Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное высшее и среднее физкультурное образование.




В соответствии с требованиями к учебно-методическому обеспе­чению учебного процесса как условию реализации основной об­разовательной программы подготовки выпускника по специаль­ности «Физическая культура», «Физическая культура и спорт» и другим все дисциплины учебного плана должны быть обеспече­ны учебно-методическими материалами, необходимой инфор­мационной базой для полноценной подготовки высококвалифи­цированного специалиста. Это обязывает вуз иметь полный ком-


плект программ по дисциплинам учебного плана, а также учеб­ников, учебных пособий и методических материалов. Для факуль­тетов физической культуры это дисциплины предметной подго­товки и дисциплины медико-биологического цикла. Только по федеральному компоненту это 20 дисциплин плюс дисциплины специализации, регионального компонента и по выбору студен­та. Основной объем методических работ выполняется на феде­ральном уровне, а региональный компонент и по выбору в ос­новном должен обеспечить вуз силами профессорско-препода­вательского состава. Для этого надо владеть навыками научно-методической деятельности. Здесь представлены для примера ос­новные виды работ: учебники, учебные пособия, методические рекомендации (указания).

В 2000 — 2001 учебном году введены государственные образова­тельные стандарты нового поколения [4—7], в связи с чем обновля­ется и учебно-методическое обеспечение подготовки будущих спе­циалистов (бакалавров, магистров, дипломированных специали­стов) — программы, учебники, учебные пособия, методические реко­мендации и пр. [13, 19, 23, 24]. Для примера приводим некоторые учебники и методические рекомендации, опубликованные ранее.

Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашма-рина: Учеб. для фак-тов физической культуры пед. вузов. — М., 1990.

Книга состоит из двух частей. Первая — теория физического воспи­тания: физическое воспитание в системе образования и воспитания; обучение физическим упражнениям; формирование знаний в процессе физического воспитания; воспитывающее назначение занятий физичес­кими упражнениями. Вторая — методика физического воспитания: физи­ческое воспитание дошкольников; физическое воспитание школьников; физическое воспитание учащихся СПТУ; физическое воспитание сту­дентов вузов; физическое воспитание допризывной молодежи; спортив­ная подготовка.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физической культуры. — М.,1991.

Книга состоит из двух частей. Первая — общие основы теории и ме­тодики физического воспитания. Раздел 1. Общая характеристика фи­зического воспитания: направленность; средства; методы; принципы. Раздел 2. Основные аспекты содержания и методики физического вос­питания: основы обучения двигательным действиям; воспитание двига­тельных способностей; направленное воздействие на гибкость, осанку, телосложение; связь различных видов воспитания в процессе физичес­кого воспитания. Раздел 3. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании. Вторая — теоретико-методичес­кие аспекты спорта и профессионально-прикладной физической куль­туры. Раздел 1. Спорт, спортивная тренировка: спорт в системе соци-


 



-£ Железняк



альных явлений; спортивная тренировка. Раздел 2. Профессионально-прикладные формы физической культуры: профессионально-приклад­ная физическая подготовка (ППФП); физическая культура в системе ра­циональной организации труда.

Основы теории и методики физической культуры / Под общ. ред. А. А. Гужаловского: Учеб. для техникумов физической культу­ры. - М., 1986.

Книга состоит из трех частей. Первая — социально-педагогические основы физической культуры: теория физической культуры как наука и как учебный предмет; цель, задачи, принципы физической культуры; фи­зические упражнения как основные средства физического воспитания; обучение двигательным действиям; воспитание физических способно­стей; физическая культура как одна из областей деятельности, форми­рующая личность; основы построения занятий физическими упражнения­ми. Вторая — основные направления использования физической куль­туры: система физического воспитания; общая физическая подготовка; профессиональная физическая подготовка; физическая подготовка в Вооруженных Силах; физическая подготовка в быту и в системе науч­ной организации труда; спорт и спортивная тренировка. Третья — мето­дические основы физической культуры различных контингентов насе­ления: физическая культура в дошкольном возрасте; физическая культу­ра в школьном возрасте; физическая культура в основной период трудо­вой деятельности; физическая культура в зрелом и пожилом возрасте.

В методических рекомендациях детализируются основные положе­ния программы и учебника (учебного пособия) по отдельной дисципли­не учебного плана: распределение материала и часов по семестрам, формам занятий, видам контроля и его содержанию и т. п.

