Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постоянное совершенствование





"Семь Навыков" это не набор отдельных психологических техник или формул.


Находясь в гармонии с естественными законами развития, они предлагают ведущий от


простого к сложному, последовательный и в высшей степени интегрированный подход к


развитию персональной и межличностной эффективности. Они продвигают нас вперед по


оси зрелости от зависимости к независимости и к взаимозависимости.


Каждый из нас начинает жизнь младенцем, полностью зависимым от окружающих.


Нами руководят, нас воспитывают и о нас заботятся близкие. Без этой заботы мы прожили


бы всего несколько часов, от силы несколько дней.


Затем проходят месяцы, годы, и мы становимся все более и более независимыми – в


физическом, умственном, эмоциональном и финансовом смысле, – и вот наконец способны


сами позаботиться о себе, сами управляем своими поступками и можем полагаться на самих


себя.


Становясь старше и набираясь зрелости, мы все более отчетливо осознаем, что в


природе все взаимозависимо, что существует некая экологическая система, которая


управляет природой, и в том числе человеческим обществом. Затем мы обнаруживаем, что


самые высокие наши достижения невозможны без взаимоотношений с окружающими, – и


значит, человеческой жизни также присуща взаимозависимость.


Наше развитие от младенца до взрослого протекает в соответствии с законами


природы. И это развитие включает в себя много измерений. Скажем, достижение полной


физической зрелости вовсе не обязательно сопровождается одновременно эмоциональной и


умственной зрелостью. С другой стороны, физическая зависимость личности вовсе не


означает, что личность является недостаточно зрелой умственно или эмоционально.


На оси зрелости зависимость выражена ты-парадигмой – ты обо мне заботишься; ты


справляешься с чем-то ради меня; ты не справился; в неудаче я обвиняю тебя.


Независимость выражена я-парадигмой – я могу это сделать; я несу ответственность; я


полагаюсь на самого себя; я могу выбирать.


Взаимозависимость выражена мы-парадигмой – мы можем это сделать; мы можем


взаимодействовать; мы можем, объединив наши способности и возможности, создать вместе


что-то более значительное.


Зависимым людям необходимы другие, чтобы получить то, что им нужно.


Независимые могут получить все, что им нужно, благодаря собственным усилиям.


Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других, чтобы достичь


наивысшего успеха.


Если я зависим в физическом смысле – парализован или имею какое-то физическое


отклонение, тогда ты необходим мне для помощи. Если я зависим в эмоциональном плане,


тогда мое Чувство достоинства и уверенности в себе зависит от твоего мнения обо мне, Если


я тебе не Кривлюсь, то меня это убивает. Если я зависим в интеллектуальном смысле, я


рассчитываю на то, что ты будешь думать за меня, что ты обдумаешь все нюансы и


проблемы моей жизни.


ЕСЛИ я
независим в физическом отношении, то я могу прекрасно все делать сам. Если в


интеллектуальном – я могу мыслить самостоятельно, мне подвластны разные уровни


абстрактного мышления. Я умею мыслить творчески и аналитически, а также формулировать


и излагать свои мысли в понятной форме. Если я независим в эмоциональном отношении, то


 


все мои утверждения и поступки порождены моими внутренними основаниями. Я сам управ-


ляю своими действиями. Мое чувство достоинства не зависит от того, хорошо или плохо ко


мне относятся или обращаются со мной окружающие.


Нетрудно заметить, что независимость требует большей зрелости, чем зависимость.


Независимость – это наиважнейшее наше достижение в самих себе. Однако независимость –


не предел совершенства.


Между тем нынешняя социальная парадигма возводит независимость на престол.


Достижение независимости является целью многих социальных движений и отдельных


людей. Большинством рекомендаций по самосовершенствованию независимость ставится на


пьедестал, в то время как коммуникации, работе в команде и взаимодействию отводится


менее значительная роль. В большой степени сегодняшний акцент на независимость


является нашей реакцией на зависимость – на то, что другие управляют нами, определяют


нашу жизнь, используют нас и нами манипулируют.


