III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Пищевая сеть дубового леса». – Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. – Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.) – Каких животных заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.) Учитель крепит на дуб изображения этих животных. – Кто охотится на этих животных? – Объедините их в цепь питания: – Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их. – А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.) – Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть. – Что же произойдет, если дуб срубят? Ч т е н и е т е к с т а (с. 100). – Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое. 2. Э к о л о г и ч е с к а я п и р а м и д а. – Отгадайте з а г а д к и: 1. В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь.) 2. Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (Мышь.) 3. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать летит в дупло. (Сова.) Учитель выставляет н а д о с к е к а р т о ч к и: – Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.) – И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей! Получилась экологическая пирамида. – Рассмотрите рисунок (с. 103). IV. Закрепление.
Р а б о т а в г р у п п а х. – Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса. V. Итог урока. – Что такое пищевая сеть? – Что такое экологическая пирамида? – Прочитайте вывод (с. 104). & Домашнее задание: прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200). У р о к 24 Цели: познакомить с размножением и развитием животных (насекомые, рыбы, земноводные); воспитывать бережное отношение к детенышам животных. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. В о п р о с ы: – Какие животные обитают в дубовом лесу? – Как они связаны с дубом? – Что такое сеть питания? – Что такое экологическая пирамида? 2. З а с л у ш и в а н и е с о о б щ е н и й о жуке-олене, о белках, о кабанах. Рассказы сопровождаются демонстрацией и описанием цепей питания каждого животного. II. Введение в тему урока. – Сегодня мы продолжаем знакомство с жизнью животных и узнаем, как размножаются и развиваются насекомые, рыбы и земноводные. С размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки. ЗОРЬКА Всю зиму висят в укромных местах на деревьях и кустарниках зеленые куколки. Но вот пригрело теплое майское солнышко, оболочка у них лопнула, и появились похожие на огоньки небольшие бабочки. Они красивые: белые, с ярко-оранжевыми кончиками передних крыльев. «Скоро будет веселое и яркое лето!» – извещают бабочки всех, кто им встретится. «Раз летает Зорька, значит, кончается весна и начинается лето красное», – улыбается белогрудая Сорока. Примета такая. Словно живой огонек, сверкает бабочка над цветами в самом начале лета, на зорьке. Потому так и назвали бабочку. В. Зотов – Как появляются зорьки? Учитель вывешивает на доске с х е м у «Развитие бабочки»: Яйцо ® личинка ® куколка ® бабочка
– Но не у всех насекомых бывает куколка. Изучите развитие кузнечика по рисунку в учебнике (с. 105). III. Изучение нового материала. 1. Р а з в и т и е з е м н о в о д н ы х и р ы б. З а д а н и я. – Рассмотрите рисунок на с. 107. – Кого из животных вы узнали? – Что вас заинтересовало? – Что это за красноватые пузырьки вокруг водорослей? – Расскажите, что вы знаете о развитии рыб. – Знаете ли вы о развитии жаб и лягушек? 2. Ч т е н и е т е к с т а на с. 106–107. – Расскажите, как размножаются и развиваются рыбы и земноводные. IV. Итог урока. – У всех ли животных появляется на свет потомство, внешне похожее на родителей? & Домашнее задание: прочитать текст (с. 105–107).
У р о к 25 Цели: познакомить учащихся с размножением и развитием птиц и зверей; развивать мышление, учить сравнивать. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|