Нарушение формирования физиологических изгибов позвоночника
Известно, что позвоночник как осевой скелет тела выполняет целый ряд функций (защиты и опоры, оси движения тела, поддержания равновесия тела) и в то же время является вместилищем для спинного мозга со всеми его оболочками, корешками, кровеносными и лимфатическими сосудами. В связи с функцией защиты и опоры в онтогенезе позвоночник образует четыре физиологических изгиба: шейный лордоз (изгиб выпуклостью вперед), грудной кифоз (изгиб выпуклостью назад), поясничный лордоз и крестцово-копчи-ковый кифоз. Необходимо иметь в виду, что позвоночник у грудных детей обычно прямой, а при нагрузке образует дугу выпуклостью назад. В первые месяцы жизни ребенка развивается шейный лордоз, связанный с попытками поднимать и удерживать голову. Этот лордоз усиливается и закрепляется в последующие месяцы в связи с переходом в положение сидя. На втором году жизни, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз. В результате появления шейного и поясничного лордозов происходит развитие промежуточного между ними грудного кифоза. Крестцово-копчиковый кифоз формируется еще внутриутробно в результате воздействия мышц тазового дна матери. -33- у новорожденных детей тела позвонков развиты слабо, а межпозвоночные хрящи имеют относительно большие размеры. Слабо развиты поперечные, суставные и остистые отростки. Дужки позвонков отделены хрящевой прокладкой. До 1 ½ лет все отделы позвоночника интенсивно растут в высоту и ширину, затем рост замедляется до 10 лет. От 10 до 17 лет снова наблюдается интенсивный рост позвоночника, особенно в поясничном отделе. Достаточно ясно физиологические изгибы намечаются к 6—7 годам, а заканчивается их формирование в 20—25 лет. Процесс окостенения позвонков у человека начинается в конце 2-го или в начале 3-го месяца жизни, но даже и в 7—12 лет костная система неустойчива, так как в ней много хрящевой ткани. В 12—15 лет усиливаются процессы окостенения позвонков (появляются точки окостенения эпифизов тел). Процессы окостенения продолжаются и в 16—18 лет.
Наиболее подвижными отделами позвоночника являются шейный и поясничный, поэтому они более всего подвергаются перегрузкам, тем более, что эти отделы менее всего защищены. Из изложенного следует, что позвоночник рождающегося ребенка чрезвычайно чувствителен к различным перегрузкам, сопровождающим родовую деятельность. Это еще более усугубляется, когда нормальное течение родов в силу ряда причин и обстоятельств изменяется (стимуляция, которая резко усиливает схватки, ручное пособие по Боброву, ягодичное предлежание с пособием по Цовьянову и др.), а также проводятся не всегда оправданные мероприятия, связанные с выведением плечиков после прорезывания головки ребенка, насильственным поворотом шеи ребенка и т. д. Возможность травматизации позвонков особенно велика, если ребенок недоношен и биологически незрел или рождается, несмотря на доношенность, с малой или, наоборот, с излишней массой тела. В последнем случае повреждения шейных позвонков или их связочного аппарата с последующими подвывихами или нестабильностью бывают практически всегда. Немалый вклад в интранатальные повреждения позвоночника вносят варианты родоразрешения путем кесарева сечения или с наложением акушерских щипцов. Травма шейных позвoнков или их связочного аппарата приводит, даже если она минимальна, к грубым неврологическим расстройствам и сопровождающим их изменениям мышечного тонуса. Чаще всего это приводит к клинической картине кривошеи, верхнего или.нижнего парапареза, спас-
