель или другое). Если при организации бизнеса просматриваются проблемы, следует разработать план организационных мероприятий по открытию бизнеса.
Строительный план Разрабатывается чаще в составе инвестиционных проектов (но не бизнес - планов). Или как самостоятельный документ соответствующими специалистами.
Производственный план
Описывает технические аспекты производства продукта (товара), технологию, условия производства, объемы производства во временных параметрах. Социально – экономические последствия реализации проекта
Реалии жизни таковы, что в настоящий момент организация бизнеса достаточно сильно зависит от решения местных властей (разрешительный характер экономики). Поэтому желательно в бизнес – плане указать позитивные для данной территории последствия реализации бизнес – плана: - создание новых рабочих мест; - размер заработной платы работающих; - налоговые и иные поступления в бюджет и внебюджетные фонды; - социальная полезность производимой продукции - возможность добровольных социальных обязательств бизнеса. Подобные расчеты и аргументы особенно необходимы в том случае, когда в рамках финансовой стратегии предусматривается часть денег на реализацию бизнес – плана привлекать из бюджета. Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС)
Содержит информацию о том, какое воздействие на окружающую среду окажет реализация проекта; кто, как и в каких размерах будет компенсировать ущерб, наносимый окружающей среде.
Содержание разделов «Финансовый план», «Анализ рисков и чувствительности проекта», «Финансовая стратегия» будет рассмотрено подробно.
Методики разработки бизнес-плана (инвестиционного) проекта
Кто прожекты станет абы, как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Все прожекты зело исправны, быть должны, дабы казну не разорять и отечеству ущерба не чинить. Петр I.
В рыночной экономике в принципе любое лицо (ЛПР) может разрабатывать бизнес-план по той методике, которая им самим оценивается как наиболее эффективная. Однако, ряд обстоятельств понуждают разработчиков бизнес-планов придерживаться неких норм и правил при их разработке. Во-первых, людям, работающим с бизнес-планами (инициаторам проекта, участникам, кредиторам, акционерам и др.) легче договариваться, если они будут говорить на «одном языке», используя унифицированные термины и показатели. Во-вторых, если бизнес претендует на деньги из бюджета, то государственные органы вправе установить свои «правила» разработчики и представления бизнес-планов, как инструмента для привлечения денег. В-третьих, по этой же причине крупные структуры (банки, инвестиционные фонды и другие подобные организации) также задают свои правила в отношении бизнес-планов. В-четвертых, для реализации идеи автоматизации расчетов на базе компьютерной техники также необходима унификация методов разработки бизнес-планов. В России переход на рыночные методики и стандарты разработки бизнес-планов начался в начале 90-х годов. В 1995 году на русский язык был переведен фундаментальный труд, подготовленный по инициативе одного из институтов ООН-ЮНИДО, «Руководство по эффективности инвестиций». Эта методика оценки эффективности инвестиций стала базовой, и на нее ссылается многочисленные разработки других методик. Первая официальная российская методика (точнее методические рекомендации) была издана в 19 и переиздана в 2001 [10]. Несомненно, положительную роль в методическом обеспечении разработки бизнес-планов сыграла и компьютерная российская программа «Project Expert», а также программа «Альтинвест» (компания «Альт»), ИНЭК-аналитик (компания «ИНЭК») и другие. Таким образом, если бизнес-план разрабатывается для внутренних целей организации или предпринимателя можно использовать любую методику его разработки и оценки эффективности инвестиций придерживаясь лишь общих принципов. Если же, бизнес-план ориентирован на внешних пользователей (акционеров, спонсоров, кредиторов) при его разработке в отношении методик надо учитывать мнение и пожелание этих потребителей бизнес-плана.
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ИНВЕСТИЦИЙ Оценка эффективности инвестиций в бизнес-плане в соответствии с принципами рыночной экономики требует представления как затрат (инвестиций) так и результатов во временном интервале; метод денежных потоков (cash flow) при этом уверенно вытесняет метод аннуитета. Один из первых вопросов, который приходится решать при использовании метода денежных потоков – это выбор временного интервала. Здесь нет единых рекомендаций – в каждом проекте (бизнес-плане) его заказчики и разработчики выбирают конкретное значение временного интервала исходя, прежде всего из сроков реализации проекта. Этот временной интервал называют шаг проекта. Для больших и долгосрочных проектов шаг может быть равен одному году (большую величину шага трудно представить); для менее масштабных проектов временной интервал может быть: пол-года, квартал, месяц. Что касается выбора срока реализации самого проекта, то здесь тоже могут возникать вопросы. Есть такие виды бизнеса, где сроки реализации проекта определены довольно четко: например, проект разработки нефтяного месторождения с известным дебитом нефти, или ввод в действие крупного механизма (оборудования) с ограниченным сроком действия. Но вместе с тем, есть проекты, в отношении которых, трудно заранее определить на какое время они рассчитаны (предприятия по производству продуктов питания, магазин розничной продажи, бензозаправка, бизнес по оказанию каких-либо услуг и т.д.). Для проектов описывающих подобный бизнес нужно отдельно задать сроки реализации проекта; понятно, что этот срок должен быть не меньше, чем срок окупаемости инвестиций.
Денежный поток инвестиций «У меня всегда так – сказал Бендер … - миллионное дело приходится начинать при ощутительный нехватке денежных знаков. Весь мой капитал, основной, оборотный и запасный, исчисляется пятью рублями …» И.Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
Объем и виды инвестиций в небольших бизнес-планах могут установить сами инициаторы или разработчики; в крупных инвестиционных проектах это делают профессионалы: строители, проектировщики, специалисты по разработке проектно – сметной документации. В любой случае, на завершающем этапе разработчики бизнес – плана должны определиться: в какие объекты, и в какое время будут направлены (затрачены) инвестиций? Таблица денежных потоков инвестиций (табл. 7) представляет по сути дела ориентированную во времени графическую модель процесса освоения инвестиций, в ходе реализации бизнес – плана.
Таблица 7 Денежный поток инвестиций
Примечание. Знаком «V» отмечены предполагаемые конкретные цифры размера инвестиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|