Горбачев Е. Г. Комплексная рабочая программа по теории и ме­тодике физического воспитания. — М.; Одесса, 1988.

Методические рекомендации для факультета физической культуры имеют следующее содержание. 1. Выписка из учебного плана. 2. Рабо­чий учебный план (график с указанием всех видов учебной деятельно­сти). 3. Содержание лекционного курса: указание семестра и номера темы; краткое содержание и план лекции; методологическое обеспе­чение; основные вопросы усвоения материала; используемый дидак­тический материал; содержание домашней работы; рекомендуемая литература. По такой схеме расписаны 35 тем. 4. Дидактический ма­териал по курсу: раздаточный материал (РМ 1...17) — набор карто­чек для индивидуальной работы; карточки машинного контроля (КМК 1... 10) — вопросы и ответы (для проверки); иллюстрации (схемы) с указанием тем (С 1/1; С 1/2... С 10/1... С 10/8). 5. Расчет часов на само­стоятельную работу по семестрам и видам заданий. 6. Содержание самостоятельной работы студентов (наименование тем, количество ча­сов, сроки выполнения, рекомендуемая литература с указанием источ-


ника и страниц). 7. Зачетные требования по курсу (перечень). 8. Мето­дические рекомендации по написанию контрольной работы для сту­дентов заочного отделения, рекомендуемая литература (для студен­тов 4-го и 5-го курсов отдельно). 9. Распределение часов по семест­рам, темам, видам работ для дневного и заочного (4 и 5 лет обучения) отделений. 10. Методологическое обеспечение курса.

Горбачев Е. Г. Теория и методика физического воспитания: Ме­тод, рекомендации по организации и содержанию семинарских, практических и лабораторных занятий. — М.; Одесса, 1988.

Книга логически связана с предыдущей. Представлены методичес­кие разработки 20 семинарских, 36 практических и 12 лабораторных ра­бот. В содержание разработки семинарского занятия входят: название темы; цель; план (виды работ и время в минутах); вопросы, выявляю­щие готовность группы к занятию; рассматриваемые вопросы; литера­тура. Периодически применяют карточки машинного контроля (КМК): на заданные вопросы выбрать правильный ответ из предложенных. В та­ком ключе дана разработка всех 35 занятий. Практические занятия стро­ятся по схеме: тема; цель; план; вопросы, выявляющие готовность груп­пы к занятиям; содержание работы; домашнее задание; контрольные вопросы; литература. С учетом темы могут включаться еще разделы «Оснащение занятия», «Использование РМ», «Применение КМК». Виды занятий логически увязаны: лекция — семинарские, практические и ла­бораторные занятия по теме.

Абзалов Р. А., Яруллин Р.Х. Теория физической культуры: Ме­тод, рекомендации для фак. физ. культуры. — Казань, 1989.

Представлена разработка 11 тем лекций и 5 практических занятий. Содержание разработок лекций: тема; план занятий (4—8 вопросов); методические советы (по каждому вопросу плана); литература.

Методы активного обучения в системе физкультурно-педаго-гического образования: Учеб. пособие для студ. РГАФК / Под ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова. — М., 1998.

Содержание книги: приемы и методы активизации учебно-познава­тельной деятельности студентов на лекционных занятиях; приемы и ме­тоды активизации учебно-познавательной деятельности студентов на методических и семинарских занятиях; приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на практических заня­тиях; методы активизации профессионально-педагогической деятель­ности студентов в период педагогической практики.

Голощапов Б.Р. Учебно-исследовательская работа студентов: Учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры. — М., 1999.

Содержание пособия: история научно-методических основ физичес­кой культуры и спорта; организационная структура научно-методичес-


 




кой деятельности студентов в вузе; виды научно-методической литера­туры и ее архитектоника; методы исследования в физической культуре и спорте; оформление дипломной работы; темы квалификационных (дип­ломных) работ.

Важное звено в формировании методических умений — учебная прак­тика, особенно по спортивно-педагогическим дисциплинам и педагогиче­скому физкультурно-спортивному совершенствованию.

Фидельский В.В. и др. Методические рекомендации к учебной практике по спортивным играм: Для студ. фак. физ. культуры. — Витебск, 1986.

В книге рассматриваются:.

