Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры
Соотношение обще- и специально оздоровительной направленности физической культуры. Связь физкультурно-оздоровительной и общесоциальной проблематики формирования здорового стиля жизни с воспитательной, гигиенической, адаптивной и лечебной проблематикой профилактики заболеваний и восстановления здоровья. Значение теории индивидуального развития и теории адаптации для понимания оздоровительной действенности физической культуры, физического воспитания и спорта. Принцип оздоровительной направленности как один из фундаментальных принципов гуманной системы физического воспитания и спорта. Базовая, профессионально-прикладная и повседневно-бытовая физическая культура в оптимизации состояния здоровья категорий населения. Характеристика понятий «адаптивная физическая культура», «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреативная физическая культура» («физкультурная рекреация»), их сущность и границы применения. Рациональное сочетание общепрофилирующих и избирательно-оздоровительных направлений физической культуры в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности. Современные пути и условия мотивации физкультурной деятельности, специально ориентированной в аспекте сохранения и упрочения здоровья различных возрастных и других категорий населения. Необходимость усиления оздоровительной действенности физической культуры в современных условиях обострения экологических угроз здоровью. Характеристика практикуемых критериев и нормативов физического состояния индивида как показателей состояния здоровья. Перспективы их совершенствования и использования для конкретизации задач, подлежащих решению в физкультурно-спортив-ных занятиях, имеющих специальную оздоровительную ориентацию. «Пограничные» состояния между нормой и патологией, возможности их нормализации путем использования факторов физической культуры.
Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности. Оздоровительная значимость видов физических упражнений, широко практикуемых в качестве средств физического воспитания (гимнастических, игровых, спортивных; силовых, скоростных, сложнокоординационных упражнений; упражнений, требующих выносливости различного типа; упражнений «на осанку», в растягивании, расслаблении и т.д.). Обоснование рационального отношения к использованию в качестве средств оздоровительно-направленного воздействия комплексов упражнений, исторически возникших в восточных и других зарубежных странах (ушу, йога и т. д.). Профессиональная оценка новых — по отношению к традиционным — комплексов упражнений, возникших в последние десятилетия под эгидой физкультурно-оздоровительных течений (армспорт, разновидности аэробики, шейпинг и др.). Систематизационно-оценочный обзор групп физических упражнений, сложившихся преимущественно в сфере лечебной физической культуры с избирательной реабилитационной направленностью воздействий на органы и функциональные системы организма (в частности, типов упражнений, используемых при угрозе сердечно-сосудистых заболеваний, нарушениях функции опорно-двигательного аппарата, борьбе с избыточным весом, при других предпатологических состояниях и заболеваниях). Использование естественных и искусственных закаливающих факторов (солнечной радиации, свойств воздушной и водной среды, искусственного ультрафиолетового облучения, аппаратурной аэроионизации, термокамер, барокамер и т. д.) как средств оздоровления. Современные данные, углубляющие представления об оздоровительном эффекте психомоторного тренинга и специализированных массажных процедур.
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Принципы методики физического воспитания и спорта как важнейшая предпосылка оздоровительного эффекта физкультурной практики. Современные тенденции совершенствования методики применения физических упражнений и других факторов физической культуры в системе мер профилактического и оздоровительно-восстановительного характера. Регламентация занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей состояния здоровья
занимающихся (в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях), нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячных и более протяженных циклах), последовательное регулирование ближайших и долговременных эффектов занятий. Методическая проблематика дозирования воздействий внешнесредовых факторов в соответствии с закономерностями закаливания и достижения оздоровительного эффекта. Совершенствование комплексного контроля за оздоровительным эффектом физкультурных занятий и обусловливающими его факторами. Компьютеризация диагностических и программирующих процедур как одна из перспективных тенденций совершенствования планирования и контроля за занятиями избирательно-оздоровительной направленности. Данный раздел довольно полно очерчивает круг проблем научно-исследовательского и научно-методического характера, которые могут служить ориентиром для будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также для лиц, занятых профессиональной деятельностью в этой области. Проблемный совет по физической культуре Российской академии образования принял «Приоритетные направления в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества». Эти направления следующие [17]: 1. Методология проектирования инновационных процессов в физическом воспитании детей и спортивной подготовке детей и юношества.
