Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание. - Какие звуки передают шуршание? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Товари.., молодё.., ланды.., скрипа.., помо.., кирпи.., пла.., гра.., ве... 2. Фронтальная работа - Догадайтесь о ком, или о чём идёт речь, и запишите эти слова, разделив их на две группы. • Часть суток с вечера до утра (ночь). • Приспособление, с помощью которого открывают замок (ключ). • Друг Карлсона (Малыш). • Сооружение из кирпича для отопления дома (печь). • Растение на болоте (камыш). • Друг всегда готов прийти на... (помощь). • Бывает устная и письменная... (речь). • Суп со свёклой и с другими овощами (борщ). • Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёж). • Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь). - Расскажите правило о правописании существительных с шипящим на конце. IV. Самоопределение к деятельности - Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на две группы. Но.., лу.., камы.., до... - Какие группы у вас получились? По какому признаку вы разделили слова? (1) Ночь, дочь; 2) камыш, луч. В первой группе слова женского рода с шипящим на конце. Во второй группе — мужского рода с шипящим на конце.) - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 57 (с. 33). - Прочитайте слова. — Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак? — Определите род имён существительных. — Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте одушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание. — Прочитайте неодушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание. Упр. 58 (с. 33). — Прочитайте стихотворение. — Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение? — Выполните задания. (Проверка.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 59 (с. 34). — Прочитайте слова. — Объясните правописание слов с орфограммами. — Разделите слова на четыре группы. — Выполните задание. — Прочитайте слова по группам. — По какому признаку вы распределили слова? (Слова с мягким знаком — показателем мягкости, слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твёрдым знаком, имена существительные женского рода с шипящим на конце.) Упр. 61 (с. 34). (Работа в парах. Проверка.) 2. Объяснительно-предупредительный диктант Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч. VIII. Рефлексия — Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход. (Карандаш.) А что было! А что было? Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём. (Душ.) Пролежит он без вниманья Целый день в твоём кармане. Без него домой придёшь — В дом никак не попадёшь. (Ключ.) В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. (Печь.) Подходить к дому стала — С неба солнце украла. (Ночь.) Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе под ёлкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не входят звери. (Ёж.)
Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (Мышь.) — Разделите слова на две группы. — На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Это имена существительные женского рода.) — Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.) — Приведите примеры. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящим на конце? Домашнее задание Упр. 60 (с. 34). Тема: Обучающее изложение Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте пары слов. — Назовите род имён существительных. — Объясните написание имён существительных с шипящими на конце. III. Самоопределение к деятельности Сегодня мы будем писать изложение. — Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку. Зверь уснул, укрывшись гривой. Хвостик с кисточкой игривой Я бы тронул, осмелев, Да боюсь, проснётся... (лев). IV. Работа по теме урока 1. Знакомство с текстом Упр.62 (с. 35). — Прочитайте текст. — Как можно озаглавить эту басню? — Сколько частей имеет текст-повествование? (Три.) — Назовите эти части. (Начало, основная часть, концовка.) — В чём заключается мораль басни? — Отчего проснулся лев? — Что хотел сделать лев? — Что произошло дальше? — Как мышка отплатила льву? — Почему она это сделала? 2. Составление плана Примерный план 1. Лев поймал мышку. 2. Обещания мышки. 3. Лев в беде. 4. Добром за добро. 3. Орфографическая работа (Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока (Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. (самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока — Что мы делали сегодня на уроке? — Понравился ли вам текст, с которым мы работали? Домашнее задание Упр. 63 (с. 35).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|