III. Изучение нового материала.
1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а? – Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. По своему внешнему виду они напоминают почву, но в них нет питательных веществ, необходимых растениям. И все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий из их остатков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. 2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 68). З а д а н и я. – Прочитайте текст. Как образуется почва? – Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте. – Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могли бы прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение. Н а д о с к е: Какие бывают почвы: серые лесные подзолистые черноземы каштановые солонцы красноземы сероземы – Почвенные слои можно увидеть на обрывистом берегу реки или на крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений, по форме и величине комочков.
3. Р а з р у ш е н и е п о ч в ы. Н а д о с к е п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля лелеет». – Поясните смысл второй пословицы. – Как человек лелеет землю? – А как человек может погубить землю своей неправильной деятельностью? – Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68). – Задайте вопросы соседу по парте. – Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва многого «боится». Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородный слой. Почва «боится» ядохимикатов. Если их больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерий. Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет. IV. Итог урока. – Что такое почва? – Почему почву надо охранять? & Домашнее задание: в рабочей тетради задание 3, с. 28.
У р о к 16 Цели: познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности. О б о р у д о в а н и е: гербарий, таблицы по систематике растений. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Т е с т «Почвы». 1. Выберите правильное определение почвы: а) верхний слой земли, где есть песок и глина; б) верхний плодородный слой земли; в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? а) песок; б) глина; в) перегной. 3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов? а) соли; б) воздух; в) вода. 4. Что используют растения для питания? а) перегной; б) соли; в) воду. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
а) песок; б) глина; в) перегной. 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет? а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву. 7. Какое утверждение верно? а) Если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие. б) При внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности. II. Сообщение темы урока. – Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.) – На какие царства ученые-биологи делят живую природу? Н а д о с к е т а б л и ц а: – Сегодня мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|