Системные аллергические реакции у детей с МДМ
Различные аллергозы, по данным наших исследований и сообщениям в научных публикациях, являются постоянно присутствующим признаком у детей с МДМ и вообще практически у всех детей, получивших травму шейного отдела спинного мозга. В учебной и научной литературе они, как правило, шли и до сих пор идут как самостоятельные нозологические единицы вне всякой связи с травмами и другими повреждениями шейного отдела позвоночника и спинного мозга. И лишь в самое последнее время появились попытки интегрировать сведения об аллергозах в общую картину имеющихся у детей расстройств и связать их воедино [Торопова Н.П., Мажейко Л.И., 1994]. Многие авторы относят их к вегетативным нарушениям. Не возражая против этого, мы считаем более точным выделение их в группу нейросоматических заболеваний [Халецкая О.В., Трошин В.М., 1995], а точнее – в группу нейросоматических синдромов. Ниже мы постараемся особновать это положение. Из многочисленных аллергических реакций у детей с МДМ можно выделить следующие достаточно хорошо очерченные синдромы: респираторные аллергозы, поллиноз, вазомоторный ринит, бронхиальную астму, экзему, нейродермит, атопический нейродерматит, атопическую экзему, аллергодерматоз и др. Поскольку за организацию аллергических (и иммунных) реакций у человека ответственна иммунная система, то мы и рассматриваем их с позиций не вообще нарушений деятельности вегетативной нервной системы, а как нейроиммунологические реакции. По своим проявлениям в связи с возрастом, образом жизни и питания ребенка принципиально аллергические реакции делят на три группы: пищевая аллергия, легочная аллергия и аллергодерматозы. Первым признаком аллергодерматоза, обычно проявляющимся у детей почти с рождения и даже при грудном вскармливании, является так называемый “экссудативный диатез”, которым в педиатрической практике уже более 80 лет именуют проявления кожной аллергии, в основном на лице и слизистых оболочках. При этом (что поразительно) мало кто задумывается о том, что при полном физическом здоровье при грудном вскармливании явлений аллергии у нормально родившегося и биологически зрелого ребенка быть не должно. При появлении аллергии у исследователей легче всего возникает мысль о наследовании дефективных признаков от родителей. Ряд исследователей усматривают и
-68- пытаются доказать роль наследственно-конституциональных факторов в развитии диатеза и формирование на его фоне других аллергических реакций [Воронцов И.М., 1985; Йегора Л. 1986, и др.] В то же время, проанализировав большое число публикаций о роли наследственных факторов в развитии аллергодерматозов у детей, Н.П. Торопов и О.А. Синявская (1993) пишут, что лишь в единичных работах отражается связь выявляемых нарушений с состоянием здоровья родителей, прежде всего, матери, и особенно во время беременности, особенностями анте- и интранатального периодов развития, заболеваниями внутренних органов. Эти авторы считают правомочным допущение о том, что передача предрасположенности к аллергии наследуется по типу наследования мультифакторного признака с пороговым значением. Такая формулировка по ее практическому применению не очень вдохновляет лечащих врачей в силу ее неопределенности. Нам представляется совершенно обоснованным мнение Б.Альперна (1973), что наследственная предрасположенность не всегда является обязательным фактором развития аллергического дерматоза, а лишь облегчает возникновение сенсибилизации. Очень существенным и установленным фактом является то, что наряду с повышением аллергической реактивности у подавляющего большинства детей с экземой и нейродермитом снижены показатели неспецифического иммунитета (фагоцитоз, титр комплемента, активность лизоцима). Чем сильнее и обширнее выявлялись аллергические реакции, тем в большей мере были снижены эти показатели [К патогенезу, 1976].
За последние годы в патогенезе аллергодерматозов определенную роль отводят ферментным нарушениям, которые иногда генетически детерминированы [Тагиев Т. И др., 1980]. В своей книге “Врожденные и приобретенные энзимопатии “ эти исследователи на основании собственных данных и приведенных в других публикациях сведений обсуждают возможный механизм развития повреждения тканей дыхательных путей при дефиците ферментов, участвующих в метаболизме медиаторов и активных полипептидных групп. Вспомним, как участились различные аллергические заболевания и реакции верхних дыхательных путей за последнее время у детей младшего дошкольного возраста. Проанализировав большое количество опубликованных данных, Н.П. Торопова и О.А. Синявская (1993) пришли к убеждению в несомненной роли функциональных нарушений
-69- вегетативной нервной системы в патогенезе экземы и нейродермита. Они считают, что возможны первичные отклонения в деятельности нервной системы, обусловливающие развитие аллергических реакций, нарушение процессов пищеварения и всасывания, метаболизма в тканях. Еще один чрезвычайно важный аспект обсуждаемой проблемы заключается в том, что у детей с МДМ и вообще у детей, получивших микротравму в процессе родов, уже на первьк этапах пищеварения и расщепления пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте выявляются значительные нарушения. Даже у практически здоровых детей отмечалась низкая желудочная секреция и активность пищеварительных соков, что благоприятствует всасываю чужеродных белков и иных веществ и развитию аллергических реакций. При морфофунк-циональных исследованиях желудка и двенадцатиперстной кишки, проведенных у детей дошкольного возраста с аллерго-дерматозами, обнаружены воспалительные процессы в гастро-дуоденальной области, которые нередко не имеют четкой клинической симптоматики [СазаноЬа Н. Е. и др., 1987]. Явления же дискинезий в гепатобилиарной системе вьювлены почти у всех детей с аллергодерматозами [Альперович С. А. и др., 1971].
