Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Правописание частицы не с глаголами




Цель: развивать умения употреблять и правильно писать гла­голы с частицей не.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите глаголы.

— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)

III. Актуализация знаний

— От данных глаголов образуйте однокоренные глаголы с по­мощью приставок на-, за-, с-, при- так, чтобы они отвечали на вопрос что сделает? Запишите, укажите время глаголов.

Образец: пишет - напишет.

Поёт, рисует, колет, темнеет, топит, веет, свищет, спит, смеётся, тает, греет, бежит, печёт, гладит, играет.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.

— Как написан глагол с частицей не? (Раздельно.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 226 (с. 125).

— Прочитайте текст.

— Какие по цели высказывания предложения встретились в этом тексте?

— Обсудите и выполните задание в парах.

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали.

— Какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги?

Упр. 227(с. 125).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте предложения, которые вы выписали.

— Прочитайте полезные советы, которые вы записали.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 228 (с. 126).

Прочитайте стихотворение.

— Какой заголовок к нему подойдёт?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Произнесите выделенные буквосочетания.

— Прочитайте, как эти буквосочетания обозначаются на письме.

2. Выборочное списывание

— Выпишите глаголы с частицей не.

Весёлые стихи

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадёшь!

— Не упаду!

— Отойди!

— Не отойду!

— Приедешь?

— Не приеду!

— Услышишь?

— Не услышу!

— Мечтаешь?

— Не мечтаю!

— Молчишь?

— Нет, не молчу!

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу!

А. Шибаев

— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)

3. Упражнение в написании глаголов с приставками

— Спишите. Укажите время глаголов. Выделите в глаголах приставки. Устно поставьте к ним вопросы.

— Улетели сегодня стрижи...

— А куда улетели, скажи?

— А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы...

Но милее им всё-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Е. Благинина

VIII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Выпишите глаголы с частицей не.

Маленький сторож дом сторожит,

(Не)шумит, (не)лает,

А в дом (не)пускает. (Замок.)

Овсом (не)кормят,

Кнутом (не)гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор.)

Мы день (не)спим,

Мы ночь (не)спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы.)

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как пишется частица не с глаголами?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами с части­цей не.

Тема: Обобщение знаний

Цель: развивать умения определять время, число, лицо глаго­лов, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения.

- Назовите глаголы с частицей не.

- Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Герой, квартира, самолёт, комната, кровать, солома, приветливо, потом, вдруг, сирень, растение, животное.

IV. Самоопределение к деятельности

- Расскажите, что вы знаете о глаголе.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 229 (с. 126).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули.

- Как пишутся глаголы с частицей не?

2. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме

- Прочитайте. Найдите в стихотворении глаголы в неопре­делённой форме. Выпишите сначала глаголы, которые от­вечают на вопрос что делать?, а затем — глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С. Баруздин

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 230 (с. 126).

— Прочитайте. Из каких сказок эти строки?

— Назовите виды предложений по цели высказывания.

— Назовите виды предложений по интонации.

— Выполните письменное задание к упражнению.

VIII. Рефлексия

— Выпишите глаголы, укажите их время, число, лицо и род.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

А. Пушкин

IX. Подведение итогов урока

— Что такое глагол?

Домашнее задание

Упр. 231 (с. 127).

Тема: Обобщение знаний

Цель: закреплять навыки разбора глагола как части речи, пра­вописания глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение.

— Объясните написание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.

Набежало, прилетела, позвонил, переварил, откусила, причалила, списал, подрисовал.

— Что общего в этих словах? (Глаголы прошедшего времени.)

— Как вы определили? (По суффиксу -л- и вопросам.)

— Разберите глаголы по составу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей.)

— Найдите глаголы.

— Как изменяются глаголы?

— Определите время, число, лицо и род (в прошедшем време­ни) глаголов.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 233 (с. 127-128).

Прочитайте.

— Назовите глаголы.

— Найдите памятку 3 на с. 146.

