Основы теории и методики физического воспитания и спорта
Теория и методика физического воспитания как обобщающая наука. Формирование теории и методики физического воспитания и спорта как одной из обобщающих наук, тенденции ее развития в единстве со становлением общей теории физической культуры, связь с другими науками, образованием, воспитанием. Интегрирующая роль теории и методики физического воспи*-тания и спорта в подготовке научных работников в сфере физической культуры и спорта и в системе дисциплин учебного плана в профессиональном физкультурном образовании. Современный понятийный аппарат теории физического воспитания (основных категорий), его познавательное и прикладное значение. Актуальная проблематика обобщающих исследований в сфере физического воспитания и спорта; определяющие черты методологии исследований в этой сфере, ведущая роль в ней общенаучных интегративных подходов (историко-логического, диалектического, системного, теоретико-моделирующего и других); сочетание в исследовании закономерностей физической культуры, спорта и физического воспитания; логико-познавательных, экспериментальных, инструментальных, математических и других методов. Концепция системы физического воспитания и условий ее функционирования в обществе. Тенденции становления отечественной и зарубежных систем физического воспитания, упорядочивающее воздействие социальной системы физического воспитания на физкультурное и спортивное движение в обществе, соотношение системы физического воспитания и различных форм функционирования физической культуры в обществе. Общеподготовительные и специализированные направления в системе физического воспитания; идейно-теоретические, про-
граммно-нормативные и организационные основы отечественной системы физического воспитания, перспективы ее совершенствования. Научно-прикладная проблематика организационно-управленческого, материально-технического и экономического обеспечения условий для качественного функционирования системы физического воспитания и развертывания физкультурного и спортивного движения, совершенствования системы подготовки профессиональных физкультурных кадров высшей квалификации в современный период социального преобразования России. Средства и методы физического воспитания. Оптимизация форм и содержания двигательной активности как важнейшего специфического фактора направленного воздействия на морфофункци-ональные свойства организма в процессе физического воспитания, нормирование динамики нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений, и управление ими в плане увеличения функциональных возможностей организма и оздоровительного эффекта физкультурно-спортивных занятий. Пути увеличения действенности психомоторных и психорегу-лирующих факторов в физическом воспитании, средства и методы интегрального воздействия на совершенствование двигательных действий и повышение уровня физических качеств в единстве (совмещенно, сопряженно). Концепция использования в физическом воспитании факторов «искусственной управляющей среды» (в частности, тренажерных устройств, аппаратурных приспособлений, специализированного оборудования), ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий. Обобщенное представление о современных научных данных, раскрывающих значимость и способы эффективного использования гигиенических факторов естественной среды для реализации задач, решаемых в физическом воспитании и спорте.
Принципы, регламентирующие физическое воспитание. Соотношение общих (в том числе общепедагогических) и специальных принципов, распространяемых на физическое воспитание и спорт. Отображение в специальных принципах основных закономерностей целостного построения системы физкультурно-спортивных занятий (непрерывность и системность чередования нагрузок и отдыха, постепенность наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивная сбалансированность их динамики, цикличность, возрастная адекватность направлений в многолетнем аспекте). Проблематика дальнейшей научной разработки принципов. Дидактические основы теории и методики физического воспитания и спорта. Соотношение процесса обучения двигательным действиям и процесса формирования двигательных умений и навыков. Проблемы повышения эффективности методики разучивания,
совершенствования интегрирующей и результирующей отработок двигательных действий, особенно в сложных формах двигательной деятельности. Внедрение в теорию и методику обучения современных общедидактических и профилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенного использования технических средств обучения. Теория и методика развития физических качеств и сопряженных с ними способностей. Возможности направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерности оптимизации воздействующих факторов (физических упражнений и др.) в процессе физического воспитания и спортивной подготовки при обеспечении морфофункциональных перестроек, связанных с развитием различных физических качеств, повышением уровня функциональных возможностей организма. Современные тенденции в методике развития силовых, координационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики и направленного воздействия на их развитие. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и спортивной подготовки. Пути совершенствования нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания. Актуальные задачи по повышению действенности физической культуры и спорта во всестороннем формировании личности.