Наличие дисфункции желчевыводящих путей и поджелудочной железы у детей с аллергодерматозами заставляет задуматься о некоторых общих фундаментальных механизмах их развития, на чем мы остановимся ниже. За последние годы в связи с совершенствованием методик изучения процессов пищеварения обнаружилось, что у детей с нейродермитом в тонкой кишке нарушаются процессы абсорбции за счет снижения активности ферментов пристеночного пищеварения и частичной атрофии микроворсинок. Это расценивается как патогенетически значимый фактор в развитии нейродермита [Торопова Н. П. и др., 1979; Зеленцо-ва В. Л., 1982; Васильев Ю. В., 1984]. Г. Э. Шинский и соавт. (1985) у Уз больных с экземой и нейродермитом обнаружили выраженные нарушения всасывательной способности тонкой кишки. Другим патогенетически значимым фактором в развитии нейродермита является дисбактериоз кишечника, который выявлен у 98% детей с атоническим дерматитом [Федоров Р. В. идр., 1989]. У такихдетей наряду с отсутствием или снижением количества бифидобактерий отмечались нарушения аэробной микрофлоры, и на этом фоне появлялись гемолитические Е. соИ, микробы рода протея, штаммы золотистого и эпи-дермального стафилококка, грибы рода кандида и плесени. -70- При гистологических исследованиях слизистой оболочки кишечника выявлена ее атрофия, что приводило к изменению биоценоза в кишечнике, снижению числа бифидобактерий и размножению условно-патогенной флоры. При этом нарушается пристеночное пищеварение, что расценивается как вторичное явление вследствие ферментной недостаточности в вышерасположенных отделах кишечника, ответственных за полостное пищеварение. Кроме того, при хронической травме блуждающего нерва, в значительной мере «ответственного» за весь желудочно-кишечный тракт, можно прогнозировать задержку созревания и самого пристеночного пищеварения. Н. П. Торопова и О. А. Синявская (1993) высказывают мнение, что патологические изменения в коже при аллергодерма-тозе являются результатом сложного сочетанного поражения органов пищеварения, эндокринной, нервной и иммунной систем, метаболических нарушений. В результате собственных исследований, а также на основании работ своих сотрудников, авторы пришли к двум весьма интересным заключениям. Первое: у всех детей с аллергодерматозами выявлены нарушения функции ЦНС, которые расценивались как пре- и перинатальные энцефалопатии и их последствия в виде церебральных минимальных дисфункций. У детей часто встречались проявления внутричерепной гипертензии различной выраженности. Старшие дети предъявляли жалобы на головные боли, отмечались нарушения сна и поведения, в основном в виде эмоциональной и двигательной расторможенности. При осмотрах глазного дна определялись расширения вен, артериовенозные перекресты по гипертензивному типу. Отмечена задержка мие-линизации в виде пирамидной недостаточности и мозжечко-во-вестибулярной дисфункции, часто сочетающаяся с гипер-тензивным синдромом, замедленной редукцией тонических рефлексов, поздним становлением основных этапов двигательного развития, равновесия и координации. У большинства детей определялись нарушения тонуса мышц и рефлекторной сферы, задержки развития речи и отставание в психомоторном развитии. У абсолютного большинства детей обнаружены симптомы травмы позвоночника и позвоночных артерий во время родов «в основном в виде миатонического синдрома за счет ишемии ретикулярной формации». У примерно половины наблюдаемых детей обнаружены признаки хронической недостаточности кровообращения в вертебрально-базилярном бассейне, которые были подтверждены рентгенологически, а также клинически в виде головных болей, головокружений,
-71- явлении астенизации, горизонтального нистагма, гипотонии, гипорефлексии, негрубых нарушений статики и координации. На электроэнцефалограммах выявлялось замедленное созревание корковых ритмов, явления ирритации срединных структур [Фролов Е. П. и др., 1980]. У всех детей выявлялись вегетативные дисфункции различной направленности и проявлений, у половины — нарушения ликвородинамики (локальная гипертензия в области III желудочка головного мозга) и нарушения лимбико-ретикулярного комплекса. Однако развитие различных форм аллергодерматозов они не ставят в прямую связь с травмой шейного отдела позвоночника, а рассматривают последнюю как серьезное сопутствующее сочетание. Несколько позднее Н. П. Торопова и Л. И. Мажейко (1994) в методических рекомендациях, описывая механизмы развития сегментарных вегетативных дисфункций при атоническом дерматите, выделили следующие ведущие факторы их этиологии и патогенеза.
Вертеброгенные факторы: — травмы; — аномалии развития; — спаечный процесс; — первичная и вторичная миофиксация; — местный аутоиммунный процесс; — остеохондроз. Механизмы воздействия: — раздражение симпатических сплетений позвоночных артерий; — повреждения аксонов, демиелинизация; — компрессия аксонов на различных уровнях; — нарушения медиации; — спастическое состояние сосудов, поддерживается патологической импульсацией из тканей пораженного позвоночника и спинальных ганглиев; — формирование локальных вегетативно-сосудисто-трофических и метаболических расстройств; — топическая детерминированность сегментарных вегетативных дисфункций (очаги поражения кожи при атопи-ческом дерматите). Второе, на что обращают внимание указанные исследователи,— это невротизация детей с аллергодерматозами, которая имеется практически всегда в разной степени выра-женностйТ''^ Мы постарались подробно привести основные позиции ведущих детских дерматологов, поскольку они практически уже выстроили причинно-следственную связь возникнове-
-72- ния, развития аллергодерматозов у детей и подростков и описали спектр сопутствующих нарушений. Остаются открытыми, по крайней мере, два вопроса: 1) почему травма шейного отдела позвоночника и нервного сплетения позвоночной артерии сочетается с аллергодерматозами и описанными выше нарушениями; 2) почему во многих случаях вместо аллергодерматоза в клинической картине аллергии доминируют либо бронхиальная астма, либо астматический бронхит, а все сопутствующие нарушения практически те же? Системные аллергические реакции мы выявили у всех детей с МДМ. Иногда их проявления были выражены слабо, и даже родители не обращали на них внимания. Это обычно касалось случаев, когда небольшие сухие очаги аллергодерматоза локализовались в области подколенных сгибов или кожи стоп, или когда все признаки кожной аллергии проявлялись лишь сухостью и малозаметным шелушением кожи. В последнем варианте родители обычно находили объяснение в «особенностях кожи» ребенка. В ряде случаев проявления кожной аллергии бьши выражены довольно сильно, и дети были все «обсыпаны» шелушащимися и зудящими папулами на фоне уже измененной и гиперемированной кожи. Приводим клинический пример. Аня П., 4 года. Причина обращения родителей к врачу — неусидчивость ребенка, агрессивность, эмоциональная лабильность. Из анамнеза известно, что родилась с массой 3350 г. Мать сообщила, что ставили гипоксию плода. Закричала сразу. Кормить принесли на 3-й сутки. Грудное вскармливание продолжалось до 9 мес. С первого месяца жизни отмечались явления аллергодерматоза в форме экссудативного диатеза. При переходе на смешанное питание стали появляться и до момента обращения к нам сохранялись зудящие очаги аллергодерматоза на коже. Пошла самостоятельно в 12 мес, но до 3 лет ходила «на цыпочках». Сон неспокойный: часто без видимых причин просыпается, плачет по ночам. При клиническом обследовании установлено следующее. Девочка нормального питания, астенического телосложения. Физиологические изгибы позвоночника в стадии формирования. Отмечено плохое формирование продольных сводов стоп и «разновысокость» ног на 1 см. Ребенок гилервозбудим, совершает активные, но нецелесообразные движения. Окружающую обстановку оценивает без чувства «дистанции». На коже локтевых сгибов, подколенных складок и межягодичной области — очаги аллергодерматоза.
-73-
Рис. 10. Больная Аня П., 3 года. Голова наклонена вперед, в срединном атяантоосевом суставе наблюдается щель 5мм (а), видна нестабильность позвонков С II-III (6). Неврологическое обследование. Черепная иннервация без особенностей. Сухожильные и периостальные рефлексы оживлены, но симметричны. При координационных пробах (пальценосовзя, пяточно-коленная) отмечены элементы промахивания. Наряду с этим четко выявлялась рассеянная пирамидная симптоматика: рефлексы Бабинского, Гордона, Оппенгейма, Маринеску — Радовичи.