— Выполните задание.

(Несколько учеников устно разбирают любой глагол как часть речи. Далее задание выполняется письменно.)

— Прочитайте предложения на с. 128.

— Из какого произведения эти предложения? («Дед Мазай и зайцы».)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют глаголы с орфо­граммами и объясняют их написание.)

— Назовите глагол в неопределённой форме.

— В каком времени употреблены остальные глаголы?

— Рассмотрите рисунок. Назовите тему.

— Составьте свой текст по рисунку. Расскажите его соседу по парте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 234 (с. 127).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.

— Как пишутся приставки? А предлоги?

— Как отличить предлог от приставки? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)

VIII. Рефлексия

— Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы. Укажите время глаголов.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки-зимы.

А. Пушкин

IX. Подведение итогов урока

— Что такое глагол?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов.

Тема: Обобщение знаний

Цель: закреплять умения определять время, число, лицо гла­голов, разбирать предложения по членам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите глаголы, их время, число, лицо.

III. Актуализация знаний

— Спишите. Разберите слова по составу. Плывут, прибежала, читаешь, принесут.

— Разберите глагол как часть речи. Зима лодыря морозит.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Замените словосочетание глаголом в неопределённой фор­ме, запишите.

Давать корм (кормить), сделать покупку (купить), сделать проверку (проверить), одержать победу (победить), говорить неправду (лгать).

— От данных глаголов образуйте временные формы.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 235 (с. 129).

— Прочитайте стихотворение.

— Обсудите вопросы в парах.

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 236 (с. 129).

— Прочитайте текст. Назовите его главную мысль.

— Какой заголовок можно подобрать к тексту.

— Спишите. Раскройте скобки.

— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.

— Как пишутся приставки? А предлоги?

— Как различить приставку и предлог? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)

— Как пишется частица не с глаголами?

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1) Ч(у, ю)чело только видом п(у, ю)гает. 2) Ч(у, ю)ет кошка, чьё мясо съела. 3) Наш(и, ы) плач(у, ю)т, да и ваш(и, ы) не скач(у, ю)т. 4) Хозяин смек(а, я)ет - гость примеч(а, я)ет. 5) За больш(и, ы)м побежать - малое потерять.

— Спишите. Укажите время глаголов.

— У каких глаголов вы не смогли определить время? Почему?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Задание 1 (с. 130).

Тема: Обобщение знаний

Цель: закреплять умения определять время, число, лицо гла­голов, навыки правописания глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников делают сообщения. Желательно, чтобы были представлены разные темы.)

III. Актуализация знаний

— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.

Рисуешь, звонить, загремело, строить, одеваться, завязал, расцвела, построили, молчишь.

— По какому признаку можно определить глаголы настоящего времени 2-го лица?

— По какому признаку можно определить глаголы прошед­шего времени?

— По какому признаку можно определить глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.

1) Поют, делает, летят, едут. (Делает — это глагол единственного чис­ла, а остальные — множественного.)

2) Мечтать, работать, бежит, думать. (Бежитэто глагол настоящего времени, остальные глаголы в неопределённой форме.)

3) Застучал, сгорел, расцвёл, засверкает. (Засверкаетэто глагол будущего времени, а остальныепрошедшего.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в правописании глаголов в неопределённой форме

— Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы в конце глаго­лов в неопределённой форме пропущены. Составьте слово­сочетания данных глаголов с именами существительными по вопросам и запишите их. Подчеркните буквы, на кото­рые оканчиваются глаголы в неопределённой форме.

Образец: беречь (что 7) Родину.

Помо.. (кому?), вез., (что?), рассказыва.. (о ком?), руби., (чем?), жела.. (что?), дума., (о чём?), чита.. (что?).

2. Морфологический разбор глаголов

— Отгадайте загадку. Выполните разбор глаголов как части речи.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

(Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 130, кроме задания 1) или работа с контрольно-измери­тельными материалами (тест 11, с. 44—47).)

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...