Современные подходы к проблемам воспитания, перевоспитания, социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением, «трудных» подростков, инвалидов). Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Современная теория структуры урока, тренировочного занятия и других форм занятий физическими упражнениями. Проблемы оптимального построения целостной системы физкультурно-спортив-ных занятий. Планирование и комплексный контроль в физическом воспитании и спорте, возможности использования в этой области современных принципов и методов прогнозирования, оптимального планирования, математических и других методов. Формирование профессионализма в сфере физической культуры и спорта. Основы акмеологии и общие закономерности становления профессионализма. Реализация закономерностей профессионализма в процессе профессионального физкультурного образования на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Проблематика повышения профессионализма в физкультурно-спортив-ной деятельности. Физическое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Научно-прикладные аспекты совершенствования средств, форм и методов физического воспитания дошкольников, усиле- ние действенности физической культуры в их жизни (в дошкольных общеобразовательных учреждениях и семье). Основы дифференциации задач, средств и методов физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Оценка концепций «критических», «чувствительных» периодов физического развития в аспекте проблем физического воспитания детей школьного возраста, направленного использования факторов физической культуры и спорта для оптимизации их физического развития и подготовленности, упрочения и сохранения здоровья. Совершенствование курса физического воспитания в школе, комплексное построение системы урочных и внеурочных форм физкультурно-спортивных занятий учащихся школьного возраста в условиях возрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушений здоровья. Профилирование физического воспитания в средних специальных учебных заведениях различного типа (в том числе и в спортивных спецшколах).
Научно-прикладные проблемы совершенствования внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры в семье. Основные направления использования факторов физической культуры в жизни взрослого населения. Совершенствование содержания и форм физической культуры в структуре образа жизни взрослого населения. Научно-прикладные проблемы и основные пути внедрения физической культуры в повседневный быт народа. Совершенствование вузовского курса физического воспитания, усиление роли физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высшей квалификации в современных условиях. Профессиональная физическая подготовка; тенденции совершенствования ее содержания и методики применительно к современным профессиям и в перспективе. Методические особенности специальной физической подготовки лиц, действующих в особых, в том числе экстремальных, условиях (специальные программы). Внедрение физической культуры в систему рациональной организации труда: научно-методические аспекты эффективного использования факторов физической культуры непосредственно в процессе производства и в режиме рабочего дня, усиление действенности производственной физической культуры как фактора профилактики заболеваний и сохранения здоровья. Использование факторов физической культуры в период возрастной инволюции организма и в целях противодействия инволюционным процессам, оптимизации физического состояния организма и сохранения здоровья в период старения.
1.2.2. Теория и методика спорта и спортивной подготовки Общая концепция спорта и тенденции его развития. Понятийный аппарат теории спорта и его совершенствование. Современные концептуальные представления о генезисе спорта, его специфических и общекультурных функциях в обществе. Историческая динамика спортивных достижений, ее прогнозирование в обозримом будущем. Основные факторы достижений в спорте. Тенденции дифференциации спортивного движения в обществе. Массовый спорт и спорт высших достижений, роль и место спорта в системе образования: воспитания и профессионально-прикладной подготовки, в сфере культуросозидательной деятельности, в сфере рекреации и реабилитации. Тенденция профессионализации спорта высших достижений, ее особенность в коммерческом спорте (зрелищном спортивном бизнесе) и в собственно достиженческом спорте.
Проблематика исследования закономерностей функционирования и развития спорта. Роль науки в утверждении гуманной сущности спорта как фактора человеческого развития, в устранении антигуманных средств искусственного форсирования спортивных результатов (допингов, анаболических стероидов и т.п.), в научно-методическом обеспечении спортивной реабилитации лиц" с отклонениями в состоянии здоровья. Теория спортивных соревнований. Сущность спортивных соревнований, их роль и многообразие в современном спорте, теория спортивно-соревновательной деятельности, классификация спортивных соревнований и разработка рациональной системы соревнований. Концепция системы подготовки спортсменов. Системные представления о подготовке спортсменов. Характеристика ее компонентов, условий функционирования и соотношения в ней подсистемы целевых функций и моделей (цели и подцели, модели соревновательной и подготовительной деятельности); подсистемы функций обеспечения (профессионализм тренеров, спортивный отбор, материально-техническое оснащение, формы организации и управления) и подсистемы функций реализации (тренировка, соревнования, восстановление, формирование личности спортсмена). Спортивная ориентация и отбор. Теоретические и методические предпосылки решения проблемы целесообразной спортивной ориентации приобщаемых к спорту и отбора одаренных спортсменов, способных к высшим спортивным достижениям. Организационные и методические основы спортивной ориентации и отбора. Направления дальнейшей разработки методологии, критериев и методов диагностики спортивной предрасположенности индивида, совершенствования спортивной ориентации и отбора. Основные закономерности спортивной тренировки. Направления дальнейшего познания и отображения закономерностей тренировки в принципах деятельности тренера и спортсмена. Содержание и основные положения современной методики технической, тактической, физической и психической интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена. Научно-прикладная проблематика совершенствования спортсменов в этих компонентах тренировки. Концепция структуры спортивно-тренировочного процесса как относительно устойчивого порядка его развертывания в рамках малых (микро), средних (мезо) и больших (макро) циклов. Представления о закономерностях, лежащих в основе циклической структуры спортивной тренировки. Типология тренировочных циклов. Научно-прикладная проблематика совершенствования форм построения спортивной тренировки в микро-, мезо- и макроциклах. Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Совершенствование технологии управления процессом развития спортивной формы (состояния оптимальной готовности спортсмена к достижению) как одна из центральных проблем теории и практики построения системы тренировки и соревнований. Концепция многолетней подготовки спортсмена. Теоретико-методические представления об основных этапах многолетней спортивной деятельности и особенностях спортивной подготовки на отдельных этапах базовой подготовки, максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей, завершающем этапе. Проблематика дифференциации системы тренировки и соревнований на этих этапах в зависимости от возраста спортсмена и его спортивно-достиженческих возможностей. Особенности методики подготовки юных спортсменов и спортсменов-ветеранов. Программирование и контроль в подготовке спортсмена. Современные подходы в прогнозировании индивидуальных спортивных результатов и соответствующих им параметров подготовленности спортсмена. Проблематика разработки Единой спортивной классификации, совершенствования ее роли в целевой ориентации подготовки спортсменов и оценке достигаемых результатов. Характеристика модельно-целевого подхода в программировании подготовки спортсмена (с разработкой модели соревновательной деятельности, модели намечаемого уровня подготовленности спортсмена, модельных параметров тренировочных нагрузок и других факторов подготовки, необходимых для достижения целевого результата). Проблематика совершенствования процедур перспективного, этапного и текущего планирования спортивной подготовки. Прин-
цип перманентной взаимосвязи планирования и контроля в подготовке спортсмена, условия его реализации. Методология и методика комплексного контроля процесса подготовки и состояния спортсмена. Проблематика повышения уровня информативности используемых в нем контрольных показателей, совершенствования средств и способов контроля. Перспективы компьютеризации процедур программирования и контроля в подготовке спортсмена. Тенденции совершенствования техники и технологии управления деятельностью спортсмена в процессе подготовки. Методическая проблематика целесообразного использования в ней тренажерных, программирующих, информационных, коррекционных, других аппаратурных устройств и специализированного оборудования, позволяющих реализовать идею «управляющей среды».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|