-74-
Рис. 11. Та же больная. Голова откинута назад, нестабильность позвонков отсутствует (а), щель в срединном атяантоосевом суставе практически исчезла (б). При проверке уровня развития высших функций головного мозга выявлены нарушения памяти, внимания и на фоне эхолалии — задержка развития речи. На обычных и функциональных спондилограммах шейного отдела позвоночника выявлена нестабильность сегментов С II-III, щель в срединном атлантсосевом суставе при наклоне головы вперед (рис. 10, 11 ), а при УЗДГ — асимметрия кровотока по позвоночным артериям с реакциями спазма в вертебрально-базиллярном бассейне. -75- На основании результатов клинических и инструментальных исследований мы пришли к выводу, что в данном случае дефекты физического здоровья ребенка и задержки его психомоторного развития связаны с травмой шейного отдела позвоночника и спинного мозга, что сопровождается нарушениями кровообращения в вертебрально-базилярном бассейне и стволовых структурах головного мозга. Мы предложили следующую индивидуальную схему коррекции имеющихся расстройств и реабили-тации ребенка: 1) массаж мышц спины, шеи и воротниковой зоны ежедневно по 20 мин до получения положительных результатов; 2) тренировка шейных мышц в изометрическом режиме для создания мышечного корсета вокруг шейного отдела позвоночника ежедневно, 10—12 раз; 3) упражнения для тренировки сводов стоп ежедневно (после упражнений на шее); 4) занятия с дефектологом-логопедом (не реже одного раза в неделю); 5) занятия с психологом (не реже одного раза в неделю). Еженедельные коррекционные занятия с дефектоло-гом-логопедом и психологом проводились на базе Центра «Развитие» Центральногорайона Санкт-Петербурга, а все остальное — в домашних условиях. Контрольные осмотры у детского невролога проводили не реже одного раза в месяц. Спустя 3 мес от начала коррекции выраженность явлений аллергодерматоза значительно уменьшилась, а через 5 мес они уже не наблюдались. Через 4 мес после начала реабилитации ребенок стал значительно спокойнее, у него нормализовался сон, уменьшилась выраженность пирамидных знаков, начали формироваться своды стоп. Дефектологи отметили исчезновение эхолалии.' На момент написания этой книги ребенок находится в стадии наблюдения, и есть все основания надеяться на положительную динамику. Наибольшая выраженность кожных реакций была отмечена у детей, у которых на спондилофаммах были признаки травмы атлантозатылочного сочленения и сегментов С I-II. Это как раз те сочленения, где отсутствуют межпозвоночные диски, и где позвоночные артерии делают два поворота под углом 90°. Это также область, где находится верхний шейный отдел спинного мозга с расположенными в нем ядрами добавочных и блуждающих нервов (последние располагаются на уровне яремного отверстия). Вместе с кожными аллергическими реакциями или самостоятельно в 21% случаев мы наблюдали и аллергические ре- -76- акции верхних дыхательных путей в виде эпизодов обструкции: астмоподобных приступов, астматического бронхита и их элементов. Обращало на себя внимание то, что возникновение этих приступов не стояло в прямой связи с каким-либо конкретным аллергеном, а чаще всего увязывалось с изменениями метеорологических условий, переохлаждением детей и различными простудными заболеваниями. В этих условиях, особенно после выраженных приступов, аллерген, конечно, искали, однако остановиться на каком-то конкретном и доказательном варианте в большинстве случаев не могли. Нередко аллергическое состояние провоцировалось различными профилактическими прививками, а также туберкулиновыми пробами. Видимо, в силу указанных обстоятельств кортикостерои-ды, относящиеся к разряду наиболее эффективных иммуно-депрессантов, в таких ситуациях оказывались очень эффективны, в то же время стимуляторы р-адренергических рецепторов помогали не всегда [Греф Д., 1997]. Л. Шнейдер (1997) считает, что бронхиальную астму можно прогнозировать у детей с рецидивирующими приступами кашля, одышки, удушья, частыми бронхитами и непереносимостью физической нагрузки, т. е. у детей с «минимальной спинальной недостаточностью», по А. Ю. Ратнеру. На предрасположенность к таким реакциям указывают также перенесенные аллергические риниты, коньюнктивиты и различные проявления медикаментозной аллергии. Рассматривая аллергические реакции верхних дыхательных путей и сопоставляя их с катамнезом и результатами спондилографии шейного отдела позвоночника, мы опять вынуждены обратиться к некоторым вопросам клинической анатомии и физиологии блуждающего нерва. Внимание к нему привлекают следующие важные обстоятельства. Чувствительные узлы системы блуждающего нерва (их два) обеспечивают иннервацию твердой мозговой оболочки задней черепной ямки, части наружного слухового прохода и ушной раковины, слизистой оболочки глотки, гортани, внутренних органов (дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, печень, поджелудочная железа, вилрчковая железа, сердце и др., см. рис. 12). Оба парных чувствительных узла расположены на уровне яремных отверстий и при выходе из них. Двигательные же ядра (заднее и двойное), обеспечивающие иннервацию гладких мышц внутренних органов (бронхов, пищевода, желудочно-кишечного тракта, сосудов), а также мышц мягкого нёба, гортани и глотки, располагаются -77- Рис. 12. Блуждающий нерв (схема по В. Т. Карлову, 1991). 1 — языкоглоточный нерв; 2 — соединительная ветвь блуждающего нерва с подъязычным; 3 — соединительная ветвь блуждающего нерва с симпатическим стволом; 4 — язык; 5 — левый блуждающий нерв; 6 — дуга аорты; 7 — левое легкое; 8 — вилочковая железа; 9 — сердце; 10 — диафрагма; 11 — желудок; 12 -- печень; 13 — нервный узел на восходящей части аорты; 14 — правое легкое; 15 — пищевод; 16 — трапециевидная мышца; 17 — ядра блуждающего и добавочного нервов; 18 —ядро блуждающего нерва.
-78- в продолговатом мозге, буквально на его границе со спинным мозгом [Привес М. Г. и др., 1969]. При различных травмах шейного отдела позвоночника и основания черепа риск повреждения чувствительных узлов блуждающего нерва, а также его стволов очень велик, пожалуй даже больше, чем ткани спинного мозга, поскольку они находятся в узких костных образованиях (первые — в яремных, а ствол — в рваных отверстиях основания черепа). При резком иди ударном натяжении (сгибание или разгибание шеи) здесь может быть не только микрососудистая, но и непосредственная травма этих структур с целой гаммой полиморфных и полисегментарных расстройств. При повреждениях блуждающего нерва, в зависимости от их уровня и характера, может нарушаться чувствительная и двигательная симпатическая и парасимпатическая иннервация. Таким образом, зона его «ответственности» чрезвычай^ю широка. В связи с изложенным становится понятным, что при «заинтересованности» ядер и (или) стволов блуждающего нерва в принципе не может быть изолированных реакций. Возможно, этим и объясняется широкий спектр расстройств у детей с МДМ и вообще у детей с травмой шейного отдела позвоночника, где выявляются и нарушения речи, и вегетативные расстройства, и нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, и различные аллергические реакции, и др. Говоря об аллергии, мы считаем необходимым остановиться еще на одном важном обстоятельстве. За грудиной, прилегая к передневерхней поверхности сердца, у человека располагается один из центральных им-мунокомпетентных органов — вилочковая железа. Установлено, что именно в этом органе обеспечивается иммуно-компетентность лимфоцитов, осуществляющих иммунный надзор. Вилочковая железа участвует в реакциях пролиферации, в дифференцировке и миграции лимфоцитов, а также секреции биологически активных веществ [Новиков В, Д., Труфакин В. А., 1980]. Ее даже рассматривают в качестве «информационного центра» иммунной системы [Труфакин В. А., Шмаков А. И., 1991]. Вилочковой железе принадлежит ведущая роль в регуляции популяции Т-лимфоцитов, поскольку они проходят в ней процесс биологического созревания и дифференцировки (Т-дифференцирующие лимфоциты, киллеры, супрессоры, хелперы). Таким образом, качество, сила и локализация иммунных реакций зависит от качества работы вилочковой железы [Сапин М. Р., Этинген Л. Е., 1996].