2. Проблемы государственной и муниципальной поддержки физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и учащейся молодежи. 3. Развитие инфраструктуры материально-технического и информационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в образовательных учреждениях. 4. Методология адаптирования методов и форм подготовки в спорте высших достижений в связи с целями и задачами физического воспитания учащейся молодежи. 5. Разработка подходов к созданию массового детского и юношеского физкультурно-спортивного движения в России. 6. Методология развития программного обеспечения физического воспитания и спортивной подготовки детей и юношества. 7. Теория и методика реализации деятельностного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи. 8. Исследование структуры потребностей детей и юношества в сфере физического воспитания и обоснование методов их формирования, развития и деятельностной реализации. 9. Оздоровительные ресурсы физического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи.
10. Проблемы развития детско-юношеского олимпийского и па-раолимпийского движения. 11. Проблемы физического воспитания детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем. 12. Физическое воспитание детей и учащейся молодежи, проживающих в экологически неблагополучных регионах. 13. Проблемы физкультурно-спортивной реабилитации детей из неблагополучных семей и регионов. 14. Разработка перспективной модели специалиста по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей и юношества. 15. Проблемы организации процесса многолетней спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте. 16. Методология оценки здоровья детей. 17. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы личности средствами и методами физического воспитания и спорта. 18. Развитие двигательных способностей и моторной одаренности и их диагностика. 19. Тенденции развития школьной физической культуры в современном мире.
20. Физическая культура и спорт как фактор социальной адаптации детей и юношества. 21. Критерий эффективности физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и школьников. 22. Совершенствование системы подготовки резервов для спорта высших достижений. 23. Разработка системы спортивных соревнований среди детей дошкольного и школьного возраста: от соревнований «всем классом» до детских олимпийских игр. Представление о проблематике научных исследований в области спорта высших достижений дает приводимый ниже перечень [8]. 1. Место и значение вида спорта в системе мирового спорта. 2. Тенденции развития вида спорта в мире, историческая динамика спортивных достижений, основные факторы их развития. 3. Российский вид спорта в системе мирового спорта, перспективы развития. 4. Вид спорта в системе российского спорта высших достижений: анализ состояния по основным компонентам системы подготовки спортсменов. 5. Факторы, обусловливающие совершенствование системы подготовки спортсменов (в конкретном виде). 6. Построение, содержание и технология тренировки квалифицированных спортсменов (волейболистов, гимнастов и т.д.). 7. Современные подходы к построению спортивно-соревновательной деятельности в виде спорта, совершенствование системы соревнований.
ШШШЖШШШШ 8. Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. 9. Технология управления процессом развития спортивной формы (состояния оптимальной готовности спортсмена к достижению).
10. Проблемы спортивной ориентации и отбора спортсменов (в виде спорта). 11. Этапы многолетней подготовки резервов квалифицированных спортсменов (цели, задачи, формы организации, содержание и технология). 12. Программирование и контроль в процессе подготовки спортсменов (в виде спорта). 13. Средства восстановления в подготовке спортсменов. 14. Вид спорта в занятиях специально-оздоровительной направленности («физкультурная рекреация», «физкультурная реабилитация»). 15. Роль вида спорта в формировании здорового стиля жизни людей. 16. Вид спорта в массовом физкультурно-спортивном движении для детей школьного возраста. 17. Адаптирование средств и методов подготовки спортсменов высокой квалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов (на модели конкретного вида спорта). 18. Вид спорта в системе профессионального спорта: проблемы и решения. 19. Занятия по виду спорта в физическом воспитании детей с девиантным поведением. 20. Методология программно-методического обеспечения подготовки спортсменов по виду спорта на уровне высших достижений, подготовки резервов, массового спорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|