Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным (дипломным) работам




Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы объемом 40 — 80 с, напечатанных на машинке или принтере, и представляются в переплетенном виде. Их напи­сание и защита являются обязательной составной завершающей частью итоговой государственной аттестации выпускников на пред­мет соответствия их подготовки государственному образователь­ному стандарту. Выпускная квалификационная работа студентов факультетов физической культуры должна представлять собой за­конченную разработку, имеющую, как правило, эксперименталь­ный характер, в которой решается актуальная задача в области физической культуры и спорта по содержанию физического вос­питания различных групп населения, по формированию здорово­го стиля жизни, по спортивной подготовке в детско-юношеском, массовом спорте, спорте высших достижений. Материалы, содер­жащие результаты измерений, необходимо обрабатывать метода­ми математической статистики.

В работе выпускник должен показать умение самостоятельно ставить задачи, определять варианты их решения, используя для этого адекватные методы исследования, анализировать получен­ные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст ра­боты и иллюстрации к нему.

Дипломная работа должна содержать элемент новизны и выя­вить общенаучную, специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязы­вать теоретические знания с практикой. За принятые в дипломной работе решения и за правильность всех данных отвечает студент — автор дипломной работы. Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспек­тивам развития физической культуры и спорта. Она формируется выпускающими кафедрами, рассматривается и утверждается уче­ным советом факультета и объявляется студентам не менее чем за год до начала аттестации. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе



написания курсовых работ. Студенту предоставляется право выбо­ра темы выпускной квалификационной работы. В то же время он может предложить свою тему с необходимым обоснованием целе­сообразности ее разработки. Однако возможность самостоятель­ного выбора темы не означает, что в этом случае можно пренеб­регать советами и консультациями опытных преподавателей. Та­кие консультации весьма полезны и оказывают положительное влияние на окончательный выбор темы [3, 17, 18].

Закрепление за студентом темы дипломной работы по его лич­ному заявлению (приложение 1) после обсуждения на кафедре оформляется приказом ректора по представлению декана факуль­тета перед направлением студента на последнюю практику. Одно­временно этим же приказом ректора назначается научный руко­водитель и при необходимости, по предложению руководителя, консультант по отдельным разделам дипломной работы.

Руководитель дипломной работы в соответствии с темой выда­ет студенту задание на дипломную работу (приложение 2), оказы­вает ему помощь в разработке календарного плана на весь период выполнения дипломной работы (приложение 3), рекомендует не­обходимую основную литературу, справочные и архивные мате­риалы и другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и по мере надобности* кон­сультирует студента; проверяет выполнение работы (по частям или в целом). Если есть консультант, то он проверяет раздел (часть) работы, по которому им проводились консультации.

Выпускающие кафедры должны разрабатывать и обеспечивать студентов до начала выполнения дипломной работы методически­ми указаниями, в которых устанавливается обязательный объем тре­бований к дипломной работе применительно к специальности.

Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ

Как уже указывалось выше, выпускная квалификационная ра­бота является обобщением или продолжением ряда ранее подго­товленных и защищенных студентом курсовых работ. Но в отличие от дипломной курсовые работы могут быть: теоретическими (рефе­ративными), выполненными на основе анализа и обобщения ли­тературных данных по выбранной теме; эмпирическими, выполнен­ными на основе изучения и обобщения передового опыта педаго­гов-новаторов в области физической культуры и спорта; конструк­торскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назна­чение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных по­собий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными,


построенными по обоснованной постановке и проведению экспе­римента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа дол­жна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25 — 30 с. рукописного или машинописного текста.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным пла­ном факультета физической культуры в пределах часов, отводи­мых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено выпол­нение этих работ.

Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утвер­ждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждени­ем графика их выполнения. Студенту предоставляется право вы­бора темы курсовой работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее воп­росов. Она аналогична структуре дипломной работы, однако ос­новная часть, в зависимости от типа курсовой работы, может не­сколько варьироваться. Конкретно об этом смотри в разделе «Струк­тура и содержание курсовых и дипломных работ».

Планирование работы

Весь процесс подготовки курсовой и дипломной работ условно можно представить в следующем виде:

• выбор темы исследования;

• изучение научно-методической литературы;

• определение объекта и предмета исследования;

• определение цели и задач;

• разработка рабочей гипотезы;

• выбор соответствующих методов исследования;

• формулировка названия работы;

• подготовка и проведение исследовательской части работы;

• математико-статистическая обработка результатов исследо­ваний;

• обобщение и интерпретация полученных данных;

• формулирование выводов и практических рекомендаций;

• оформление работы;

• защита.

Рассмотрим в этой связи некоторые положения, касающиеся Указанных пунктов.

Выбор темы исследования. Выбор темы курсовой или диплом-Ной работы — одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит Успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и


 




теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание неко­торых общих положений и рекомендаций может облегчить сту­денту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших крите­риев правильности ее выбора является актуальность (теоретиче­ская и практическая значимость). Судить об актуальности в каж­дом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:

• общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;

• наличие потребности практики обучения, воспитания и тре­нировки в разработке вопроса на данном этапе;

• необходимость разработки темы в связи с местными клима­тическими и другими условиями [2, 6, 8].

