Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТО, КАК МЫ ВИДИМ ПРОБЛЕМУ, – И ЕСТЬ





ПРОБЛЕМА


Всех очень интересует, когда что-то хорошее происходит в жизни отдельных людей,


семей или организаций, опирающихся на твердые принципы. Всех восхищают сила и


зрелость таких людей, единство и сплоченность таких семей, гибкость и синергитическая


культура таких организаций.


Люди тут же задают вопрос, который четко выявляет их основную парадигму: "Как это


вам удается? Научите меня своей методике!" На самом деле это означает: "Дайте мне совет


или решение, с помощью которого я смогу быстро облегчить свою собственную тяжелую


ситуацию!"


И найдутся такие учителя, которые обучат их тому, о чем они просят. Освоенные ими


навыки и техники в течение короткого промежутка времени могут показать свою


 


работоспособность. С помощью этого "социального аспирина", возможно, даже удастся


снять некоторые острые проблемы.


Однако основная хроническая причина останется, и постепенно появятся новые


болезненные симптомы. Чем больше люди привержены быстрым решениям и чем больше


они концентрируются на острых проблемах, тем в большей степени сам этот подход


усугубляет хроническое болезненное состояние.


То, как мы видим проблему, – и есть проблема. Посмотрите снова на некоторые


высказывания о проблемах, приведенные в этой главе, и на роль Этики Личности в подобном


мышлении.


Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу,


чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя


по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я


не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома,


они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть


самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые


обладают такими качествами?


Этика Личности подсказывает мне, что я должен предпринять какие-то решительные


действия – нужно раскачать подчиненных, расшевелить им мозги, – чтобы те пришли в


форму и ценили то, что имеют. Или же мне следует найти какую-то мотивирующую


программу тренинга, которая бы заставила их работать с большей отдачей. Или мне следует


нанять новых сотрудников, которые работают лучше.


Но разве при таком открыто нелояльном моем поведении подчиненные не задают себе


вполне естественного вопроса, а действую ли я в их интересах? Не чувствуют ли они, что я


обращаюсь с ними как с неодушевленными механизмами? И есть ли в этих ощущениях


какая-то доля правды?


Если вглядеться в себя поглубже, разве не именно такими я их себе представляю?


Может быть, то, как я вижу людей, работающих на меня, как раз и является частью


проблемы?


Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг


времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению


временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне


помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной


жизнью, как мне бы того хотелось.


Этика Личности подсказывает мне, что должно найтись что-то, способное помочь мне


более эффективно справляться с прессингом времени, – какие-то семинары или пособия по


планированию времени.


Но не может ли оказаться, что производительность не решит моих проблем? Разве то,


что я буду делать больше дел за меньшее время, избавит меня от беспокойства? А не может


ли это только увеличить скорость и силу моей реакции на людей и обстоятельства, которые,


похоже, управляют моей жизнью?


А нет ли здесь чего-то еще, что следует искать более глубоко и основательно, – некой


парадигмы внутри меня самого, которая и определяет то, как я вижу мое время, мою жизнь и


мою собственную натуру?


Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы


больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные


рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.


Этика Личности подсказывает мне, что должна быть какая-то новая книга или какой-


 


нибудь специальный семинар, на котором, открыв вместе с остальными участниками свои


чувства, моя жена научилась бы понимать меня лучше. Или это окажется бесполезным и


только новые отношения с другим человеком позволят мне обрести ту любовь, к которой я


стремлюсь?


А может быть, дело вовсе не в моей супруге? Может быть, я сам способствую развитию


ее недостатков и сам ставлю свою жизнь в зависимость от ее ко мне отношения?


Может быть, вся проблема порождается моей собственной парадигмой о жене, о браке


и о том, что такое любовь?


Теперь вы видите, насколько сильно парадигмы Этики Личности влияют на то, как мы


видим наши проблемы, и на то, каким способом мы пытаемся их решать?


Видя это влияние или нет, многие начинают утрачивать иллюзии относительно пустых


обещаний Этики Личности. В своих поездках по стране и работе с различными


организациями я обнаружил, что перспективно мыслящие руководители потеряли интерес к


"техникам-психологам" и "ораторам-мотиваторам", которым кроме развлекательных


историй, перемежаемых банальностями, и предложить-то нечего.


Серьезным людям нужна суть; им нужен процесс. Им нужно нечто большее, чем


средства первой помощи – "социальный аспирин" и "социальный пластырь". Они хотят


решать глубокие хронические проблемы и концентрироваться на принципах, дающих


долгосрочные результаты.


НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ


Альберт Эйнштейн заметил: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы


сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были,


когда создавали их".


Когда мы, глядя вокруг и внутрь себя, обнаруживаем проблемы, созданные во время


нашей жизни под знаком Этики Личности, мы начинаем осознавать, что это – глубокие,


фундаментальные проблемы, которые невозможно решить на том поверхностном уровне, на


котором они создавались.