-79- Небезынтересно, что иннервация вилочковой железы осуществляется веточками блуждающего нерва (парасимпатические влияния) и веточками от диейных симпатических узлов, которые прямо связаны с нервами позвоночных артерий. Таким образом, функционально и морфологически, благодаря единству специфической иннервации (блуждающий нерв и шейные симпатические узлы), оказываются тесно связанными: 1) центральный орган иммунной системы вилочковая железа, ответственная за иммунные реакции организма; 2) легкие; 3) кожа, фило- и онтогенез которой тесно связан и с нервной системой, и с легкими; 4) желудочно-кишечный тракт с его огромным набором фер Примерно такая же ситуация складывается и с морфофунк-циональными взаимоотношениями в желудочно-кишечном тракте. От качества нервной регуляции (а основную специфическую, т. е. секреторную и моторную, иннервацию обеспечивает блуждающий нерв) зависят сроки и качество биологического созревания не только клеток слизистой оболочки желудка, тонкой и толстой кишки, но и «оснащенность» их ферментами полостного и пристеночного пищеварения [Уго-лев А. М., 1993]. Видимо поэтому Н. п. Торопова, О. А. Синявская и соавт. (1993) обнаружили у детей с аллергодерматозами и нейродермитами целый спектр морфологических и функциональных нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, а также неблагоприятные изменения населяющей его микрофлоры. Если дать этим изменениям общую оценку, то можно сказать, что у таких детей пронехвщжт задержка созревания и полостного, и пристеночного, пищеварения. -80- нарушается моторная функция кишечника и деятельность основных пищеварительных желез. Поразительно то, что и упомянутые авторы, и мы у всех таких детей обнаружили признаки травматизации шейного отдела позвоночника; они имелись также у всех детей с кожной, кишечной и легочной аллергией. Мы полагаем, что аллергические реакции могут развиваться по следующей схеме. Травма структур блуждающего нерва и шейного симпатического сплетения (нерва позвоночных артерий) приводит к нарушениям специфической регуляции как центрального органа иммунной системы — вилочковой железы,— так и указанных выше органов, относящихся к «зоне ответственности» блуждающего нерва. Острая травма шейного отдела позвоночника сопровождается тем или иным повреждением связочного аппарата позвонков, поэтому от формы и степени их последующей нестабильности зависит далее степень травмирования описанных выше симпатических и парасимпатических нервных структур.
-81- ДИАГНОСТИКА МДМ Хотя термин «минимальные дисфункции мозга» уже стал практически общеупотребительным, до сих пор не выработаны единые методологические подходы для его оценки и рассмотрения, а также диагностические критерии. Практикующие детские неврологи используют этот термин при последствиях тяжелых энцефалопатии, но все же чаще прибегают к другой формулировке: «синдром гипервозбудимости» — и здесь же указывают сопутствующие клинически выраженные нарушения функций в качестве сопутствующего диагноза (тем самым придавая им самостоятельное значение). Психологам, обычно не имеющим минимальной неврологической подготовки, этот термин очень импонирует, и они часто используют его в своей практической деятельности, поскольку на МДМ можно «списать» очень многое. В то же время клинические соматические проявления МДМ проходят мимо их внимания, а вся диагностика, осуществляемая с помощью адаптированных к возрасту ребенка тестов и заданий, касается исключительно высших функций мозга. Даже анализ дефектов речи при этом не проводится, поскольку это считается прерогативой дефектологов и логопедов. В то же время среди обследуемого контингента, если не учитывать клинические проявления, встречаются и дети с педагогической запущенностью, дети из неблагополучных семей, которые по психологическим тестам легко могут сойти за детей с МДМ. По нашему мнению, МДМ — диагноз чисто неврологический (которым, естественно, могут пользоваться и другие специалисты), поскольку проблемы задержки развития высших функций мозга и вегетативных и соматических нарушений проистекают изначально из того или иного повреждения ЦНС. Все это в совокупности обеспечивает или облегчает развитие хронического дезадаптационного синдрома. Эти патологические состояния особую значимость приобретают в младшем школьном и подростковом возрасте, когда развивается школьная или социально-трудовая дезадаптация. В связи с изложенным мы считаем непременным условием в процессе обследования ребенка тщательно собирать -82- анамнез и обстоятельно беседовать с родителями для последовательного выяснения особенностей протекания беременности, родов, а также роста и развития ребенка в течение первого года жизни. Каждый ребенок, у которого появляются проблемы с адаптацией к новому коллективу, с учебой или поведением, должен быть обязательно осмотрен невропатологом. Возможно, у него сохранились недиагностированные негрубые неврологические дефекты, которые начинают проявляться явно при увеличении той или иной нагрузки. Поэтому мы считаем преждевременным снятие с неврологического учета детей, которым бьш поставлен диагноз «энцефалопатия», спустя год после рождения. О. В. ХалецкаяиВ. М. Трошин (1995) также считают, что снятие с учета детей с перинатальными повреждениями нервной системы в первые два года жизни является серьезной ошибкой, поскольку еще неизвестно, насколько полноценно будут у них развиваться такие важные функции, как речь, гнозис, мелкая моторика, праксис. Даже у совершенно здоровых детей эти функции формируются в процессе роста и развития, а при МДМ их становление может быть тем более отсроченным. Авторы полагают, и нет оснований с ними не согласиться, что все дети с МДМ должны находиться на диспансерном учете у невролога и педиатра до 8 лет, т. е. до поступления их в школу. В связи с изложенным дошкольно-школьная неуспешность процесса обучения и плохое поведение ребенка на уроках не могут быть критериями для постановки диагноза МДМ, поскольку они нередко являются просто следствием домашней запущенности ребенка, непривития ему трудовых и интеллектуальных навыков, избалованности и т. д. Мы полагаем, что тестовая психологическая диагностика без учета сведений о состоянии здоровья ребенка, а также анамнеза может ввести специалистов в заблуждение. Вследствие домашней и педагогической запущенности без всяких инфекций и травм у ребенка могут быть неразвиты высшие корковые функции. Это очень непростые моменты, поскольку от формулировки заключения зависят пути реабилитации того или иного ребенка, а также процесс его обучения. Мы далеки от мысли дать окончательно верное определение МДМ и не считаем себя вправе делать это. Однако занимаясь проблемами формирования здоровья детей и подростков, осуществляя диагностику здоровья по неврологическим и нейропсихологическим параметрам, считаем необходимым иметь на вооружении чисто рабочие методологические -83- подходы и формулировки с учетом своего опыта работы и тех соображений, которые были высказаны Э. Деноффом, Л. О. Бадаляном, А. Н. Ратнером и другими специалистами. Основными критериями, позволяющими поставить диагноз МДМ, по нашему мнению, являются следующие: наличие выраженной гипервозбудимости, малоконтролируемых поведен»{еских реакций, отсутствие или слабое развитие чувства дистанции, плохая концентрация внимания, задержка развития высших функций мозга (речи, внимания, способности к его концентрации и т. д.), а также наличие одного или нескольких соматических или вегетативных проявлений страдания (аллергодерматоза, энуреза, вегетативно-сосудистой дистопии, нарушений осанки и т. д.). Формулируя свою точку зрения на МДМ, мы еще раз обращаем внимание на то, что интеллект у детей с МДМ обычно сохранен, а иногда даже выше среднего уровня. Его проявлениям и возможностям обычно мешают процессу генерализации процессов возбуждения. Поэтому смотреть на таких детей как на детей с задержкой психического развития нельзя. Другое дело, что при действительно плохой концентрации внимания ребенок, страдающий