Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Изучение нового материала.




1. Р а с с к а з у ч и т е л я «Опыление растений».

– Существование цветковых растений зависит от насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок и обеспечивают образование плодов. Многие растения выработали специальные приспособления для привлечения насекомых. Именно для этого нужны яркие венчики цветков, причем на лепестках может быть узор, не видимый человеческому глазу, но заметный для насекомых. Как правило, линии и пятна на лепестках указывают на источник нектара.

Нектарники в цветках выделяют сладкую жидкость, но расположены они обычно в глубине цветка, так что насекомые, пытающиеся добраться до нектара, неминуемо заденут пыльники и перенесут пыльцу на другой цветок.

Не всем цветковым растениям для опыления и размножения нужны насекомые. Пыльца может переноситься ветром, как это происходит у лещины (показать растения из гербария).

Ее сережки – едва ли не первые цветы в Европейской части России. Они распускаются, когда на деревьях еще не появились листья и пыльца может беспрепятственно летать по лесу. Хвойные растения тоже опыляются ветром.

В жизни папоротников, хвощей, мхов и водорослей – споровых растений – важную роль в размножении играет вода. У этих растений не бывает цветков, а таинственный цветок папоротника, который расцветает над зарытым кладом, – просто легенда.

2. Б е с е д а «Распространение семян».

– После опыления на месте цветка образуется завязь, из которой со временем вырастает плод. Проходит еще время, и внутри плодов созревают семена.

– А теперь подумаем: как же распространяются семена? Плоды растений – настоящие путешественники.

– Рассмотрите коллекцию семян липы, клена, березы, одуванчика. Как вы думаете: как путешествуют эти плоды?

– А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются?

– Как вы думаете, для чего плодам необходимо путешествовать?

3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 81–82).

1) Рассмотрите плоды растений на иллюстрации. Подумайте: с чьей помощью они путешествуют?

2) Прочитайте текст. Какое значение для растений имеет такой способ распространения семян?

IV. Итог урока.

– Как размножается большая часть растений?

& Домашнее задание: прочитать статью (с. 80–82); ответить на вопросы (с. 83).

 

У р о к 19
как развивается растение

Цели: обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; формировать представления о развитии растений из семени.

О б о р у д о в а н и е: коллекция семян на разной стадии пророста.

Ход урока

Опыт по проращиванию семян может быть заложен учащимися дома (или в классе).

I. Введение в тему.

Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д «Части растений».

1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (Плод.)

2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель.)

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень.)

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья.)

5. Части растения, которые находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок.)

– Рассмотрите таблицу «Части растений». Покажите на ней все части растений.

– Подумайте, можно ли выделить какую-нибудь самую важную часть растения. Почему?

– Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?

– Расскажите, что вы знаете о семени.

II. Рассматривание проросших семян.

З а д а н и я. Разложите проростки в той последовательности, в какой происходит развитие растения.

– Сравните проростки между собой.

– Можно ли найти у проростков известные нам части растений?

– Что появляется первым при прорастании семян? Почему?

– Как развивается растение дальше?

– Прочитайте текст (с. 82) со второго абзаца.

– Правильные ли мы сделали умозаключения?

– Семя – это живое или неживое тело? Почему?

– Семена обычно хранят в пакетиках. Почему они не прорастают?

III. Условия прорастания семян.

Б е с е д а. Расскажите, как вы закладывали семена на прорастание.

– Какие условия необходимы?

– Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.

Весной почва согретая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...