Тема: Неопределённая форма глагола
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Несколько учеников читают свои тексты.) III. Актуализация знаний — Спишите, вставьте пропущенные глаголы. Остров на море..., Град на острове.. С златоглавыми церквами, С теремами да садами; Ель... перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там... ручная, Да затейница какая! А. Пушкин IV. Самоопределение к деятельности — Поставьте слова в начальную форму и запишите их. Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому. — Что такое начальная форма имени существительного? (Именительный падеж единственного числа.) — Что такое начальная форма имени прилагательного? (Именительный падеж единственного числа мужского рода.) — А как вы думаете, у глагола есть начальная форма? — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 181(с. 106). — Прочитайте пары слов. Сравните их. — Выполните задания. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.) — Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Назовите приставки в этих глаголах. — Прочитайте ниже сведения о языке. — На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? — Что такое неопределённая форма глагола? — На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? Упр. 182 (с. 106). — Прочитайте предложение. — Какая мысль выражена в предложении? — Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 183(с. 107). — Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.
— Назовите синоним к слову Отчизна. — Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.) — Назовите глаголы в неопределённой форме. 2. Выборочное списывание — Выпишите глаголы в неопределённой форме. Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. А. Пушкин — Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».) — Назовите автора этого произведения. (А.С. Пушкин.) — Назовите глаголы, которые вы выписали. VIII. Рефлексия — Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме. Нести службу, принимать еду утром, оказывать помощь, громко разговаривать. — На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? — На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 184 (с. 107). Тема: Неопределённая форма глагола Цель: развивать умение распознавать глаголы в неопределённой форме. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали. — Назовите в них приставки. III. Актуализация знаний — Выпишите глаголы в неопределённой форме. Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить. — Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать? — Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр.185 (с. 107). — Прочитайте стихотворение.
— Что считал мальчик? — Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите глаголы в неопределённой форме. 2. Работа со словом из словаря — Найдите слово песок в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом песок, запишите. — Запомните написание этого слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр.186 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте антонимы. Назовите части речи. Упр.187 (с. 108). — Прочитайте фразеологизмы. — Объясните значение каждого выражения, выберите ответ из слов для справок. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите глаголы в каждом фразеологизме. — Прочитайте предложения, которые вы составили. 2. Игра «Замени одним словом» — Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме. Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок. VIII. Рефлексия — Спишите. Подчеркните лишнее слово в каждой строке. 1) Упрямый, светлый, читать, красивая. 2) Доска, молния, доброта, сидеть. 3) Чисто, буду светить, скучно, медленно. 4) Петь, мыслить, убежал, рисовать. — Что такое неопределённая форма глагола? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Чему вы научились сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 188 (с. 108). Тема: Число глаголов Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся рассказывают свои тексты.) III. Актуализация знаний — Разделите словосочетания на две группы. Льётся вода, льётся музыка, бежит мальчик, бежит время, бить посуду, бить тревогу, растут деревья, растут года. — По какому признаку вы разделили словосочетания? (Словосочетания с глаголами в прямом и переносном значении.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Плывёт, читают, звенит, играют. — Чем они похожи? (Это глаголы.) — Разделите слова на две группы. (1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют.) — По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.)
— Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 189 (с. 109). — Прочитайте. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Письмо по памяти. Взаимопроверка.) — Прочитайте глаголы. Назовите их число. Упр. 190 (с. 109). — Прочитайте пары глаголов. Сравните их. — Чем они отличаются? — Почему у глаголов каждой пары разное окончание? — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы и называют их число.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как изменяются глаголы? (По числам.) — Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.) — На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? — Что обозначают глаголы во множественном числе? (Действие двух и более предметов.) — На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 191 (с. 110). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Сколько предложений в тексте? — Прочитайте их. — Назовите глаголы и их число. 2. Упражнение в определении числа глаголов — Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе. Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт. VIII. Рефлексия — Спишите, поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму. Подчеркните все глаголы, укажите их число. 1) В труде (рождается) герои. 2) Труд (кормят), а лень (портят). 3) Язык до Киева (доведут). — Объясните смысл этих пословиц. — Как изменяются глаголы? — Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе? — На какие вопросы отвечают глаголы в единственном и во множественном числе? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах. Тема: Число глаголов
Цель: развивать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте предложения, которые вы составили. — Назовите глаголы и их число. III. Актуализация знаний Зрительно-слуховой диктант Апрель - в..сенний месяц. Весло зв..нит к..пель. Во дв..ре св..ркает мужа. В..р..бей задорно чирикает. — Какие буквы пропущены? Объясните правописание этих слов. — В третьем и четвёртом предложениях измените число глаголов. Запомните первое и второе предложения. (Учитель закрывает текст, учащиеся записывают. После предварительной подготовки учащиеся записывают третье и четвёртое предложения, изменяя число глаголов, выделяя окончания.) — Разберите третье и четвёртое предложения по членам. — Каким членом предложения является глагол? IV. Самоопределение к деятельности (Работа в парах.) — Разделите слова на две группы. Поёт, пишем, сверкает, идут, жду, наблюдают, летят, ходишь, тает. - По какому признаку вы разделили слова на группы? (По числам.) - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 192 (с. 110). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) - Какие глаголы передают цвета предметов? Назовите их. Упр. 193 (с. 110). - Прочитайте стихотворение. - Почему автор его так назвал? - Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 194 (с. 111). - Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. - Какой заголовок подойдёт к этому тексту? - Объясните написание слов с орфограммами. - Выполните письменные задания к упражнению. VIII. Рефлексия - Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе. Он рычит, и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, Проглочу, Не помилую». Звери задрожали, В обморок упали. Волки от испуга Скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил. К. Чуковский - Из какого произведения эти строки? («Тараканище».) - Назовите автора этого произведения. (К.И. Чуковский.) - Прочитайте глаголы в единственном числе. На какие вопросы они отвечают? - Прочитайте глаголы во множественном числе. На какие вопросы они отвечают? - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Как определить число глагола? