Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»




Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя при­лагательное».

Ход урока

I. Организационный момент

— Вспомните, какие окончания имеют имена прилагательные и от чего они зависят?

II. Работа по теме урока

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях доро­ги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите полу­чившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в сло­восочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

(Учитель также может предложить следующий текст.)

Птица-лесовод

Шёл я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?

Вдруг летит дятел. Несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и усел­ся на осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит её крепким клювом.

Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу при­несёт. Все семена дятел не съест. Многие упадут на землю и весной про­растут.

По М. Пришвину

III. Подведение итогов урока

— Написание каких слов вызвало у вас затруднения?

Тема: Проект «Имена прилагательные в загадках»

Цель: развивать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и пред­ставлять свой проект.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке поговорим об именах прилагательных в загадках. Прочитайте на с. 90 учебника, что такое загадка.

(Далее работа по учебнику.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Защита проектов.)

V. Рефлексия

— Оцените работу своих одноклассников.

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Чьи проекты вам больше всего понравились?

(В конце урока учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)

Тема: Личные местоимения

Цели: дать представление о местоимении как части речи; фор­мировать умение распознавать местоимения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

- Разгадайте кроссворд и узнаете тему урока.

  '                      
                       
                 
                   
                   
                   
                         
                   
                     
                     
                     

1. Имя существительное обозначает... (предмет).

2. Часть речи, которая отвечает на вопросы кто?что?(Суще­ствительное.)

3. Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (Вопрос.)

4. Имена числительные обозначают... (количество).

5. Часть речи, которая отвечает на вопросы что делает?(Глагол.)

6. Имя прилагательное обозначает... (признак).

7. Наречие — это... часть речи (неизменяемая).

8. Часть речи, которая отвечает на вопросы как?куда?откуда? (Наречие.)

9. Часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. (Числительное.)

10. Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? (Прилагательное.)

11. Глагол обозначает... (действие).

— Прочитайте слово в выделенном столбце. Что такое место­имение? (Это часть речи.)

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 91, чему мы будем учиться, работая над этой темой.

III. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью местоимений

— Прочитайте текст.

Филин — красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин — ночная птица.

— Что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово филин.)

— Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, ты, мы, он, она, оно.)

2. Работа по учебнику

Упр. 156(с. 92).

(Коллективное устное выполнение.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое местоимение?

— Чем местоимения отличаются от существительных? (Они не называют предмет, а только указывают на него.)

3. Грамматическая сказка

Достойная замена

— Будьте любезны, — обратилось как-то Существительное к Место­имению, — займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило...

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей — местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное.

3. Работа по учебнику

Упр. 157(с. 93).

— Прочитайте стихотворение.

— Какие по цели высказывания предложения в нём встреча­ются? Прочитайте их.

— А по интонации? Прочитайте их.

— Назовите обращение.

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Назовите местоимения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр.158 (с. 93).

Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

— Выполните задание в парах.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите местоимение, которое пропущено в данном пред­ложении.

Упр.159 (с. 94).

(Работа в парах. Проверка.)

— Назовите местоимения в предложениях.

2. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова. (Одуванчик.)

— Найдите слово одуванчик в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом одуванчик, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Весной, как только подрастёт первая трава, распускаются ярко-жёл­тые одуванчики. Обычно в букеты их не берут — быстро вянут, да и так примелькались, что редко замечают. А дети срывают пушистые жёлтые шапочки на полых стебельках и плетут из них венки. Кстати, одуванчик по-венгерски дословно обозначает «детско-веночная травка» (т. е. трава, из которой дети плетут венки).

Живучесть одуванчика поразительна: вырванный с корнем цветок может дозреть до семян, которые разнесёт ветер, и вновь появятся всходы. Вот мы и приблизились к этимологии названия, она совсем прозрачная. На него подуй слегка, Был цветок — и нет цветка...

Повеет ли ветром, или кто-то специально дунет, и разлетятся по воз­духу сотни ажурных парашютиков, то поднимаясь всё выше и выше, то спускаясь к самой траве. Одуванчик — облетает от дуновения!

3. Упражнение в распознавании местоимений

— Отгадайте загадку.

Моё стихотворение —

Про местоимения...

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей...

А стемнеет — он придёт:

Тоненький,

Смущённый,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл — плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

Кто же он, оно, она? (Месяц, солнце и луна.)

Е.Кай

— Какие местоимения вы услышали?

VI. Рефлексия

— Прочитайте текст. Назовите местоимения.

Я живу в Москве. Учусь я в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть подруга. Она всегда помогает мне в трудную минуту. Я гор­жусь своей подругой.

— Что называется местоимением? Приведите примеры.

— Чем местоимение отличается от существительного?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с местоимениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...