Чтобы решить эти глубокие проблемы, нам необходим новый, более глубокий уровень


мышления, – парадигма, основанная на принципах, которые подробно описывают


территорию эффективного человеческого бытия и взаимодействия.


Именно этому новому уровню мышления посвящена книга "Семь навыков


высокоэффективных людей". Это – основанный на принципах, базирующийся на характере


подход к персональной и межличностной эффективности. Это – подход "изнутри-наружу".


"Изнутри-наружу" означает, что начинать надо с самого себя. Даже более того –


начинать надо с самой глубинной части самого себя – со своих парадигм, своего характера и


своих мотивов.


Этот подход говорит, что, если хочешь иметь счастливый брак, будь сам таким


человеком, который излучает позитивную энергию и избегает негативной, ни в коем случае


не усиливая ее. Если хочешь иметь приятное общение и дружеские отношения со своим


ребенком-подростком, сам будь более понимающим, сочувствующим, последовательным,


любящим родителем. Если хочешь иметь больше свободы, больше простора в своей работе,


сам будь более ответственным, более полезным работником, готовым помочь другим. Если


хочешь, чтобы тебе верили, сам будь достоин доверия. Если тебе нужна вторичная


значимость – признание твоего таланта, – сначала сосредоточься на первичном – характере.


Подход "изнутри-наружу" говорит, что победе общественной предшествует победа


личная, что способности давать и выполнять обещания, данные другим, предшествует спо-


 


собность давать и выполнять обещания, данные самому себе. Этот подход говорит, что


нелепо ставить личность впереди характера, пытаться улучшить отношения с другими, не


улучшив самого себя.


"Изнутри-наружу" – это процесс, продолжительный процесс обновления, основанный


на естественных законах, управляющих ростом и развитием человека. Это восходящая вверх


спираль роста, ведущая к более высоким формам – ответственной независимости и


эффективной взаимозависимости.


Я имел возможность работать с множеством людей – удивительных людей,


талантливых людей, людей, которые всей душой стремятся к счастью и успеху, людей


ищущих, людей поразительных. Я работал с бизнесменами, со студентами, с церковными и


светскими организациями, с семьями и супружескими парами. И ни разу при всем моем


опыте я не видел, чтобы серьезные решения проблем, долгосрочное счастье или успех


приходили "снаружи-внутрь".


Зато я видел, что результатом влияния парадигмы "снаружи-внутрь" неизменно


оказывались несчастные люди, ощущающие себя парализованными жертвами и зацикленные


на тех слабостях других людей и на тех внешних обстоятельствах, которые они считали


повинными в своих бедах. Я видел несчастливые браки, в которых каждый из супругов


ожидал перемен от другого, в которых каждый перечислял "грехи" другого, в которых


каждый пытался переделать другого. Я бывал на диспутах профсоюзных руководителей, где


присутствующие тратили уйму времени и энергии на попытки создать законодательство,


которое заставило бы людей вести себя так, будто в реальности существуют основы для


доверия.


Нашей семье случилось жить в трех самых "горячих" точках планеты – в Южной


Африке, Израиле и Ирландии, и я считаю, что источником нескончаемых проблем в каждом


из этих мест является преобладание социальной парадигмы "снаружи-внутрь". Каждая


группа, вовлеченная в конфликт, убеждена, что проблема "где-то там", и она будет решена


если "они" (имеются в виду другие) "изменятся" или вовсе "исчезнут".


Для большинства людей сдвиг парадигмы в сторону к "изнутри-наружу" драматически


сложен Это объясняется, главным образом, сильным влиянием запрограммированности и


существующей социальной парадигмой Этики Личности


Однако, исходя из моего собственного опыта – как личного, так и почерпнутого в


работе с тысячами разных людей, – а также в результате внимательного изучения успеха


отдельных личностей и обществ на всем протяжении истории, я убедился, что многие из


принципов, воплощенных в "Семи Навыках", уже существуют глубоко внутри нас, в нашем


сознании и в нашем здравом смысле. Для того, чтобы распознать их и развить, чтобы


использовать их в соответствии с нашими глубочайшими нуждами, мы должны мыслить по-


иному, сдвинуть наши парадигмы на новый, более глубокий уровень – "изнутри-наружу".


Если мы искренне будем стараться понять и встроить эти принципы в нашу жизнь, то, я


убежден, мы со все большей глубиной будем открывать для себя истину, заключенную в


словах Т.С Элиота8:


Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудем на то же


место, с которого начали, и впервые познаем его по-настоящему.

 

 



Элиот, Томас Стерне (1888-1965), родившийся в США и переехавший в Англию после первой


мировой войны известный поэт, критик и драматург, лауреат Нобелевской премии 1948 года


(Прим. перев.)


 


СЕМЬ НАВЫКОВ – ОБЩЕЕ


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 


НАША
СУТЬ ОТРАЖАЕТСЯ В НАШИХ


ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ДЕЙСТВИЯХ. ОТСЮДА


СОВЕРШЕНСТВО ЕСТЬ НЕ ДЕЙСТВИЕ, А


ПРИВЫЧКА.

 


АРИСТОТЕЛЬ


В основе своей наш характер составлен из наших привычек. "Посеешь мысль, пожнешь


действие; посеешь действие, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер;


посеешь характер, пожнешь судьбу", – гласит афоризм.


Привычки – мощные факторы нашей жизни. Эти устойчивые и часто неосознанные


шаблоны поведения постоянно, день "за днем, выражают наш характер и порождают нашу


эффективность... или неэффективность.


Как говорил великий просветитель Хорейс Манн9: "Привычки подобны канату. Мы


плетем и плетем его изо дня в день, и скоро его уже невозможно разорвать". Лично я не могу


согласиться с последней частью этого высказывания. Я убежден, что разорвать этот канат


можно. Привычками можно овладевать, а можно от них избавляться. Но я знаю также, что


это не может быть сделано быстро. Это длительный процесс, требующий серьезных


обязательств перед самим собой.


Те из нас, кто следил за полетом "Аполлона-11", были потрясены, видя, как первые


люди высаживаются на Луне, а затем возвращаются на Землю. Слова "фантастично" и


"невероятно" были слишком слабы, чтобы выразить атмосферу тех насыщенных событиями


дней. Но, чтобы попасть на Луну, космонавтам пришлось преодолеть огромную силу


земного притяжения. В течение первых нескольких минут, первых нескольких миль


космического полета было затрачено больше энергии, чем за все последующие несколько


дней путешествия протяженностью в полмиллиона миль.


Так и привычки обладают огромной силой притяжения – гораздо большей, чем многие


могут себе представить. Отказ от таких противоречащих основным принципам человеческой


эффективности привычек, как откладывание на потом, нетерпеливость, критиканство и


эгоизм, требует больше, чем лишь некоторого усилия воли и некоторых изменений в нашей


жизни. "Отрыв" требует огромных усилий, но едва мы прорвем силу притяжения, как наша


свобода обретет новое измерение.


Подобно всякой другой силе природы, гравитация может работать и на нас, и против


нас. Сила гравитации некоторых наших привычек может мешать нам двигаться туда, куда


нам нужно В то же время именно сила гравитации удерживает наш мир, она удерживает


планеты на их орбитах и поддерживает порядок во Вселенной Эта сила могущественна, и


при правильном ее применении мы сможем воспользоваться силой гравитации наших


привычек для создания единства и порядка, необходимых для достижения эффективности в


нашей жизни.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ "НАВЫКА"


Исходя из целей нашей книги, определим навык10 как пересечение знания, умения

 



Манн, Хорейс (1796-1859), крупный американский реформатор в области просвещения.


(Прим. перев.)



Мы переводим слово "Habit" как "Навык" в связи с тем, что, предлагаемая словарями "Привычка",


 


и желания.

 


Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение


определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в


своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента.


Я могу быть неэффективен во взаимодействиях со своими сослуживцами, женой и


детьми, поскольку постоянно говорю им о своей точке зрения, а их никогда не слушаю.


Если я не изучу правильных принципов человеческого взаимодействия, я, возможно, даже


и не узнаю, что мне нужно слушать других.


Даже если мне известно, что для эффективного взаимодействия с другими мне просто


необходимо слушать что они говорят, может оказаться, что я этого не умею. Может

 

 


ЭФФЕКТИВНЫЕ НАВЫКИ


Усвоенные принципы и модели поведения


оказаться, что я не знаю, как другого человека слушать внимательно.

 

 


Однако понимания необходимости слушать и знания, как это нужно делать, еще


недостаточно. Пока я не захочу слушать, пока у меня не появится желания, это не сделается


навыком. Создание навыка требует работы во всех трех направлениях.


Изменение бытия/видения – процесс восходящий, когда бытие изменяет видение,


которое в свою очередь изменяет бытие, и так далее, по мере нашего продвижения по


восходящей спирали роста. Работая над знанием, умением и желанием и порывая со старыми


парадигмами, которые, возможно, долгие годы были для нас источником псевдо-


безопасности, мы можем прорваться к новому уровню персональной и межличностной


эффективности.


Иногда это болезненный процесс. Это перемена, которая должна быть мотивирована


высшей целью, готовностью подчинить то, что вы хотите сейчас, тому, что вы хотите в


долгосрочной перспективе. Но этот процесс приносит счастье – "цель и форму нашего

 

 


лишь частично соответствует идее книги. По отношению к привычке человек может играть


пассивную роль, в то время как навык требует от него активности. (Прим. перев.)


 


существования". Счастье, хотя бы частично, можно определить как плод желания и


способности жертвовать тем, что мы хотим сейчас, во имя того, что мы хотим в конечном


счете.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...