Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы менеджмента




В настоящее время основными принципами менеджмента являются:
Научность - построение системы управления и всей ее деятельности на строго научных основах.
Системность и комплексность - изучение объекта управления и управляющей системы как единого целого. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза при принятии управленческих решений. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управленческой деятельности, всей управляющей системы, учет всех направлений и свойств.
Централизация и децентрализация - централизация обеспечивает жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости и повышению адаптивных возможностей системы. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга.
Пропорциональность – обеспечение взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Например, рост и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта управления. Уровень этого соответствия может быть определен системой количественных и качественных показателей.
Единоначалие - каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя.
Единство распорядительства - установление четкой персональной закрепленности полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем. Это позволяет избежать конфликтов распорядительства, когда разные руководители пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.
Коллегиальность - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно при тесном и активном участии опытных и квалифицированных специалистов, что способствует всестороннему комплексному рассмотрению обсуждаемой проблемы.
Конечная ответственность - менеджер может делегировать полномочия по решению отдельных задач своим подчиненным, но тем не менее он по-прежнему несет всю ответственность за надлежащее выполнение поставленных задач. Руководитель от-дела отвечает за выполнение всех задач, возложенных на его подразделение, руководитель организации - за достижение ее целей. Для всех должностных лиц в организации устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ, поэтому ответственность за принятые решения несет персонально руководитель.
Соотнесение объема власти и ответственности - делегирование ответственности за достижение какой-либо цели должно сопровождаться передачей власти по распоряжению всеми необходимыми ресурсами.
Прямой канал передачи распоряжении - информация и распоряжения должны передаваться точно и без пропуска каких-либо звеньев в этой цепочке. Восходящие коммуникационные связи должны проходить через непосредственного руководителя, и ни одно звено цепи не должно быть пропущено.
Обратная связь - любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является импульсом для управляющей подсистемы, направленным на поддержание системы в ее заданном состоянии.

Научные школы в менеджменте в первой половине 19-го, начале 20-го

Имеются различные ШМ:

1) Научного менеджмента (Ф. Тейлор, Френк и Лилиан Гилберт, Г. Ганнт)

- Использование анализа для определения лучших способов решения задач

- Обеспечениеработников ресурсами

- Систематическое использование материального стимулирования

- Отбор работников и их обучение

Принципы:

- Соотношение времени и задач: результат необходимо достигать к определенному времени

- Нормирование: любой труд можно структурировать и измерить

- Вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность

- Систематический отбор и обучение кадров

Формула: ТЕХНОЛОГИЯ + ХРОНОМЕТРАЖ + МАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ = РОСТ ЭФФЕКТИВ. ПР-ВА

2) Классическая или административная школа (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. Вебер)

- Развитие принципов управления

- Развитие функций управления

- Систематизированный подход к управлению всей организацией

Функции менеджмента по Файолю:

- Предвидение (планирование)

- Организация

- Распорядительство

- Согласование

- Контроль

Целью данной школы было создание универсальных принципов управления.

Принципы управления – основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля принцип – это маяк.

3) Школа человеческих отношений (М.П. Фоллет, Э. Мэйо)

4) Школа поведенческих наук (Д. Мак-Грегор, А. Маслоу)

 

Научные концепции в менеджменте после Второй Мировой.

После второй мировой войны возникло множество концепций, они называются подходами:

- Количественный подход (с 1950 г.) – применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники

- Процессный (с 1920) – рассмотрение управления как процесса, т.е серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

- Системный (с 1950) – взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации

- Ситуационный (с 1970) – выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды

Количественный подход. (Школа науки управления)

Ключевая характеристика: замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями

Процессный подход

Согласно этой концепции управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия – управленческие функции.

Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс.

Системный подход

Система – совокупность взаимосвязанных элементов

Существуют 2 типа систем:

Закрытая – имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимо от среды окружающей систему.

Открытая – характеризуется взаимодействием с внешней средой, через проницаемые границы системы.

Ситуационный подход

Центральный момент: ситуация – конкретный набор обстоятельств, который влияет на организацию в данный момент времени. Ситуация определяет, какие методы и инструменты менеджмента использовать и какие качества, черты, навыки нужно в данный момент менеджеру.

Ситуационный подход (ситуационное мышление) предполагает, что менеджер владеет определенным набором навыков и инструментов, умеет правильно разобраться в ситуации и увязать конкретные методы и приемы менеджмента с конкретной ситуацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...