III. Изучение нового материала.
На заранее подготовленных листах дети рисуют фломастерами свою семью. Затем все листы помещают на доску. 1. Б е с е д а. – Каждый из вас живет в семье. Если всех членов ваших семей собрать в одном кабинете, собралось бы очень много народа. Что же такое народ? – Народ объединяет язык, национальные традиции, фольклор. А что объединяет семью? Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей. – Семья и народ – это часть общества. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества. – Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов? – На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. При этом государств на Земле более 200. Учитель предлагает обратить внимание на карту мира. – Как определить территорию каждого государства? – Почему на карте в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город? – В любой стране есть глава государства. Кто глава нашего государства? – Кто еще может быть главой государства? 2. Р а б о т а с т а б л и ц е й у ч е б н и к а (с. 19). – Каждое государство имеет символы: флаг, герб, гимн. – Рассмотрите флаг и герб (с. 18). Какой стране они принадлежат? – Торжественная песня каждого государства – гимн. Его слушают стоя. Слова гимна должен знать каждый гражданин государства. Учитель предлагает послушать Гимн России. – Кого называют гражданином? Прочитайте текст (с. 18). IV. Групповая работа. Класс делится на группы. Каждой группе выдается лист с изображением человека.
– Мы не знаем, в какой стране живет этот человек. Подумайте: какими качествами характера он должен обладать, живя на Земле? Дети выполняют задание. Зачитывают ответы. В ы в о д. Если все люди будут добрыми, умными, смелыми, сильными, честными и т. д., то на Земле исчезнут ссоры, войны. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. V. Итог урока. – Прочитайте вывод на с. 20. & Домашнее задание: прочитать текст (с. 16–21); выполнить задания 1, 2 (с. 21).
У р о к 4 Цели: дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь. О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи» (с. 25). Ход урока I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Каково значение человека на Земле? – Сколько народов живет на Земле? – Сколько государств на Земле? – Какую символику имеет каждое государство? II. Введение в тему урока. Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! – Почему необходимо беречь Землю? – Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом. III. Изучение нового материала. 1. Ч т о и з у ч а е т э к о л о г и я? – Как вы понимаете слово «экология»? – Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить. Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.
Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред. 2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. – Прочитать и подумать, какая история произошла с комарами и кошками (с. 22). – Очень показателен пример Китая, где решили избавиться от воробьев, но не учли, что птицы в разные периоды могут приносить пользу и вред человеку. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают огромное количество насекомых: жука-долгоносика, гусениц. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение насекомых-вредителей, которые стали наносить большой ущерб урожаю зерновых. 3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по рабочей тетради. 1. З а д а н и е 1 (с. 10) – по схеме рассказать о влиянии человека на природу. 2. З а д а н и е 6 (с. 5) – по схеме рассказать о роли природы в жизни человека. IV. Итог урока. – Какое значение для живых организмов имеет экология? Все, все на свете нам нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд: Кто делает мед и кто делает яд: Плохие дела у кошки без мышки. У мышки без кошки не лучше делишки. И если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. & Домашнее задание: прочитать текст (с. 22–26); выполнить задания 1, 2 (с. 26). У р о к 5 Цели: познакомить учащихся с влиянием человека на природу, с Красной книгой; воспитывать любовь к природе; учить правильному поведению в природе. О б о р у д о в а н и е: карточки с изображением живой и неживой природы. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|