1. Цели и задачи учебной практики по спортивным играм:
научить студентов правильно выбирать методы обучения в процес­
се преподавания спортигр (словесные, наглядные, практические, сорев­
нования);

требовать от студентов выдерживать структуру обучения приемам игры (ознакомление с приемом, изучение в упрощенных условиях, в усложненных, закрепление в игре);

научить студентов подмечать ошибки, определять их причины и пути исправления в процессе игры;

обеспечить освоение студентами методов организации деятельнос­ти учащихся на уроке;

привить студентам навыки организации соревнований и практичес­кого судейства игры;

научить студентов правильно пользоваться методами оценки успе­ваемости учащихся при занятиях волейболом, гандболом, футболом (ме­тод наблюдения, метод опроса);

обеспечить практическое освоение студентами санитарно-гигиени­ческих требований к организации занятий по спортиграм.

2. Структура и распределение часов учебной практики:

учебная практика проводится в пределах часов, отведенных на каж­дую игру;

учебная практика предусматривает индивидуальный и групповой методы обучения студентов;

каждый студент должен освоить умения в пределах поставленных задач.

На учебную практику по каждому виду игры отводится 12—16 часов.

3. Тематическое планирование раздела «Спортигры в школе».

Эта часть учебной практики проводится на основе школьной про­граммы по физической культуре, в которой предусмотрено изучение во­лейбола, баскетбола, гандбола и футбола в IV—XI классах, при этом в IV—VI классах школа выбирает две игры из четырех, а в VII—XI — одну. Приводится учебный материал по всем играм во всех классах.

4. Санитарно-гигиеническая характеристика мест занятий и инвен­
тарь по спортивным играм.


Приводятся данные по размерам спортивных залов, пропускной спо­собности, освещению, характеристика инвентаря и оборудования и т.д., которые студенты должны знать, уметь дать им оценку (протокол об­следования мест соревнований и занятий).

5. Форма текущего и итогового контроля и отчетность.
Преподаватель оценивает все разделы учебной практики, итоговая

оценка производится по результатам текущих оценок, а также по отче­ту, куда входят: конспекты; тематический план распределения учебно­го материала школьной программы по спортиграм; сценарий участия студента в деловой игре по организации и судейству соревнований; протокол санитарно-гигиенического обследования мест занятий и ин­вентаря.

6. Программное задание учебной практики по спортивной игре.

По каждой игре программа предусматривает: содержание учебной практики (приемы игры); далее по каждому приему: общая задача, час­тная задача, структура разучивания приема игры; методы обучения; средства решения задач; методы организации учащихся на уроке.

Особое значение в освоении приемов научно-методической дея­тельности занимает производственная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять фактически в целостной деятельно­сти: квазипрофессиональной или профессиональной в должности учителя физической культуры (в некоторых вузах студенты выпуск­ного курса два дня в неделю работают в школе, выполняя опреде­ленную учебную нагрузку). Практика служит «полигоном» для инте­грирования учебных дисциплин в целостное представление о про­фессии и для освоения навыков научно-методической деятельности.

В каждом вузе, в котором осуществляется подготовка специа­листов в области физической культуры и спорта, разрабатывается серия методических материалов, связанных с содержанием, орга­низацией и проведением практики, на которую по Госстандарту отводится не менее 20 нед. Обычно в методических рекомендациях по педагогической практике рассматриваются следующие вопро­сы: задачи практики; содержание работы студентов по разделам (организационная работа, изучение учащихся, учебно-методичес­кая работа, внеклассная работа по физической культуре и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, воспитательная работа в классе, инспекторская практика); задания для педагоги­ческих наблюдений на уроках физической культуры (по специ­альной программе); примерное содержание научно-практической конференции на выпускном курсе; индивидуальный план работы студентов на педагогической практике (по неделям); обязанности студентов на педагогической практике; требования к составлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива; схема изучения и составления такой характеристики; рекоменда-


 




ции по изучению учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы по физической культуре в школе (по схеме); задание по врачебному контролю; пропаганда санитарных знаний; пример­ная схема отчета практиканта; отчетная документация (материа­лы по педпрактике в школе, внеклассная работа, воспитательная работа, акт обследования школы, задания по спортивной меди­цине, психологии, отчет практиканта, характеристика работы практиканта, выданная администрацией школы; рекомендуемая литература по всем разделам).