МДМ, не усваивает школьную программу и поэтому неизбежно отстает в учебе. В конечном итоге последнее обстоятельство приводит к задержке его развития, но это обычно не стоит на первом месте. Вторым заблуждением, по нашему мнению, является расширительное толкование МДМ. Это относится к тем случаям, когда указанный диагноз ставят лишь при наличии какого-то одного признака, обычно сопутствующего не только МДМ, но и вообще последствиям перенесенной инфекции или травмы (энурез, вегетативно-сосудистая дистопия, вертебрально-базилярная недостаточность, аллерго-дерматоз, нарушения речи, дисграфия и т. д.). Эти клинические признаки в разном сочетании присутствуют при МДМ, но очень часто встречаются и изолированно у детей, у которых трудно заподозрить нарушение развития высших функций мозга, но которые обычно перенесли легкое интра-натальное повреждение. Таким образом, дети с МДМ — это дети с нарушениями созревания высших функций головного мозга. В связи с этим они в большей мере нуждаются в реабилитации, чем в направлении в образовательные учреждения со сниженным уровнем требований. В то же время в образовательном и воспитательном процессах нужно учитывать их нейропсихологические -84- особенности и в первую очередь кратковременность концентрации внимания. Этот вопрос достаточно подробно освещен в методическом пособии Л. А. Ясюковой (1997), поэтому здесь нет необходимости останавливаться на нем подробно. Но в связи с изложенным следует подчеркнуть, что реабилитация детей с МДМ должна по крайней мере проводиться по трем основным направлениям: медицинском, дефектологическом и психолого-педагогическом. При медицинском обследовании после осмотра педиатром ребенка должен обследовать детский невропатолог. Неврологическое обследование, помимо обычного стандартного, но внимательного исследования функций черепных нервов, сегментарной иннервации, сухожильных и периос-тальных рефлексов, должно обязательно включать исследование высших функций мозга. Это особенно необходимо при наличии указания или подозрения не имевшую место в ин-транатальном периоде травму или гипоксию. В первую очередь это касается исследования речевых функций (сенсорной, зрительной, устной и письменной речи). Кроме этого, исследуют гнозис (способность узнавать предметы по чувственным восприятиям), праксис (способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану), мышление (способность к суждениям, понятиям и умозаключениям), память, внимание и способность к его концентрации и переключению. Таким образом, неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим. Если неврологическое обследование детей не вызывает затруднений у большинства невропатологов, то методами исследования высших функций мозга владеют далеко не все. Для их оценки нужно прежде всего хорошо знать нормы психомоторного развития детей для каждого возраста. Далее проводится экспресс-проба или ребенку дают короткое задание, адекватное его возрасту, что позволяет быстро выявить, наличие или отсутствие нарушения той или иной функции. Так, например, для анализа способности концентрировать внимание, а также проверки слуховой и устной речи ребенку в возрасте 5—7 лет предлагают повторить стихотворение повышенной сложности в воспроизведении: «Насыпал Пара-мошка горошку на дорожку». Если он не может его повторить полностью с первого, второго и даже третьего раза после очередного прослушивания, то, следовательно, страдают способности к концентрации внимания и память. Если ребенок повторяет указанное стихотворение даже с первого раза, но при -85- этом переставляет слоги или слова или же заменяет их («Насыпал Кармошка порошку дорожку»), то имеется сложное нарушение речи, в сути которого помогут разобраться де-фектологи-логопеды. У детей школьного возраста проверяют письменную речь путем воспроизведения ими письменно несложных слов, фраз, предложений. Для исследования памяти существует несколько методик, из которых, например, одна заключается в запоминании и воспроизведении 10 слов, которые обследуемому медленно зачитывают, а затем просят повторить. Примерно такие же тесты разработаны для исследования всех корковых функций. Применение экспресс-методов диагностики высших функций мозга очень существенно дополняет неврологическое обследование и сразу дает достаточно убедительное данные в пользу или против наличия МДМ [Бадалян Л. О., 1984]. Если при беседе с матерью ребенка или после ознакомления с медицинской документацией возникает серьезное подозрение на повреждение или гипоксию во время родов (родившийся ребенок был двукратно обвит пуповиной, закричал не сразу и т. д.), то целесообразно сделать спондилограммы шейного отдела позвоночника, чтобы сориентироваться в характере и тяжести повреждения. Проведение спондилогра-фии шейного отдела позвоночника имеет свои особенности. Дело в том, что для полного выявления имеющихся дефектов необходимо обязательно производить четыре рентгенограммы: прямую, боковую и две функциональных (с наклоном головы вперед и с запрокидыванием ее назад). Прямую рентгенограмму делают с широко открытым ртом (чтобы тень от передних зубов не накладывалась на I и II шейные позвонки). Эта рентгенограмма позволяет судить о состоянии атлантозатылочного сустава и сочленений СI-II. Именно на таком снимке выявляются переломы, подвывихи и ротационные смещения атланта (см. рис. 6, стр. 43). Боковая рентгенограмма позволяет судить о наличии шейного лордоза, аномалиях канала позвоночной артерии, состоянии межпозвоночных дисков (см. рис.4, стр.21; см. рис. 9, стр. 66). Боковая рентгенограмма с максимальным наклоном головы назад дает представление о состоянии задней продольной связки и позволяет судить о наличии или отсутствии задней нестабильности позвонков (см. рис. 8, стр. 65; см. рис. 11, стр. 75). Боковая рентгенограмма с наклоном головы вперед, кроме описанного выше, позволяет судить о состоянии поперечной -86- связки атланта и функционировании сустава Крювелье (срединный атлантоосевой сустав). Этот же снимок дает представление о состоянии передней продольной связки, а также о наличии или отсутствии передней нестабильности позвоночных двигательных сегментов (см. рис. 7, стр. 64; см. рис. 10, стр 74). Обычно проводимого в детских поликлиниках рентгенологического исследования шейного отдела позвоночника в прямой (часто с закрытым ртом) и боковой проекциях недостаточно, поскольку оно не позволяет выявить имеющиеся скрытые и нередко серьезные дефекты связочного аппарата позвонков. Наличие качественных спондилограмм шейного отдела особенно важно при выраженных проявлениях вегетативно-сосудистой дистонии, вертебрально-базилярной недостаточности, слюнотечении изо рта, синкопальных состояниях или их сочетании. Продуктивная реабилитация детей при этом немыслима без четких и конкретных данных о состоянии шейного отдела позвоночника. Другим исследованием, которое мы считаем нужным проводить всем детям с МДМ и особенно с различными вариантами нестабильности позвонков шейного отдела, является интракраниальная УЗДГ. Это исследование помогает достоверно оценивать состояние кровотока в вертебрально-бази-лярном бассейне, его симметричность, кровоток в других магистральных сосудах головы, функционирование сифонов, артериальные аномалии развития, гемодинамику в артериальном круге большого мозга, особенности артериальной сосудистой сети у каждого данного ребенка. Кроме этого, УЗДГ позволяет проводить функциональные (нагрузочные) пробы сосудов головного мозга и оценивать их реакцию. УЗДГ позволяет оценивать еще один очень важный параметр — состояние венозного оттока от головного мозга. Кровь от головного мозга оттекает по синусам твердой мозговой оболочки в систему внутренней и наружной яремных вен. Но часть венозной крови оттекает по венам спинномозгового канала. При нестабильности шейных позвонков эта составляющая венозного оттока нарушается, что незамедлительно сказывается на состоянии внутричерепного давления, общем самочувствии ребенка и состоянии ликвородинамики. Здесь необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Эндотелиальные клетки и стенки вен гораздо более чувствительны к различным раздражителям, чем соответствующие структуры артерий [Мойбенко А. А., 1979]. Так, например, вены чувствительны к концентрациям катехоламинов в 10—15 раз более низким, чем артерии [Ткаченко Б. И., 1979; -87- Фолков Б., Нил Э., 1976]. Иными словами, при нестабильности шейных позвонков и даже незначительном натяжении стенок вен артериальный кровоток в головном мозге может не изменяться, а венозный отток — нарушается. При дополнительном использовании в диагностике УЗДГ можно прогнозировать еще одно нарушение мозгового кровообращения — так называемый синдром обкрадывания. Суть его заключается в том, что при дискретном или постоянном ограничении поступления крови в артериальный круг большого мозга по одной или обоим позвоночным артериям развиваются два рода явлений. С одной стороны, спазмиру-ются (сокращают свой просвет) артерии вертебрально-бази-лярного бассейна, в результате чего под уменьшающийся объем притекающей крови моделируется сосудистое русло. Правда, вследствие симпатических реакций при натяжении нерва позвоночных артерий эта реакция может быть неадекватной по силе, продолжительности и охватываемой зоне. С другой стороны, часть крови, которая притекает по внутренним сонным артериям и адресована преимущественно передней части головного мозга, через артериальный круг сбрасывается в его заднюю часть, где возник острый дефицит притока крови. Это, естественно, реакция компенсаторного значения, но в результате ее реализации снижается кровоснабжение передней половины головного мозга. Значение этого синдрома может пояснить следующий пример. В результате исследований, проведенных в Казани, были получены убедительные сведения о том, что значительная часть миопии у детей развивается именно по такому механизму [Ратнер А. Ю., 1995]. В результате синдрома «обкрадывания» снижается кровоснабжение ресничной мышцы глаза, нарушается ее энергетический обмен и вследствие ее слабости фокальная плоскость хрусталика смещается вперед. Таким образом, транскраниальная УЗДГ позволяет визуализировать внутричерепные сосуды, оценивать их расположение в пространстве, а также их реакции на функциональные пробы с поворотами головы, задержкой дыхания и т. д. [Шахнович А. Р., Шахнович В. А., 1996]. Третьим обязательным инструментальным исследованием при рассматриваемых патологических состояниях является сонография головного мозга, которая, будучи неинвазив-ным методом, позволяет прижизненно визуализировать многие функционирующие структуры мозга и по сути дела является его морфофункциональным изображением. Благодаря сонографии можно выявить контуры и определить - 88 - размеры желудочков мозга, определить состояние ликворо-образующих структур и ликворопроводящих путей, увидеть и оценить состояние сосудистых сплетений, пространство между костями черепа и головным мозгом, величину межполу-шарной щели, борозды и извилины мозга, а также состояние его тканей. Иными словами, используя этот метод, можно получить ответ на вопрос, все ли, по большому счету, в порядке с различными структурами головного мозга. Нейросоногра-фия дает ответ на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка внутренней или наружной гидроцефалии, кровоизлияний в околожелудочковых тканях мозга или других его структурах. Нейросонография неоценима при необходимости разобраться в первопричине нарушений деятельности мозга (интраце-ребральная или экстракраниальная). При комплексном анализе результатов клинического обследования ребенка, данных спондилографии шейного отдела позвоночника, УЗДГ и сонографии уже становится практически ясным механизм и локализация первичного повреждения. Это является достаточно значимым при разработке конкретного пути реабилитации (или лечения) каждого конкретного ребенка или подростка. В ряде случаев, особенно при наличии даже намека на судорожные состояния, мы использовали и ЭЭГ. Однако ЭЭГ, по нашему мнению, во многих случаях, исключая эпилепсию, имеет значение прикладного исследования. Это мы объясняем тем, что даже при легкой компрессии хотя бы одной позвоночной артерии при ЭЭГ могут выявляться самые причудливые изменения биопотенциалов головного мозга, которые сменяются полной нормой при соответствующей установке головы ребенка и ликвидации компрессии позвоночной артерии, вызванной нестабильностью позвонков. ЭЭГ дает весьма расплывчатое представление о локализации очага поражения в тканях головного мозга, хотя по ней можно хорошо ориентироваться в преобладающих ритмах биоэлектрической активности мозга и в уже упоминавшихся «диффузных» нарушениях с преобладанием их в той или иной его части. На ее данные можно также довольно надежно опираться при возникновении судорожной готовности или эпи-лептогенного очага [Зенков Л. Р., 1996; Благосклонова Н. К., Новикова Л. А., 1994]. У детей с МДМ при ЭЭГ обычно обнаруживают диффузные общемозговые явления с нарастанием выраженности медленных волн. При выраженном гипертензионно-гидроцефальном -89- синдроме отмечаются грубые общемозговые изменения, нередко регистрируются билатеральные пароксизмальные разряды в виде пиков и острых волн, а также медленных волн. В то же время, несмотря на достаточно хорошую инструментальную оснащенность лечебных учреждений, сплошь и рядом мы встречаемся с ситуацией, когда для обследования ребенка и установления клинического диагноза, кроме М-эхоскопии и ЭЭГ, не было произведено ничего. Мы полагаем, что подобные ситуации, когда родители и ребенок в конечном итоге остаются наедине со своими проблемами, зависят от дефицита методических руководств по диагностике поздних последствий повреждений нервной системы у детей и подростков, отсутствия единых критериев диагностики МДМ и определенного дефицита знаний в этой области. Анализ результатов наших клинических и инструментальных исследований свидетельствует о том, что у детей и подростков с МДМ изменения в ЦНС не носят характера очаговых деструктивных поражений, а являются по своей сути в большинстве случаев вторичными и функциональными. В связи с изложенным нам представляется наиболее рациональной следующая схема обследования детей с подозрением на МДМ и вообще детей с признаками перинатальных повреждений. 1. Тщательный сбор анамнеза. При этом необходимо обратить внимание на социальное и материальное положение родителей, семьи, попытаться выяснить мотивацию родителей на здоровье ребенка. 2. Беседа с матерью ребенка, в процессе которой выясняется характер и течение беременности, перенесенные во время нее заболевания, а также основные особенности родов (срочные или нет, стремительные или вялые, длительность безводного периода, применение ручных пособий, стимуляции и т. д.). 3. Уточнение поведения ребенка сразу после родов: какой был цвет кожи сразу после рождения, сразу ли закричал, было ли обвитие пуповиной, когда ребенка приложили первый раз к груди и его поведение при этом (сразу или спустя какое время после рождения взял грудь, сосал активно или вяло), ставился ли неонатологами диагноз «гипоксия» и т. д. 4. Общее и психомоторное развитие ребенка первого года жизни: до какого времени находился на грудном вскармливании, были ли признаки аллергии, когда стал фиксировать -90- взор, узнавать близких людей; когда стал сидеть, стоять, ходить, говорить слова, простые предложения и т. д. Тщательный медицинский осмотр ребенка и выявление тонких, негрубых неврологических признаков и соматических нарушений (если они, естественно, присутствуют). Особенно активно следует выяснять наличие аллергии, энуреза, нарушений осанки, миопии и проявлений вегетативно-сосудистой дистонии и метеозависимости (часто ли беспокоят головные боли и зависят ли они от перемены погоды, укачивает ли в транспорте и т. д.). При необходимости — тщательное инструментальное обследование ребенка (мы имеем в виду описанные выше методы, которые при необходимости могут быть дополнены другими: ЭЭГ, реоэнцефалографией и т. д.).