На современном этапе весьма актуальны исследования, связан­ные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на раз­личные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.

Так, например, в исследовании оздоровительной направлен­ности физических упражнений и видов спорта важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естествен­ного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повыше­ние общей физической подготовленности, неспецифической ус­тойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности физических упражнений при различных видах забо­леваний, продление жизни.

В образовательной направленности средств и методов физичес­кого воспитания и спорта большой интерес вызывает методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями; обогаще­ние их двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, опытом общения; научение занимающих­ся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недо­статки; стимулирование глубоко осознанного и активного отно­шения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к уче­бе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеет изучение физической культуры народов России, ближнего и дальнего зару­бежья.

При исследовании воспитательных возможностей средств и ме­тодов физической культуры и спорта в научной разработке нуж­дается методика воспитания личности занимающегося: направ­ленности, положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к учебе, труду, чувства собственного досто­инства, скромности, целеустремленности, настойчивости в дос-


тижении поставленной цели, решительности и смелости, при­вычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигатель­ных действий, приучение к коллективным действиям, взаимо­выручке, к ответственности не только за свои действия, но и дей­ствия товарищей по команде, группе, к опрятности во внешнем виде, к организованности и дисциплине и т.д.

Особое значение имеет исследование прикладной направлен­ности средств и методов физической культуры и спорта. В научной разработке нуждается методика применения физических упраж­нений при изучении (оценке) и развитии у занимающихся спо­собностей и тем самым оказание им помощи в овладении школь­ной учебной программой, спортивным, профессиональным мас­терством и боевой подготовкой в процессе службы в армии.

В научной разработке нуждается методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восста­новления работоспособности после умственных, физических и эмо­циональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учеб­ной, спортивной и профессиональной деятельности.

Слабо исследованы возможности средств и методов физичес­кого воспитания и спорта при занятиях с лицами среднего и по­жилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практиче­ский опыт, накопленные по этим вопросам, еще очень мало изу­чены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в пол­ной мере служит людям.

Существует большая необходимость в разработке вопросов, ка­сающихся техники выполнения различных видов упражнений. В перспективе большую помощь здесь могут оказать современные информационные технологии.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:

— содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом возможнос­тей переноса эффекта (положительного, отрицательного) от ов­ладения одним упражнением на другое — последующее;

— регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом ин­дивидуального предела допустимых нагрузок;

— управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;

— способы управления занимающимися в ходе урока (коман­ды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощре­ние, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными кате­гориями занимающихся;

— возможности введения в урок физической культуры теоре­тического раздела;


 




— взаимоотношения между учителем и учениками в процессе
урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный
подходы учителя к занимающимся;

— система домашних заданий и их эффективность.
Определенный интерес вызывает тематика, связанная с физи­
ческим воспитанием детей дошкольного возраста.

Учитывая то, что выпускник факультета физической культуры согласно Государственному образовательному стандарту может ра­ботать в образовательных учреждениях любых типов, а также в учреждениях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную ра­боту, учреждениях спортивной направленности, научных учреж­дениях и в органах управления физической культурой и спортом федерального и регионального уровней, при выборе темы выпус­кной квалификационной работы немаловажное значение приоб­ретает специализация студента.

Правильному выбору темы курсовой или дипломной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствую­щей материально-технической и экспериментальной базы для про­ведения исследований. Основу такой базы составляет прежде все­го необходимая литература по теме, научно-исследовательская ап­паратура, компьютеры, место проведения исследования и соот­ветствующий контингент испытуемых.

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность по­ставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Бо­лее обширная тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследо­вательской работы и времени. В последние годы большое внима­ние уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллек­тивности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным и в подготовке дипломных работ. В этом слу­чае каждый студент может представить в виде дипломной рабо­ты определенный раздел исследований, проведенных коллекти­вом.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом педа­гогической науки, к которой относится и сфера физической куль­туры и спорта, является учебно-воспитательный процесс, учеб­но-организационный, управленческий процесс, тренировочный процесс. Основным объектом научно-педагогического исследова­ния могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования должен формулироваться не безгра­нично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объек­тивной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в не­посредственной взаимосвязи с другими составными частями дан-


ного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопостав­лении с другими сторонами объекта [9, 19].

Предметом педагогического исследования могут выступать: про­гнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитатель­ного процесса и управления общеобразовательной, среднеспеци-альной и высшей школой; содержание образования; формы и ме­тоды педагогической деятельности; диагностика учебно-воспита­тельного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педаго­гических требований и взаимодействий между педагогами и уча­щимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагоги­ческих взаимоотношений. Из сказанного выше следует, что объек­том выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследова­ния определяет тему исследования.

Приведем несколько примеров:

объект исследования — процесс развития и формирования дви­гательных координации у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом, предмет исследования — ме­тодика стандартной тренировочной программы для развития ко­ординационных способностей у детей младшего школьного воз­раста (7 лет), тема исследования — методика развития координа­ционных способностей детей 7 лет на основе применения стан­дартной тренировочной программы;

объект исследования — система физического воспитания сту­дентов, предмет исследования — процесс формирования мотива-ционно-ценностного отношения студентов к физической культу­ре, тема исследования — формирование мотивационно-ценност-ного отношения студентов к физической культуре.