Недопонимание концепции "взаимозависимости" приводит к тому, что это слово


ассоциируется у многих с зависимостью, вот почему мы видим людей, которые зачастую по


причине эгоизма разрушают свой брак, бросают детей, снимают с себя любую социальную


ответственность – и все это во имя независимости.


Реакция людей, выражающаяся в "срывании оков", в "высвобождении", в


"самоутверждении" и в "делании по-своему", часто скрывает более глубокие их зависимости,


от которых убежать невозможно, потому что они скорее внутренние, чем внешние. Эти


зависимости проявляются тогда, например, когда мы позволяем недостаткам других людей


разрушать нашу эмоциональную жизнь или чувствуем себя жертвой людей или событий,


которые нам неподвластны.


Конечно, изменение внешних обстоятельств может быть необходимым. Однако


проблема зависимости – это вопрос зрелости личности, который мало связан с внешними


обстоятельствами. Даже при благоприятных обстоятельствах незрелость и зависимость часто


сохраняются.


Истинная независимость характера побуждает действовать нас самих, а не быть под


воздействием. Она освобождает нас от нашей зависимости от обстоятельств и других людей


и является достойной, несущей раскрепощение целью. Однако независимость не является


конечной целью эффективной жизни.


Для взаимозависимой действительности одного только независимого мышления мало,


Независимые люди, недостаточно зрелые для того, чтобы думать и действовать


взаимозависимо, могут хорошо работать индивидуально, но не могут быть хорошими


лидерами или членами команды. Они не руководствуются парадигмой взаимозависимости,


которая необходима для удачи в браке, в семье или внутри какой-либо организации.


Жизнь по своей природе в высшей степени взаимозависима. Пытаться достичь


максимума эффективности посредством независимости это то же, что играть в теннис


клюшкой для гольфа – предметом, для этого совершенно неподходящим.


Взаимозависимость – гораздо более зрелая, более прогрессивная концепция. Если я


взаимозависим физически, то при том, что я уверен в себе и работоспособен, я понимаю, что


мы с тобой, работая вместе, можем сделать гораздо больше, чем я один, даже если я очень


постараюсь. Если я взаимозависим эмоционально, то при том, что я обладаю чувством


собственного достоинства, я еще осознаю потребность отдавать и любить других, а также


быть любимым. Если я взаимозависим интеллектуально, я сознаю, что для обогащения своих


мыслей мне надо заимствовать все лучшее, что есть у других.


Будучи личностью взаимозависимой, я получаю возможность щедро и осмысленно


делиться с другими всем, чем обладаю сам, и доступ к неисчерпаемым ресурсам и


 


возможностям других людей.


Взаимозависимость – это тот выбор, который способен сделать лишь независимый


человек. Зависимые люди не могут выбрать для себя взаимозависимость. У них на это не


хватит характера; они недостаточно обладают самими собой.


Именно поэтому Навыки 1, 2 и 3, описанные в последующих главах, посвящены


способности владеть собой. Эти навыки продвигают личность от зависимости к незави-


симости. Эти навыки – суть развития характера, наши "Личные Победы". Личные победы


предшествуют победам общественным. Как не собрать урожая, не посадив семени, так и в


этом процессе невозможно изменить последовательность действий. Это процесс "изнутри-


наружу".


Став по-настоящему независимым, вы закладываете фундамент для эффективной


взаимозависимости. У вас появляется основа характера, опираясь на которую, вы можете


эффективно работать над в большей степени ориентированными на личностные аспекты


"Общественными Победами". К этим победам, связанным с работой в команде, взаимодейст-


вием и коммуникацией, ведут Навыки 4, 5 и 6.


Это, однако, не означает, что прежде чем работать над Навыками 4, 5 и 6 необходимо


достичь совершенства в овладении Навыками 1, 2 и 3. Понимание их последовательности


поможет вам управлять своим развитием более эффективным образом, но я вовсе не


призываю вас изолировать себя на несколько лет до полного развития Навыков 1, 2 и 3.


