Школа поведенческих наук (Д. Мак-Грегор)
Примерно с 50-х годов, стала называться бихевиористская школа. Главной целью было оказание помощи работнику в создании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышения эффективности организации за счет увеличения эффективности ее человеческих ресурсов. Д. Макгриор, А. Маслоу (пирамида) изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивацию, характер власти и авторитета, организационные структуры, коммуникации в органах, лидерства и другие исследования способствовали возникновению в 60-х особой управленческой функции «управление персоналом». В соответствии с теориями «X» и «У» Мак-Грегора существует два типа управления, отражающих два типа работников или, вернее, два типа отношения к работникам благодаря тому, что «в джунглях управленческой теории» он выделил две хорошо узнаваемые и принципиально различные модели в американском менеджменте: теорию «X» и теорию «У». Первую модель он идентифицировал с положениями классической школы, вторую — с положениями школы человеческих отношений. Основные различия указанных моделей видел:
Концепции в менеджменте После второй мировой войны возникло множество концепций, они называются подходами: - Количественный подход (с 1950 г.) – применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники - Процессный (с 1920) – рассмотрение управления как процесса, т.е серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) - Системный (с 1950) – взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации - Ситуационный (с 1970) – выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды Количественный подход. (Школа науки управления) Ключевая характеристика: замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями Процессный подход Согласно этой концепции управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия – управленческие функции. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс. Системный подход Система – совокупность взаимосвязанных элементов Существуют 2 типа систем: Закрытая – имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимо от среды окружающей систему. Открытая – характеризуется взаимодействием с внешней средой, через проницаемые границы системы. Ситуационный подход Центральный момент: ситуация – конкретный набор обстоятельств, который влияет на организацию в данный момент времени. Ситуация определяет, какие методы и инструменты менеджмента использовать и какие качества, черты, навыки нужно в данный момент менеджеру. Ситуационный подход (ситуационное мышление) предполагает, что менеджер владеет определенным набором навыков и инструментов, умеет правильно разобраться в ситуации и увязать конкретные методы и приемы менеджмента с конкретной ситуацией.
Понятие и основные виды коллективов Группа – совок-ть лиц, объед-х в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств, выступающая по отнош к др гр. как единое целое. Коллектив – это группа людей, объединенных интересами, идеями и единой целью. Это гр людей, признающих др.друга, придерживающихся общих культурных традиций, норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения. Признаки коллектива: - наличие у всех участников общей цели, ради достижения которой они объединились - психологическое признание его участниками др.друга и отождествление себя с группой - практическое взаимодействие людей - наличие опред культуры, общие ценности, нормы и правила поведения, традиции… - наличие достаточно четко выраженной структуры (функциональной, политической, социально-психологич, поведенческой, мотивационной и др.) Объединение людей в коллектив позволяет: - удовлетворить потребности в общении - получить необх помощь и поддержку - активизировать трудовую деятельность - сделать работу, кот нельзя выполнить в одиночку Виды коолективов: 1. по составу: однородные и разнородные (эти хар-ки могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию) 2. по правовому положению: официальные – юридически зарегистрированы, неофициальные. 3. по предопределенности внутренних связей: формальные и неформальные 4. по сроками существования: временные и постоянные 5. по способам комплектования: добровольные и принудительные 6. в соответствии с функциями: коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (инструментальные кол-вы: производственные, научные, педагогические), и ориентированные на общение. 7. по размерам: малые и большие 8. по способу управления: управляемые и самоуправляемые Разновидностью кол-ва является команда - характеризуется Содержание понятия организация и ее основные признаки Организация – совокупность людей, образующих коллектив и условий их деятельности. Она представляет собой единство функций (осн задач, котор она решает для достижения целей) и структуры (частей, находящихся в опред соотношении и взаимодействии).
Признаки организации: 1. наличие цели – официально провозглашенная цель придает смысл существованию орг-ции, конкретную направленность деятельности участников, объединяет и сплачивает их. 2. обособленность – предполагающая замкнутость процессов и границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы м.б. материальными и нематериальн. 3. разделение труда на составляющие компоненты, выполняемые разными людьми 4.наличие связей между отд элементами, обеспечивающие их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, тенологич, управленч, информацион, социальными и др. 5. саморегулирование – предполагает возможность в опред рамках самостоят решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Она осуществляется внутренним центром, координирующим интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной орг-ции центров м.б. несколько. Но 1 из них всегда будет выполнять ф-ии главного. 6. организационнная культура – совок-ть установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, кот-е определяют хар-р взаимоотношений и направленность поведения людей. Любая орг-я обладает опред структурой - особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных элементов. Структура может быть: 1.Техническая (совокупность материальных эл-тов орг-ции – помещения, оборудование, условия труда, технологии и тп) 2.Социальная (совокупность участников, формальных и неформ групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и др) 3.Социотехническая (сов-ть рабочих мест) Структура предает организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешн и внутр воздействий. Устойчивость достигается за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности участников и их постоянной готовности к изменениям. Период существования орг-ции – жизненный цикл: 1.Зарождение 2.рост и занятие опред места в соответствующей среде 3.поиск новых направлений и форм деятельности одновременно с развитием совершенствованием существующих 4.зрелость – когда огр-я прочно стоит на ногах и часто не стремится к расширению и к совершенствованию 5.завершение деятельности. Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства, срок сущесьвования организации органичен – 30-40 лет и под воздействием НТР имеет тенденцию к сокращению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|