Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы роста и изменений





Привлекательность Этики Личности, соблазнительность ее для многих, заключается в


кажущейся возможности достижения с помощью быстрых и легких способов высокого


уровня жизни, персональной эффективности и богатых, глубоких взаимоотношений с


другими людьми, минуя естественный процесс работы и роста.


Это – символ, лишенный содержания. Это – инструкция "Как–быстро–стать–богатым",


обещающая "достаток без усилий". Может даже показаться, что она срабатывает, но человек


при этом на самом деле не изменяется.


Этика Личности иллюзорна и обманчива. А попытка достичь высоких результатов


методами быстрого действия окажется столь же успешной, как и попытка попасть в нужное


место в Чикаго, пользуясь картой Детройта.


Процитируем Эриха Фромма7, разглядевшего своим проницательным взглядом


причины и последствия Этики Личности:


"Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не


знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нем


видеть – человека, чей язык общения заменен бессмысленным лепетом, чей живой смех


заменен синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об


этом человеке могут быть сказаны две вещи. Первое – что он страдает от утери


непосредственности и индивидуальности, а это может оказаться неизлечимой болезнью.


Второе – он существенно не отличается от нас и миллионов тех, кто ходит по этой земле".


В каждой жизни присутствуют последовательные стадии роста и развития. Ребенок


учится переворачиваться на животик, садиться, ползать, затем ходить и бегать. Каждый шаг


важен, и на каждый требуется время. Ни единого шага пропустить нельзя.


Это относится ко всем фазам жизни, ко всем областям развития, будь то обучение игре


на фортепиано или эффективному общению с коллегой по работе. Это верно в отношении


отдельной личности, в отношении брака и семьи и в отношении организации.


Мы понимаем этот принцип процесса и принимаем его как факт для мира физических


явлений. Гораздо труднее понять этот принцип применительно к эмоциональной сфере, к


сфере человеческих отношений или к характеру личности. Но даже если мы сможем понять


это, то принять это и жить в соответствии с этим пониманием окажется еще более трудной


задачей. Вот почему иногда мы ищем более короткий путь и надеемся получить желаемый


результат, перескочив через несколько жизненно важных ступенек и сэкономив на этом


время и силы.

 



Фромм, Эрих (1900-1980), немецко-американский психолог и социолог. (Прим. перев.)


 


Однако что же получается, когда мы пытаемся сократить естественный процесс нашего


роста и развития? Представьте, что вы, будучи весьма средним игроком в теннис, решили


поразить окружающих, выступая в соревнованиях с мастерами. К чему это приведет? Разве


одно только позитивное мышление позволит вам эффективно противостоять профессионалу?


Что будет если вы сможете убедить своих друзей, что играете на фортепиано на уровне


концертирующего исполнителя, в то время как в действительности ваше место среди


начинающих?


Ответ очевиден Просто невозможно нарушать, игнорировать, сокращать этот


естественный процесс развития. Это противоречит природе, и попытка найти короткую


дорогу к успеху приведет лишь к разочарованию.


Если в любой сфере деятельности я по десятибалльной шкале нахожусь на отметке


"два" и хочу передвинуться на отметку "пять", то сначала надо сделать шаг к отметке три.


"Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага", и в каждый момент может делаться


только один шаг.


Если вы не покажете учителю, на каком уровне находитесь, – задавая вопросы или


признаваясь в своем незнании, – вы никогда не научитесь расти. Долго притворяться нельзя,


ведь все непременно откроется. Признание собственной необразованности часто является


первым шагом к образованию. Торо говорил: "Ну как не позабыть о нашей


необразованности, осознание которой так необходимо для роста, если мы все время


пользуемся своими знаниями!"


Вспоминается один случай, когда две молодые девушки, дочери моего друга, пришли


ко мне в слезах, жалуясь, что их отец с ними суров и совсем их не понимает. Они боялись


быть откровенными с родителями, опасаясь последствий. Но в то же время им очень были


нужны родительские любовь, понимание и подсказка.


Я поговорил с их отцом и убедился, что умом он понимает проблему. Однако,


согласившись, что иногда не может совладать со своим характером, он отказался взять на


себя ответственность за происходящее и честно признать, что уровень его эмоционального


развития низок. Гордость не позволяла ему сделать первый шаг, чтобы изменить положение.


Чтобы отношения с женой, мужем, детьми, друзьями или коллегами были


эффективными, мы должны учиться слушать. А это требует от нас эмоциональной силы.


Слушать – это значит быть терпеливым, открытым, иметь желание понять, то есть иметь


свойства высоко развитого характера. Гораздо проще действовать с низкого эмоционального


уровня, давая при этом советы высокого уровня.


В случае с теннисом или фортепиано уровень нашего развития становится совершенно


очевидным, так как тут притворяться невозможно. Однако в сфере характера и


эмоционального развития не все так очевидно. Мы можем "принять позу" перед тем, кто нас


плохо знает, или перед коллегой. Мы можем притвориться. И на какое-то время у нас что-то,


может быть, получится – по крайней мере, на публике. Мы даже, возможно, обманем самих


себя. И тем не менее я уверен, что большинство из нас прекрасно знают, что мы из себя


представляем на самом деле; и я думаю, что многие из тех, с кем мы живем и работаем,


знают это тоже Я часто наблюдал последствия попыток укоротить естественный процесс


роста в сфере бизнеса, когда руководство пытается "купить" новую культуру высокой


производительности, качества, морали и обслуживания клиентов с помощью ярких речей,


обучения улыбаться, внешнего контроля или же посредством укрупнений, объединений,


отделений и других структурных изменений – популярных и непопулярных. Эти


руководители не обращают внимания на то, что подобные манипуляции порождают


атмосферу низкого доверия Если эти методы не срабатывают, то они ищут другие техники и


приемы из арсенала Этики Личности, которые, в свою очередь, тоже будут игнорировать и


нарушать естественные принципы и процессы, служащие основой культуры высокого


 


доверия


Помню, я и сам много лет назад нарушил этот принцип. Однажды, придя домой во


время празднования трехлетней годовщины моей маленькой дочки, я увидел, как она


забилась в угол гостиной, прижимая к себе все подаренные ей игрушки и не желая позволить


другим детям в них играть Первым, что мне бросилось в глаза, было то, что свидетелями


этого проявления эгоизма оказались несколько родителей. Я был смущен, причем вдвойне,


из-за того, что как раз в то время читал в университете курс, посвященный человеческим


отношениям. И я понимал, или, по крайней мере, чувствовал, чего от меня ожидают эти


родители.


