Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение формирования физиологических изгибов позвоночника




Известно, что позвоночник как осевой скелет тела выпол­няет целый ряд функций (защиты и опоры, оси движения тела, поддержания равновесия тела) и в то же время является вместилищем для спинного мозга со всеми его оболочками, корешками, кровеносными и лимфатическими сосудами.

В связи с функцией защиты и опоры в онтогенезе позво­ночник образует четыре физиологических изгиба: шейный лордоз (изгиб выпуклостью вперед), грудной кифоз (изгиб выпуклостью назад), поясничный лордоз и крестцово-копчи-ковый кифоз.

Необходимо иметь в виду, что позвоночник у грудных де­тей обычно прямой, а при нагрузке образует дугу выпуклос­тью назад.

В первые месяцы жизни ребенка развивается шейный лордоз, связанный с попытками поднимать и удерживать голову. Этот лордоз усиливается и закрепляется в последую­щие месяцы в связи с переходом в положение сидя.

На втором году жизни, когда ребенок начинает самосто­ятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

В результате появления шейного и поясничного лордозов происходит развитие промежуточного между ними грудного кифоза. Крестцово-копчиковый кифоз формируется еще внут­риутробно в результате воздействия мышц тазового дна матери.

-33-


у новорожденных детей тела позвонков развиты слабо, а межпозвоночные хрящи имеют относительно большие раз­меры. Слабо развиты поперечные, суставные и остистые от­ростки. Дужки позвонков отделены хрящевой прокладкой.

До 1 ½ лет все отделы позвоночника интенсивно растут в высоту и ширину, затем рост замедляется до 10 лет. От 10 до 17 лет снова наблюдается интенсивный рост позвоночника, особенно в поясничном отделе. Достаточно ясно физиологи­ческие изгибы намечаются к 6—7 годам, а заканчивается их формирование в 20—25 лет. Процесс окостенения позвонков у человека начинается в конце 2-го или в начале 3-го месяца жизни, но даже и в 7—12 лет костная система неустойчива, так как в ней много хрящевой ткани. В 12—15 лет усилива­ются процессы окостенения позвонков (появляются точки окостенения эпифизов тел). Процессы окостенения продол­жаются и в 16—18 лет.

Наиболее подвижными отделами позвоночника являют­ся шейный и поясничный, поэтому они более всего подвер­гаются перегрузкам, тем более, что эти отделы менее всего защищены.

Из изложенного следует, что позвоночник рождающегося ребенка чрезвычайно чувствителен к различным перегруз­кам, сопровождающим родовую деятельность. Это еще более усугубляется, когда нормальное течение родов в силу ряда причин и обстоятельств изменяется (стимуляция, которая резко усиливает схватки, ручное пособие по Боброву, ягодич­ное предлежание с пособием по Цовьянову и др.), а также проводятся не всегда оправданные мероприятия, связанные с выведением плечиков после прорезывания головки ребен­ка, насильственным поворотом шеи ребенка и т. д. Возмож­ность травматизации позвонков особенно велика, если ре­бенок недоношен и биологически незрел или рождается, несмотря на доношенность, с малой или, наоборот, с излиш­ней массой тела. В последнем случае повреждения шейных позвонков или их связочного аппарата с последующими под­вывихами или нестабильностью бывают практически всегда.

Немалый вклад в интранатальные повреждения позвоноч­ника вносят варианты родоразрешения путем кесарева сече­ния или с наложением акушерских щипцов.

Травма шейных позвoнков или их связочного аппарата приводит, даже если она минимальна, к грубым неврологи­ческим расстройствам и сопровождающим их изменениям мышечного тонуса. Чаще всего это приводит к клинической картине кривошеи, верхнего или.нижнего парапареза, спас-

-34-

тичности или другим проявлениям, где патологические при­знаки тесно переплетаются с защитными. Сопутствующая повреждению позвонков травма позвоночных артерий вызы­вает нарушения кровообращения в ретикулярной формации ствола головного мозга и последующим пара- или тетрапаре-зом, а в дальнейшем — миотоническим синдромом.

Наиболее подвижный шейный отдел позвоночника уяз­вим даже при действии незначительных сил, поскольку рас­полагается между относительно большой головой и более фиксированным грудным отделом [Гэеш Р. Л. и др., 1995].

