Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа поведенческих наук (Д. Мак-Грегор)




Примерно с 50-х годов, стала называться бихевиористская школа. Главной целью было оказание помощи работнику в создании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышения эффективности организации за счет увеличения эффективности ее человеческих ресурсов. Д. Макгриор, А. Маслоу (пирамида) изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивацию, характер власти и авторитета, организационные структуры, коммуникации в органах, лидерства и другие исследования способствовали возникновению в 60-х особой управленческой функции «управление персоналом».

В соответствии с теориями «X» и «У» Мак-Грегора существует два типа управления, отражающих два типа работников или, вернее, два типа отношения к работникам благодаря тому, что «в джунглях управленческой теории» он выделил две хорошо узнаваемые и принципиально различные модели в американском менеджменте: теорию «X» и теорию «У». Первую модель он идентифицировал с положениями классической школы, вторую — с положениями школы человеческих отношений. Основные различия указанных моделей видел:
• во взглядах на природу человека, выступающего объектом управления: в первом случае — пассивное, ленивое, нетворческое существо; во втором — активное, заинтересованное, стремящееся к ответственности и творческое существо;
• в представлениях о способах и методах управления: в первом случае — жесткое разделение труда, программирование деятельности, усиленный внешний контроль со стороны управляющих и иерархия; во втором — насыщение исполнительной деятельности интеллектуальными функциями, акцент на самоорганизацию, самоконтроль и стимулирование мотивации, привлечение работников к подготовке решений.
Первую концепцию Мак-Грегор рассматривал как ненаучную и несоответствующую природе человека, а вторую — как научно обоснованную.

 

 

Концепции в менеджменте

После второй мировой войны возникло множество концепций, они называются подходами:

- Количественный подход (с 1950 г.) – применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники

- Процессный (с 1920) – рассмотрение управления как процесса, т.е серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

- Системный (с 1950) – взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации

- Ситуационный (с 1970) – выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды

Количественный подход. (Школа науки управления)

Ключевая характеристика: замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями

Процессный подход

Согласно этой концепции управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия – управленческие функции.

Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс.

Системный подход

Система – совокупность взаимосвязанных элементов

Существуют 2 типа систем:

Закрытая – имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимо от среды окружающей систему.

Открытая – характеризуется взаимодействием с внешней средой, через проницаемые границы системы.

Ситуационный подход

Центральный момент: ситуация – конкретный набор обстоятельств, который влияет на организацию в данный момент времени. Ситуация определяет, какие методы и инструменты менеджмента использовать и какие качества, черты, навыки нужно в данный момент менеджеру.

Ситуационный подход (ситуационное мышление) предполагает, что менеджер владеет определенным набором навыков и инструментов, умеет правильно разобраться в ситуации и увязать конкретные методы и приемы менеджмента с конкретной ситуацией.

Понятие и основные виды коллективов

Группа – совок-ть лиц, объед-х в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств, выступающая по отнош к др гр. как единое целое.

Коллектив – это группа людей, объединенных интересами, идеями и единой целью. Это гр людей, признающих др.друга, придерживающихся общих культурных традиций, норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.

Признаки коллектива:

- наличие у всех участников общей цели, ради достижения которой они объединились

- психологическое признание его участниками др.друга и отождествление себя с группой

- практическое взаимодействие людей

- наличие опред культуры, общие ценности, нормы и правила поведения, традиции…

- наличие достаточно четко выраженной структуры (функциональной, политической, социально-психологич, поведенческой, мотивационной и др.)

Объединение людей в коллектив позволяет:

- удовлетворить потребности в общении

- получить необх помощь и поддержку

- активизировать трудовую деятельность

- сделать работу, кот нельзя выполнить в одиночку

Виды коолективов:

1. по составу: однородные и разнородные (эти хар-ки могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию)

2. по правовому положению: официальные – юридически зарегистрированы, неофициальные.

3. по предопределенности внутренних связей: формальные и неформальные

4. по сроками существования: временные и постоянные

5. по способам комплектования: добровольные и принудительные

6. в соответствии с функциями: коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (инструментальные кол-вы: производственные, научные, педагогические), и ориентированные на общение.

7. по размерам: малые и большие

8. по способу управления: управляемые и самоуправляемые

Разновидностью кол-ва является команда - характеризуется

Содержание понятия организация и ее основные признаки

Организация – совокупность людей, образующих коллектив и условий их деятельности. Она представляет собой единство функций (осн задач, котор она решает для достижения целей) и структуры (частей, находящихся в опред соотношении и взаимодействии).

Признаки организации:

1. наличие цели – официально провозглашенная цель придает смысл существованию орг-ции, конкретную направленность деятельности участников, объединяет и сплачивает их.

2. обособленность – предполагающая замкнутость процессов и границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы м.б. материальными и нематериальн.

3. разделение труда на составляющие компоненты, выполняемые разными людьми

4.наличие связей между отд элементами, обеспечивающие их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, тенологич, управленч, информацион, социальными и др.

5. саморегулирование – предполагает возможность в опред рамках самостоят решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Она осуществляется внутренним центром, координирующим интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной орг-ции центров м.б. несколько. Но 1 из них всегда будет выполнять ф-ии главного.

6. организационнная культура – совок-ть установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, кот-е определяют хар-р взаимоотношений и направленность поведения людей.

Любая орг-я обладает опред структурой - особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных элементов. Структура может быть:

1.Техническая (совокупность материальных эл-тов орг-ции – помещения, оборудование, условия труда, технологии и тп)

2.Социальная (совокупность участников, формальных и неформ групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и др)

3.Социотехническая (сов-ть рабочих мест)

Структура предает организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешн и внутр воздействий. Устойчивость достигается за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности участников и их постоянной готовности к изменениям.

Период существования орг-ции – жизненный цикл:

1.Зарождение

2.рост и занятие опред места в соответствующей среде

3.поиск новых направлений и форм деятельности одновременно с развитием совершенствованием существующих

4.зрелость – когда огр-я прочно стоит на ногах и часто не стремится к расширению и к совершенствованию

5.завершение деятельности.

Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства, срок сущесьвования организации органичен – 30-40 лет и под воздействием НТР имеет тенденцию к сокращению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...