Определение цели и задач исследования. Исходя из названия дип­ломной (курсовой) работы, ее объекта и предмета, можно при­ступить к определению цели и задач исследования. Цель формули­руется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выра­жая то основное, что намеревается сделать исследователь, к како­му конечному результату он стремится. Целью исследований в рам­ках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов фи­зического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, со­держания обучения, путей и средств совершенствования управле­ния учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.

Например, цель работы, связанной с методикой развития ко­ординационных способностей у детей 7 лет на основе примене­ния специально разработанной программы, может выглядеть сле-


 




дующим образом: совершенствование методики развития коорди­национных способностей у детей 7 лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы.

Определив цель дипломной работы, можно сформулировать за­дачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской ра­боты. Таких задач может быть 2 — 3. Например, в качестве одной из них может быть задача, связанная с изучением состояния вопро­са, другая — с разработкой экспериментальной методики обуче­ния или тренировки и третья — с выявлением эффективности ее применения на практике. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Ус­тановить...», «Обосновать...», «Определить...» и т.п.

Выдвижение рабочей гипотезы. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т. е. предположение о воз­можных путях решения поставленных задач, о возможных резуль­татах изучения педагогического явления, может быть, даже о воз­можных теоретических объяснениях предполагаемых фактов. Ги­потеза может быть индуктивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза должна исходить из самих фактов и наблюдений, накоп­ленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Что же касается дедуктивной гипотезы, то она в своей основе уже должна иметь определенные теоретические положения и законо­мерности и ставить своей целью подтверждение их теми или ины­ми новыми фактами и наблюдениями. В теории и методике физи­ческого воспитания на этом этапе развития преобладают исследо­вания с разработкой индуктивных гипотез. Объясняется это, во-первых, многолетним существованием в педагогической практи­ке положений, которые себя оправдывают, но не имеют экспери­ментального обоснования; во-вторых, отсутствием количествен­ных характеристик подобных общеизвестных положений. Напри­мер, всем известно, что обучение гимнастическим упражнениям требует предъявления определенной наглядной информации, но какая информация и на каком этапе наиболее эффективна — ос­тается задачей исследования; в-третьих, большим разнообразием контингента исследуемых (возраст, пол, квалификация) и двига­тельных действий как предмета обучения, что требует уточнения тех или иных педагогических положений при обучении конкрет­ных людей конкретным двигательным действиям и т. п.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение пе­дагогического опыта, анализ существующих научных фактов и даль­нейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза должна рассмат­риваться как первоначальная канва и отправная точка для иссле­дований, которая может подтвердиться или не подтвердиться. Об­щим для гипотезы является то, что все они строятся и проверя­ются на основе большого объема фактического материала.


Например, из проведенных отдельными авторами исследова­ний и практического опыта известно, что младший школьный возраст (7 лет) благоприятен для развития координационных спо­собностей. Педагогические воздействия, направленные на их раз­витие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно при­менять именно в этом возрасте. Такое предположение может слу­жить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способно­стей, однако этого будет недостаточно, так как не всегда суще­ствует необходимость в выделении гипотезы в целом. В рабочей гипотезе целесообразно выделить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: «Предполагается, что применение стандартной трени­ровочной программы, основанной на принципах оздоровитель­ной тренировки, позволит качественно повысить уровень коор­динационных способностей детей 7 лет», именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем мето­дики.

Выбор методов исследования. Несмотря на то что область физи­ческого воспитания и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, ма­тематика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, находят ши­рокое применение различные методы научного познания из дру­гих областей науки и техники. С одной стороны, это явление мож­но считать положительным, так как оно дает возможность изу­чить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообра­зие связей и отношений. С другой — обилие всевозможных мето­дов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих конкрет­ному исследованию.

В данном случае основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. Именно задачи и воп­росы, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов иссле­дования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений [2, 19].

Говоря о возможностях применения в области физического вос­питания и спорта методов и приемов научного познания из дру­гих областей знаний, следует подчеркнуть, что по своему харак­теру эти исследования определяются не фактом использования тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного про­цесса. Так, например, в физиологических и психологических ис­следованиях условия жизни, включая обучение и воспитание, изучаются в целях объяснения физиологических и психологиче-


 




ских явлений, в целях раскрытия законов жизнедеятельности, включая и законы психики. В педагогических исследованиях физи­ологическая и психологическая деятельность изучается в целях рас­крытия закономерного характера учебно-воспитательного процес­са, в целях объяснения эффективности педагогических воздей­ствий, в целях придания конкретности и достоверности изучае­мым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постанов­ке вопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе и в области физического воспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются в качестве подчиненных в решении педагоги­ческих закономерностей.

В практике проведения исследований, направленных на реше­ние задач теории и методики физического воспитания, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью и анкетирование.

4. Контрольные испытания.

5. Хронометрирование.

6. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы.

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физического воспитания и спорта позволяет использо­вать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиоло­гические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения совре­менных технических устройств и приборов с использованием со­временных компьютеров и информационных технологий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...