-91- РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С МДМ Излагая вопросы реабилитации, следует сразу же оговориться, что этиологическое лечение здесь невозможно, поскольку первопричинные факторы подействовали давно и остались в прошлом. Эффективные реабилитационные мероприятия могут основываться лишь на устранении тех звеньев патогенеза, которые в цепи причинно-следственных событий стоят на первом месте и определяют развитие всех последующих расстройств. Вот почему для реабилитации детей с МДМ так важны тщательное обследование детей и психоневрологическая диагностика. По нашим данным, в подавляющем большинстве случаев (исключая несколько наблюдений с лучевым поражением одного из родителей и перенесенными внутриутробными инфекциями) развитие МДМ у детей поразительным образом совпадало по результатам инструментальных исследований с признаками травмы шейного отдела позвоночника. Если говорить в общих чертах, то эти признаки свидетельствовали о различного рода повреждениях связочного аппарата позвонков: от незначительной нестабильности различных позвоночных двигательных сегментов до выраженной нестабильности сустава Крювелье (серьезная травма поперечной связки атланта). Наиболее выраженные клинические проявления МДМ, более грубая неврологическая симптоматика и задержка развития высших функций мозга обычно совпадали с соответствующими данными инструментальных исследований. Мы полагаем, что именно посттравматические нарушения нервных структур, преимущественно в области шеи, в большинстве случаев и является определяющим фактором в задержке своевременного биологического созревания различных отделов нервной системы, что приводит к различным нарушениям роста, развития, созревания и функционирования подчиненных ей систем. Разумеется, мы не исключаем и другие причины, которые могут пагубно воздействовать на интенсивно растущую и развивающуюся нервную систему плода и ребенка, например острые и хронические интоксикации, внутриутробные инфекции, острые вирусные заболевания матери (гепатит) в первой половине беременности и т. д.
- 92 - Однако доля этих причин невелика (в наших наблюдениях — 2—5%), этиология обычно устанавливается без труда, а реабилитация детей после рождения зависит от модальности этиологического фактора. Гораздо больший удельный вес и значение имеют случаи развития МДМ в результате травматических интранатальных воздействий. Мы далеки От мысли упрекать в возросшем родовом травматизме персонал родовспомогательных учреждений. Имеются категории детей, у которых необходимо от самого момента рождения прогнозировать интранатальное повреждение и развитие МДМ: — дети, перенесшие тяжелую внутриутробную гипоксию; — дети, извлеченные путем кесарева сечения; — дети после наложения шипцов; — дети с малой массой тела при рождении (менее 3000 г); — дети с большой массой тела при рождении (более 4000 г); — биологически незрелые дети. При всех перечисленных вариантах грешить на какие-то неадекватные действия медперсонала в процессе ведения родов трудно. Другое дело, что в современных условиях уже давно назрела необходимость в пересмотре многих родовспомогательных технологий на более адекватные процессу родов. Как справедливо пишет М. Оден (1994), многие из применяющихся на Западе (да и у нас тоже) технологий родовспомогательных процедур антифизиологичны. Даже положение роженицы на столе ведет свое начало от времен правления Луи XIV (ХУП в., Франция), который хотел, спрятавшись за занавеской, получше рассмотреть, как родится его ребенок, для чего его любовницу во время родов положили на спину. Такое положение роженицы служило для удобства наложения акушерских щипцов. Сейчас оно — повсеместная практика в развитых странах. Здесь, несомненно, нужен существенный пересмотр взглядов и изменение позиций в сторону большей физиологичности. Именно поэтому нам не импонирует даже название книги проф. В. В. Адамченко «Активное ведение родов», не говоря о ее содержании, где чуть ли не с первых страниц проводится идея программированных родов и стимуляции родовой деятельности; вместе с тем в книге очень глубоко излагаются физиологические основы родов, поэтому позиция автора вызывает некоторое недоумение. К большей физиологичности родовспомогательных процедур призывают основные общие рекомендации ВОЗ в области перинатальных технологий, изложенные на Межрегиональной
-93- конференции по технологии родовспоможения (г. Форта-леза, Бразилия, 22—26.04.85 г.), которые подробно изложены в книге Н. П. Шабалова «Неонатология» [Т. 1.— СПб., 1995.- С. 18-19]. Нам думается что в основе многих противоречий лежит несовпадение интересов акушеров и неонатологов, педиатров и детских невропатологов. Главная задача акушера состоит в том, чтобы ребенок родился живым и по большому счету практически здоровым, а мать не пострадала. В дальнейшем эти стороны (врач и пациент) обычно не встречаются. Главной задачей неонатологов, педиатров и детских неврологов является формирование и укрепление здоровья ребенка, чтобы он мог полноценно вступить в большую жизнь. Здесь врач и пациент встречаются многократно, и все проблемы, связанные со здоровьем ребенка, вырисовываются значимо и рельефно, особенно когда на него начинают падать физиологические или интеллектуальные нагрузки. В связи с изложенным, первой задачей в системе реабилитационных мероприятий после тщательного осмотра и обследования ребенка с МДМ является обстоятельная беседа с родителями, в ходе которой должна быть заложена мотиваци-онная основа на здоровье ребенка. Мы убеждены в том, что конкретные представления родителей о механизмах имеющихся морфофункциональных расстройств, о том, что они являются препятствием, например, для развития речи, памяти, внимания, что эти препятствия могут быть устранены или преодолены, являются мощнейшим стимулов! для индивидуальной систематической работы с их ребенком. В идеальном варианте дети с МДМ должны получать грамотную организованную систематическую и всестороннюю коррекционную терапию и реабилитацию. Однако пока наши социально-экономические условия этому не способствуют, а семья является тем микросоциальным «организмом», где при соответствующей подготовке ее членов можно эффективно осуществить многие реабилитационные мероприятия. В какой-то мере примером этого служит система организации деятельности Института Эвана Томаса [Доман Г., 1996], где всю работу с детьми в стенах Института по специальным инструкциям ведут их родители. Итак, первый этап реабилитационных мероприятий для детей с МДМ должен состоять в создании соответствующей мотивации на здоровье у их родителей. Мы