Являясь частицей взаимозависимого мира, вы должны ежедневно с этим миром


взаимодействовать. Однако горячие проблемы этого мира способны с легкостью затмить


хронические причины, кроющиеся в характере. Понимание того, как ваша сущность влияет


на каждое взаимозависимое взаимодействие, поможет вам направлять свои усилия


последовательно и в гармонии с естественными законами развития.


Навык 7 – это навык обновления – регулярного, сбалансированного обновления


четырех основных измерений жизни. Он связывает и объединяет все остальные навыки. Это


– навык постоянного совершенствования, который создает восходящую спираль роста,


поднимающую вас на новые уровни понимания и применения каждого из навыков по мере


их освоения.


Диаграмма на следующей странице – наглядное изображение последовательности и


взаимосвязи Семи Навыков. Она будет постоянно использоваться нами по мере раскрытия


как последовательных связей между навыками, так и их синергии – того, как,

 

 


"Парадигма семи навыков"


 


взаимодействуя, они придают друг другу новые, более четкие формы, что дополнительно


увеличивает их ценность. Каждая концепция или навык по мере появления в книге будет


выделяться в диаграмме.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Семь Навыков – это навыки эффективности. Базируясь на принципах, они приносят


наилучшие из возможных долгосрочные результаты. Они становятся основой характера,


средоточием точных карт, с помощью которых человек может эффективно разрешать


проблемы, наращивать возможности и постоянно открывать и встраивать в восходящую


спираль роста новые принципы.


Они являются навыками эффективности еще и потому,


что основаны на парадигме эффективности, которая находится в гармонии с


естественным законом, с принципом, который я называю "Р/РС-балансом", – принципом


настолько твердым, что многие люди о него разбиваются. Этот принцип легко понять,


вспомнив басню Эзопа о гусыне и золотых яйцах.


Эта басня повествует о том, как бедный крестьянин в один прекрасный день


обнаруживает в гнезде своей любимой гусыни сверкающее золотое яйцо. Сначала он решает,


что это чья-то шутка. Однако, прежде чем выбросить яйцо, он одумывается и решает отнести


его к ювелиру, чтобы проверить.


Оказывается, что яйцо из чистого золота! Крестьянин даже не может поверить в свою


удачу. Еще более изумляется он на следующий день, когда все, что было вчера, повторяется.


Отныне каждое утро, едва открыв глаза, крестьянин спешит к гусыне и находит очередное


золотое яйцо. Он становится неимоверно богатым. Все происходит точно в сказочном сне.


Однако вместе с богатством приходят алчность и нетерпение. Крестьянин уже не


может ждать по целому дню, чтобы получить очередное свое золотое яйцо. Он решает убить


гусыню и добыть все яйца разом. Но когда он разрезает живот гусыни, внутри него


оказывается пусто. Нет больше золотых яиц, и нет больше возможности получать их в бу-


дущем. Крестьянин убил гусыню, несшую золотые яйца.


Я бы сказал, что основой этой басни является естественный закон, принцип, основное


определение эффективности. Большинство людей видит эффективность, исходя из пара-


дигмы золотого яйца: чем больше ты производишь, чем больше делаешь, тем выше твоя


эффективность.


Но, как показывает эта басня, истинная эффективность есть функция двух элементов:


полученного результата (золотых яиц) и ресурсов и средств, позволяющих его получить


(гусыня).


Если вы примите такую модель поведения, которая сосредоточивается на золотых


яйцах и пренебрегает гусыней, то вскоре вы останетесь без ресурсов, производящих золотые


яйца. С другой стороны, если вы будете заботиться только о гусыне, забыв про золотые яйца,


то скоро вы не сможете прокормить себя и гусыню.


Эффективность заключается в балансе – в том, что я называю "Р/РС балансом". "Р" –


это желаемый результат, золотые яйца. "РС" – это ресурсы и средства, производящие


золотые яйца.