-34- тичности или другим проявлениям, где патологические признаки тесно переплетаются с защитными. Сопутствующая повреждению позвонков травма позвоночных артерий вызывает нарушения кровообращения в ретикулярной формации ствола головного мозга и последующим пара- или тетрапаре-зом, а в дальнейшем — миотоническим синдромом. Наиболее подвижный шейный отдел позвоночника уязвим даже при действии незначительных сил, поскольку располагается между относительно большой головой и более фиксированным грудным отделом [Гэеш Р. Л. и др., 1995]. В результате механической травмы или нарушений микроциркуляции в спинальных двигательных корешках в дальнейшем у детей нарушается развитие скелетной мускулатуры, в первую очередь плечелопаточной области. Когда ребенок взрослеет, педиатры и ортопеды ставят-диагноз «вялая осанка», имея в виду плохое развитие мускулатуры и слабость связочного аппарата. В свое время А. Ю. Ратнер (1985) назвал это явление минимальной спинальной недостаточностью. В связи с перенесенными коллизиями интранатального периода и сам позвоночник во многих случаях не может развиваться нормально. Гипертонус шейных мышц, обычно являющийся следствием травмы, мешает развитию шейного лордоза, а сжатие межпозвоночных дисков способствует развитию остеохондроза. Рассмотренные выше другие изгибы позвоночника берут на себя амортизационные нагрузки в связи с дефицитом этой функции в шейном отделе. В первую очередь это касается поясничного отдела, где нередко развивается компенсаторный гиперлордоз. Поскольку травмы шейных (реже — поясничных) позвонков и их связочного аппарата никогда не бывают строго симметричными, то последующая обусловленная нарушением иннервации асимметрия развития скелетных мышц приводит к их разному тонусу справа и слева от позвоночного столба. Таким образом, определенная часть сколиотических деформаций позвоночника обусловлена повреждениями в процессе родов. Нарушение формирования грудного кифоза в постнаталь-ном периоде, как правило, связано с травмой спины и, естественно, позвоночника в тот период времени, когда изгиб находится в стадии формирования. Это могут быть удары по спине, падения на спину на жесткую поверхность (лед, асфальт, дерево) или же падение на ягодицы с вертикальным направлением травмирующей силы
-35- В зависимости от физического воздействия Р. Л. Гэеш и 1) травма вследствие сгибания, ведущая к переломам позвонков и разрывам межпозвоночных дисков; 2) травма вследствие разгибания, приводящая к перелому задних элементов тела позвонка и разрыву передней и задней продольных связок, фиксирующих тела позвонков; 3) травма вследствие сдавления, вызывающая разрыв связок и оскольчатые переломы тел позвонков; 4) ротационные повреждения с разрывом связок. Описывая механизмы повреждений, еще раз обращаем внимание на то, что фактический перерыв спинного мозга и его твердой мозговой оболочки бывает редко. Чаще всего повреждения возникают в результате его сдавления и нарушений кровообращения в нем. Немаловажно, что позвоночник растущего ребенка более уязвим, чем взрослого человека. Дело в том, что у детей и подростков нередко складывается ситуация, когда костная ткань уже выросла, а адекватного снабжения кровью и питательными веществами еще не получает. Такие диспропорции, например, обусловливают так называемые ишемические боли роста, хорошо известные детским ортопедам. Именно такие ситуации складываются при болезни Пертеса (остеохондропатия головки бедренной кости), болезни Шейермана — Мау (юношеский кифоз) и ряда других патологических состояний. Поэтому позвоночник растущего ребенка очень уязвим при действии повреждающих факторов, и в нем легко возникают и закрепляются деформации во фронтальной и горизонтальной плоскостях. У детей с МДМ очень часто регистрируют те или иные отклонения в развитии позвоночника и окружающих его мышечных групп: нарушения формирования физиологических изгибов, сколиотические деформации, гипотрофия различных групп мышц и их разные сочетания. В силу таких особенностей разврггия позвоночника и сопровождающего его мышёчно-свя-зочного аппарата дети не могут длительно находиться в одном положении, поскольку у них развивается быстрое утомление тех или иных сегментов тела:. Следует иметь в виду, что все эти деформации на определенном этапе развития ребенка обратимы и подлежат устранению. В противном случае они закрепляются и сами становятся причиной последующих расстройств. Это усугубляет обусловленные задержкой созревания высших функций головного мозга малую концентрацию внимания, повышенную отвлекаемость и неусидчивость детей с МДМ. -36-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|