Изложенный в данной главе материал, во-первых, дает доста­точно полное представление о содержании научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта, во-вто­рых, подтверждает положение о том, что рассматриваемый вид деятельности является своего рода атрибутом профессионализма в этой области. Учебная программа разрабатывается на основе на­учных знаний и как бы трансформирует их в методические поло­жения; учебник, опираясь на научные факты, посредством техно­логии реализует последние через научно-методические средства и методы в практику профессиональной подготовки студентов в си­стеме высшего и среднего образования. При этом обучающиеся должны не только освоить готовые научные знания и методиче­ские положения, но и посредством творческого подхода научить­ся выработке новых знаний и методических приемов для решения задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте.

2. Научное знание, научное исследование.

3. Методика, методическая деятельность.

4. Взаимосвязь научной и методической деятельности.

5. Роль и место научной и методической деятельности в сфере физи­ческой культуры и спорта.

6. Научно-методическая деятельность в процессе профессионального физкультурного образования.

7. Ученые степени и ученые звания как факторы становления профес­сионализма высокого уровня.

8. Характеристика научной специальности 13.00.04 — Теория и мето­дика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровитель­ной и адаптивной физической культуры.

9. Проблематика научных исследований по общим основам теории и методики физического воспитания.

 

10. Проблематика научных исследований по теории и методике спорта и спортивной подготовки.

11. Проблематика научных исследований по теории и методике оздо­ровительной и адаптивной физической культуры.

12. Виды методических работ и их характеристика.


Литература

1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятель­ность и мышления. — М., 1991.

2. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. — М., 1989.

3. Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. — М., 1989.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования. Специальность 033100 — Физическая культура. Ква­лификация — педагог по физической культуре. — М., 2000.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования. Специальность 022300 — Физическая культура и спорт. Квалификация — специалист по физической культуре и спорту. — М., 2000.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования. Специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура). Квалификация — специалист по адаптивной физической куль­туре. — М., 2000.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования. Направление 521900 — Физическая культура. Сте­пень (квалификация) — бакалавр физической культуры. — М., 2000.

8. Железняк Ю.Д. Научно-методическая работа студентов // Волей­бол. - М., 2000.

9. Исаев И. К. Материалистическая диалектика и системный метод в науке. — Киев, 1984.

 

10. Лебин Б. Д., Рассудовский В. А., Цыпкин Г. А. Научный работник (права и обязанности). — Л., 1982.

11. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь­ном учреждении. — М., 1998.

12. О номенклатуре специальностей научных работников. Приказ Ми­нистерства науки и технологий Российской Федерации от 25 января 2000. №17/4 // Бюллетень ВАК РФ. - 2000. - № 3.

13. Общая теория физической культуры: Программа для магистерско­го уровня высшего физкультурного образования (направление 521901). — М., 1997.

14. Пилоян Р. А. Основы научно-методической деятельности (на при­мере физкультурного вуза): Учеб. пособие. — М., 1997.

15. Положение о порядке присуждения научным и научно-педаго­гическим работникам ученых степеней и присвоения научным работни­кам ученых званий. Утверждено постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185 // Бюллетень ВАК РФ. — 1995.-№ 1.

16. Примерная программа дисциплины «Физическая культура феде­рального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономи­ческих дисциплин в государственном образовательном стандарте выс­шего профессионального образования второго поколения. — М., 2000.

17. Приоритетные направления в развитии науки о физическом вос­питании и спортивной подготовки детей и юношества // Вестник Про-


 




блемного совета по физической культуре РАО. Физическая культура: вос­питание, образование, тренировка. — 1997. — № 2.

18. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тре­нировки и оздоровительной физической культуры. — М., 1997.

19. Система физического воспитания: Программа для магистерского уровня высшего физкультурного образования (521902). — М., 1997.

20. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследова­ний // В помощь начинающему исследователю. — М., 1986.

21. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.

22. Состояние и перспективы развития научно-исследовательской ра­боты в педвузах России: Тезисы выступлений участников совещания про­ректоров по научной работе (20 — 24.09.1993, г. Тамбов). — Тамбов, 1994.

23. Спорт и система подготовки спортсменов: Программа для магис­терского уровня высшего физкультурного образования (521903). — М., 1997.

24. Теория спорта и технология подготовки спортсмена: Программа для обучающихся на третьем уровне высшего физкультурного образова­ния по профилю специалиста (Специальность 022300 — Физическая куль­тура и спорт). — М., 1997.

25. Якунин В. И. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. по­собие. — М., 1994.


ГЛАВА 2

ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...