ТРИ ТИПА РЕСУРСОВ


Существует три основных типа ресурсов: физические, финансовые и человеческие.


Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.


Несколько лет назад я приобрел физический ресурс – электрическую газонокосилку. Я


 


постоянно пользовался ей, ничего не делая для поддержания ее работоспособности Косилка


проработала два сезона, после чего стала давать сбои и сломалась Когда же я попытался


"оживить" ее, проведя полное техническое обслуживание и заточив ножи, оказалось, что


мотор утратил половину своей изначальной мощности. Косилка стала практически


непригодной.


Если бы я инвестировал в ресурсы и средства (РС) – в то, чтобы подольше сохранить,


поддержать работоспособность косилки, – я бы и по сей день наслаждался получаемым


результатом (Р) – подстриженным газоном. Вместо этого мне пришлось израсходовать на


замену газонокосилки гораздо больше времени и денег, чем я потратил бы на ее


своевременное техническое обслуживание в течение всего длительного срока ее жизни. Мои


действия оказались неэффективными.


Стремясь к быстрой отдаче или мгновенным результатам,


мы часто разрушаем дорогие физические ресурсы – автомобиль, компьютер,


стиральную машину, даже собственное тело и окружающую среду. Поддержание баланса


между Р и РС позволяет сделать использование физических ресурсов гораздо более


эффективным.


Такое же сильное влияние Р/РС-баланс оказывает на эффективность использования


финансовых ресурсов. Как часто люди путают капитал с дивидендами! Вам приходилось


когда-нибудь покушаться на свой основной капитал, с тем чтобы поднять свой уровень


жизни, получить больше золотых яиц? Уменьшающийся капитал имеет уменьшающуюся


возможность производить дивиденды или доход. И вот истощенный капитал все тает и тает,


и наконец его не хватает даже на покрытие насущных потребностей.


Нашим наиважнейшим финансовым ресурсом является наша собственная способность


зарабатывать деньги. Если мы не инвестируем постоянно в улучшение наших собственных


РС, мы крайне ограничиваем свои возможности. Мы заперты в рамках текущей ситуации, мы


испытываем сильнейшее беспокойство по поводу того, что думают о нас наша корпорация


или наш босс, мы экономически зависимы и все время вынуждены защищаться. Опять-таки


это неэффективно.


Для человеческих ресурсов Р/РС-баланс имеет столь же фундаментальное значение. Он


даже более важен, поскольку именно человек управляет физическими и финансовыми


ресурсами.


Если двое людей, состоящих в браке, в большей степени пекутся о добывании для себя


золотых яиц, нежели о поддержании тех отношений, благодаря которым такое возможно,


они часто становятся бесчувственными и невнимательными, пренебрегают проявлениями


доброты и знаками внимания, столь необходимыми для создания глубоких отношений. Они


начинают манипулировать друг другом, концентрироваться только на своих собственных


нуждах, отстаивать свою позицию и выискивать наглядные примеры неправоты своего


партнера. Любовь, красота, нежность и непосредственность – все это начинает меркнуть.


Гусыня чахнет день ото дня.


А что можно сказать об отношениях родителей и детей? Когда дети малы, они очень


зависимы, очень беззащитны. И так легко пренебречь развитием РС – обучением ребенка,


общением с ним, слушанием и пониманием его. Гораздо проще воспользоваться своим


положением и управлять ребенком, чтобы заставить его делать то, что вы хотите, и так, как


вы хотите, и делать это немедленно. Вы больше, вы умнее, и вы правы! Почему же просто не


сказать детям, что они должны делать? Если надо, то можно и прикрикнуть на них,


припугнуть, настоять на своем.


А еще можно детям во всем потакать. Польстившись на золотые яйца популярности,


детям можно угождать и все им разрешать. Тогда они вырастут недисциплинированными,


 


неответственными, лишенными внутренних критериев поведения.