считаем неуместным и даже вредным утаивать от родителей какие-то скрытые - 94 - дефекты здоровья их ребенка под видом-псевдоврачебной «этики», чтобы их «не запугивать» и т. д. Более того, нам кажется правильным предупреждать их о возможности будущей трансформации скрытых дефектов в явные: например, синкинезии при синдроме пирамидной недостаточности в дальнейшем при нагрузке или при стрессе могут обусловить появление заикания, тиков и т. д. Во время беседы с врачом (педиатром, неврологом) родители должны получить полную информацию о состоянии соматического здоровья их ребенка и ориентированные прогнозы на будущее. Следующий принцип реабилитации детей с МДМ — это определение круга специалистов, которые должны проводить реабилитационные мероприятия. Это педиатр,, детский невропатолог, дефектолог-логопед и психолог. Опыт создания и практической деятельности медико-психолого-педагогических центров в различных районах Санкт-Петербурга подтверждает целесообразность этой позиции, поскольку обычные детские поликлиники и клинико-диагностические центры с указанными проблемами не справляются, да это и не является их задачей. Мы считаем, что все дети, кому после рождения был поставлен диагноз «энцефалопатия», или без этого диагноза, но у кого при неврологическом осмотре были выявлены нарушения функции ЦИС, в том числе и характеризующие МДМ, должны находиться на диспансерном учете у невропатолога и педиатра до поступления в школу. Специалист, наиболее часто контактирующий с такими детьми,— это педиатр. Поэтому именно педиатру целесообразно хорошо ориентироваться в вопросах психомоторного развития детей. За видимым соматическим благополучием ему необходимо не просмотреть задержки развития высших функций головного мозга, которые в дальнейшем могут обусловить синдром школьной дезадаптации. Помимо этого, в процессе динамического наблюдения педиатр, выявляя соматические заболевания, осуществляет терапевтические мероприятия, чтобы патологические изменения внутренних органов не усугубляли неврологических нарушений и не влияли отрицательно на течение МДМ. Задачей детского невролога является диагностирование неврологического статуса ребенка, определение структуры повреждений, состояния зрелости высших функций головного мозга и разработка путей неврологической реабилитации. В дальнейшем при повторных осмотрах необходимо обращать внимание на динамику неврологической симптоматики и эффективность коррекции выявленных ранее нарушений. -95- Невролог, естественно, должен учитывать результаты педиатрических наблюдений, а в ряде случаев и руководствоваться ими. Выше мы уже говорили, что одним из наиболее типичных и хорошо диагностируемых при МДМ нарушений высших функций мозга являются различные задержки развития речи. От ее развития в первую очередь зависит успешность контакта ребенка или подростка с различной социальной средой, со сверстниками. Именно от развития слуховой и разговорной речи, а также внимания и памяти зависит готовность детей к процессу обучения в школе, а далее — успешность этого обучения. Поэтому следить за развитием речи у ребенка нужно очень тщательно и с того момента, когда гуление должно переходить в речь. В связи с этим присутствие специалиста-дефектолога, хорошо ориентирующегося в топической диагностике и структуре нарушений речи, а также умеющего их квалифицированно исправлять, с нашей точки зрения, обязательно при реабилитации детей с МДМ. Это подтверждают наши многолетние наблюдения, когда логопеды без участия дефектолога и детского невролога довольно быстро обучали детей правильно модулировать звуки (Р, Л, Щ, 3 и др.), а перед наиболее серьезными дефектами устной и письменной речи (перестановка слов, слогов, пропуск их или замена, нарушение согласования и др.) оказывались бессильными. Но здесь мы должны обратить внимание и на то, что работа дефектолога должна быть теснейшим образом увязана с работой детского невролога. Психолог, имеющий медицинскую подготовку, является еще одним обязательным специалистом, участв5пощим в реабилитации детей с МДМ. Необходимость его участия определяется тем, что он наиболее квалифицированно и грамотно может диагностировать, применяя нейропсихологические методики, степень развития (или задержки созревания) высших функций мозга, а также состояние интеллекта. Именно высшие функции мозга у детей с МДМ страдают более всего, но именно на них и опирается весь процесс дошкольно-школьно-го обучения и воспитания ребенка. Только психолог может наиболее всесторонне и полно, учитывая данные педиатра, невролога и дефектолога, определить, готов ребенок к школьному обучению или нет; если готов — то к какой форме школьного обучения, если не готов — то к какому специалисту его направить и на что обратить особое внимание. Кроме того, в процессе диагностики, занятий и бесед с детьми и их родителями психолог разрабатывает и рекомендует наиболее рациональные пути поведения в каждом -96- отдельно взятом случае для преодоления появляющихся у детей комплексов своей неполноценности и развития продуктивной коммуникабельности. Изучив возможности ребенка концентрировать внимание, психолог в интересах лучшего усвоения учебного материала может дать рекомендации педагогам по регламенту учебных занятий, способам и времени переключения рода деятельности обучаемых и т. д. Нередко психолог является первым, кто диагностирует пропущенные врачом и родителями МДМ и направляет таких детей к соответствующим специалистам. С этим мы практически ежедневно встречаемся в ППМС Центре «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга, поскольку при проявлениях неуспешности школьного обучения классные руководители направляют детей в первую очередь к школьным психологам, а те — в детскую поликлинику или к специалистам Центра. Таким образом, реабилитацию детей с МДМ необходимо проводить комплексно с участием педиатра, детского невролога, дефектолога, психолога и обязательно родителей и семьи. Завершая изложение принципов реабилитации детей с МДМ, мы хотим акцентировать внимание на адекватном подходе к обучению ребенка в школе или другом образовательном учре}|иении. Следует учитывать, что интеллект у таких детей обычно не нарушен, он может быть даже выше среднего уровня. Но при этом дети гипервозбудимы, эмоционально лабильны, они могут сконцентрировать внимание лишь кратковременно (на 5—15 мин), у них обычно выявляются задержки развития слуховой, разговорной и письменной речи. Все это необходимо учитывать при построении школьной программы и непосредственно в процессе преподавания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|