Атмосфера была накалена, – дети окружили мою маленькую дочь, протягивая к ней


руки и прося поиграть с теми игрушками, которые сами только что подарили, а моя дочь


решительно им в этом отказывала. Я сказал себе: "Разумеется, я должен научить дочь


делиться с другими! Умение делиться – одно из самых ценных наших достоинств!"


Для начала я попробовал просто попросить ее:


— Солнышко, пожалуйста, поделись со своими друзьями игрушками, которые они тебе


подарили!


— Нет! – упрямо ответила она.


Мой второй метод заключался в обращении к здравому смыслу:


– Солнышко, если ты научишься делиться своими игрушками с ребятами, которые


пришли к тебе в гости, то и они поделятся с тобой игрушками, когда ты придешь к ним!


И снова она без лишних раздумий отрезала:


- Нет!


Я начал приходить во все большее замешательство, ибо было очевидно, что я не имею


влияния. Третьим методом, избранным мной, был подкуп. Я сказал очень тихо:


— Солнышко, если ты поделишься, я дам тебе что-то вкусненькое. Я дам тебе кусочек


жевательной резинки.


— Я не хочу жвачку! – закричала она.


После этого я начал впадать в отчаяние. Для четвертой попытки я выбрал угрозы и


запугивание:


— Если не поделишься, тебе здорово попадет!


— Ну и что! – выкрикнула она. – Это мои игрушки! Я не должна ни с кем делиться!


В итоге мне пришлось применить силу. Я просто взял у нее из рук часть игрушек и


раздал их детям:


– Берите, ребята, играйте!


Возможно, моей дочке нужно было получить опыт обладания этими игрушками,


прежде чем отдать их другим. (Ведь, в самом деле, как я могу отдать то, чем не владею?) Она


нуждалась в том, чтобы я, как отец, имел более высокий уровень эмоциональной зрелости и


позволил ей получить этот опыт.


Однако в тот момент для меня больше значило мнение обо мне других родителей, а не


рост и развитие моего ребенка и наших с ним взаимоотношений. Я просто изначально был


уверен в собственной правоте: она должна была поделиться, а значит, была неправа, не делая


этого.


Возможно, уровень моих ожиданий по отношению к малолетней дочери был слишком


высоким просто потому, что по своей собственной шкале я сам был на нижнем уровне. Я


 


оказался неспособен или не пожелал отдать ей терпение и понимание и ждал от нее, что она


отдаст свои вещи. В попытке компенсировать недостаточную влиятельность, я занял силу у


своего отцовского положения и авторитета и принудил дочь делать то, чего я от нее хотел.


Но, занимая силу, создаешь слабость. Слабость занимающего силы объясняется тем,


что увеличивается его зависимость от внешних факторов. Становится слабей и тот, кто


вынужден подчиниться, так как это сковывает рост, развитие независимого мышления и


внутренней дисциплины. И в конечном счете ослабевают сами взаимоотношения.


Сотрудничество уступает место страху, и оба человека становятся более эгоистичными и


агрессивными.


Но что же происходит тогда, когда сам источник, откуда занята сила, – будь то


огромный рост или физическая мощь, позиция, авторитет, какой-то документ, атрибуты


высокого положения, внешность или прежние достижения, – изменяется или перестает


существовать вовсе?


Если бы я был более зрелым, я мог бы положиться на свою внутреннюю силу – на свое


понимание роста и необходимости делиться, на свою способность любить и воспитывать, – и


позволил бы дочери самой выбрать – хочет она делиться или нет. Возможно, после попытки


урезонить ее, я мог бы переключить внимание детей на какую-нибудь интересную игру, сняв


таким образом со своего ребенка эмоциональное давление. Теперь я уже знаю, что как


только дети обретают чувство собственности, они делятся своими игрушками совершенно


естественно, свободно и спонтанно.


Мой опыт говорит мне, что когда-то нужно учить, а когда-то нужно не учить. Когда


отношения натянуты и атмосфера накалена эмоциями, попытка учить часто воспринимается


как форма осуждения и неприятия. В то же время, когда отношения благоприятны, по-моему,


гораздо продуктивнее поговорить с ребенком наедине и спокойно обсудить то, что считаешь


важным и чему хочешь его научить. Наверное, для подобного действия требовалась более


высокая эмоциональная зрелость, чем тот уровень терпения и внутреннего контроля,


которым я обладал в то время.


Возможно, чувство собственности должно приходить прежде, чем потребность


делиться. Возможно, многие из тех, кто в браке и в семье отказывается отдавать и делиться


или же отдаем механически, сами, по существу, так и не знают, что такое самообладание,


никогда не ощущали, что значит владеть собой, не осознавали своей индивидуальности и не


испытывали чувства собственного достоинства. Если мы хотим реально помочь нашим детям


расти, необходимо быть достаточно терпеливыми, чтобы позволить им испытать чувство


собственности, и достаточно мудрыми, чтобы научить их дару давать, показывая это личным


примером.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...