Любой из этих подходов – авторитарный или все дозволяющий – говорит о том, что у


вас менталитет золотого яйца. Вы хотите руководить либо хотите нравиться. Но что же в это


время происходит с нашей гусыней? Каким чувством ответственности, какой


самодисциплиной, уверенностью в способности сделать правильный выбор или достичь


важную цель будет обладать ваш ребенок несколько лет спустя? А как насчет ваших с ним


отношений? Достигнув трудного подросткового возраста, поры кризиса личности, будет ли


его опыт взаимоотношений с вами говорить ему, что вы будете его слушать без осуждения,


что вы по-настоящему глубоко его любите и цените как личность, что вам во всем можно


довериться? Будут ли ваши с ним отношения достаточно прочны, чтобы вы могли


достучаться до него, общаться с ним, влиять на него?


Предположим, вы хотите, чтобы ваша дочь убрала в


своей комнате – это есть Р, результат, золотое яйцо. Ваша дочь – та гусыня, тот ресурс,


который это золотое яйцо производит.


Если Р и РС находятся в балансе, то ваша дочь уберет в комнате с радостью и без


всякого напоминания, поскольку она считает это своей обязанностью, а ее внутренняя


дисциплинированность побуждает ее свои обязанности выполнять. Ваша дочь – ценный


ресурс. Она – гусыня, способная нести золотые яйца.


Однако если ваша парадигма сконцентрирована на результате, на том, чтобы комната


была убрана, то вы будете ворчать на свою дочь, добиваясь выполнения этой работы.


Возможно, вы даже дойдете до угроз и крика и, стремясь получить золотое яйцо, нанесете


ущерб здоровью и благосостоянию гусыни.


Я хочу поделиться с вами любопытным примером, связанным с РС, который я


почерпнул из своих взаимоотношений с одной из дочерей. Мы планировали провести с ней


вдвоем вечер, что я с удовольствием регулярно делаю с каждым из моих детей. Мы


обнаружили, что ожидание этого совместного времяпровождения приносит столько же


удовольствия, как и оно само.


Так вот, я подошел к дочери и сказал:


— Солнышко, сегодняшний вечер – твой. Чем бы ты хотела заняться?


— Пап, да ладно. Это совсем не обязательно, – ответила она.


— И все же, – упорствовал я, – чем бы ты хотела заняться?


– Видишь ли, – сказала она после некоторого раздумья, – ты не захочешь заниматься


тем, чем хочу заниматься я.


– Да нет же, дорогая, – искренне воскликнул я, – я хочу выполнить твое желание! Что


бы это ни было – это твой выбор.


— Я хочу пойти в кино на "Звездные войны", – сказала она. – Но я знаю, что ты


"Звездных войн" не любишь. Тебе не нравятся эти фантастические фильмы. Ты на таких


фильмах засыпаешь. Так что, пап, это совсем не обязательно.


— Ничего, солнышко, если ты этого хочешь, то и я тоже этого хочу.


– Папа, не волнуйся! Ведь совсем не обязательно каждый раз устраивать эти


совместные прогулки! – Тут она смолкла и, помолчав, сказала: – А знаешь, почему ты не


любишь "Звездные войны"? Потому что не понимаешь философии и смысла тренировок


рыцарей-джедай.


— Что-что?


— Вспомни, чему ты учишь людей, папа! Вот и рыцарей- джедай обучают тому же.


 


– Правда? Немедленно идем смотреть "Звездные воины"!


И мы пошли. Она села рядом со мной и объяснила мне свою парадигму. Я стал ее


учеником. Это было восхитительно! Благодаря новой парадигме я смог увидеть, как


философия обучения рыцарей-джедай проявляется в различных ситуациях.


Полученный результат (Р) не был запланированным; он явился неожиданным плодом


инвестирования в ресурсы и средства (РС). Этот результат оказался сплачивающим и очень


приятным. Мы получили удовольствие от золотых яиц, а гусыня – качество наших


отношений – была хорошо накормлена.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...