В результате механической травмы или нарушений мик­роциркуляции в спинальных двигательных корешках в даль­нейшем у детей нарушается развитие скелетной мускулатуры, в первую очередь плечелопаточной области. Когда ребенок взрослеет, педиатры и ортопеды ставят-диагноз «вялая осан­ка», имея в виду плохое развитие мускулатуры и слабость связочного аппарата. В свое время А. Ю. Ратнер (1985) назвал это явление минимальной спинальной недостаточностью.

В связи с перенесенными коллизиями интранатального периода и сам позвоночник во многих случаях не может раз­виваться нормально. Гипертонус шейных мышц, обычно яв­ляющийся следствием травмы, мешает развитию шейного лордоза, а сжатие межпозвоночных дисков способствует раз­витию остеохондроза.

Рассмотренные выше другие изгибы позвоночника берут на себя амортизационные нагрузки в связи с дефицитом этой функции в шейном отделе. В первую очередь это касается поясничного отдела, где нередко развивается компенсатор­ный гиперлордоз.

Поскольку травмы шейных (реже — поясничных) позвон­ков и их связочного аппарата никогда не бывают строго сим­метричными, то последующая обусловленная нарушением иннервации асимметрия развития скелетных мышц приводит к их разному тонусу справа и слева от позвоночного столба.

Таким образом, определенная часть сколиотических де­формаций позвоночника обусловлена повреждениями в про­цессе родов.

Нарушение формирования грудного кифоза в постнаталь-ном периоде, как правило, связано с травмой спины и, есте­ственно, позвоночника в тот период времени, когда изгиб находится в стадии формирования. Это могут быть удары по спине, падения на спину на жесткую поверхность (лед, ас­фальт, дерево) или же падение на ягодицы с вертикальным направлением травмирующей силы

-35-


В зависимости от физического воздействия Р. Л. Гэеш и
соавт. (1995) выделяет следующие механизмы повреждений
позвоночника: '

1) травма вследствие сгибания, ведущая к переломам по­звонков и разрывам межпозвоночных дисков;

2) травма вследствие разгибания, приводящая к перелому задних элементов тела позвонка и разрыву передней и задней продольных связок, фиксирующих тела позвонков;

3) травма вследствие сдавления, вызывающая разрыв связок и оскольчатые переломы тел позвонков;

4) ротационные повреждения с разрывом связок. Описывая механизмы повреждений, еще раз обращаем

внимание на то, что фактический перерыв спинного мозга и его твердой мозговой оболочки бывает редко. Чаще всего по­вреждения возникают в результате его сдавления и наруше­ний кровообращения в нем.

Немаловажно, что позвоночник растущего ребенка более уязвим, чем взрослого человека. Дело в том, что у детей и под­ростков нередко складывается ситуация, когда костная ткань уже выросла, а адекватного снабжения кровью и питательны­ми веществами еще не получает. Такие диспропорции, напри­мер, обусловливают так называемые ишемические боли роста, хорошо известные детским ортопедам. Именно такие ситуа­ции складываются при болезни Пертеса (остеохондропатия го­ловки бедренной кости), болезни Шейермана — Мау (юношес­кий кифоз) и ряда других патологических состояний. Поэтому позвоночник растущего ребенка очень уязвим при действии по­вреждающих факторов, и в нем легко возникают и закрепляют­ся деформации во фронтальной и горизонтальной плоскостях.

У детей с МДМ очень часто регистрируют те или иные отклонения в развитии позвоночника и окружающих его мы­шечных групп: нарушения формирования физиологических изгибов, сколиотические деформации, гипотрофия различных групп мышц и их разные сочетания. В силу таких особенностей разврггия позвоночника и сопровождающего его мышёчно-свя-зочного аппарата дети не могут длительно находиться в одном положении, поскольку у них развивается быстрое утомление тех или иных сегментов тела:. Следует иметь в виду, что все эти деформации на определенном этапе развития ребенка обрати­мы и подлежат устранению. В противном случае они закрепля­ются и сами становятся причиной последующих расстройств. Это усугубляет обусловленные задержкой созревания высших функций головного мозга малую концентрацию внимания, повышенную отвлекаемость и неусидчивость детей с МДМ.

-36-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...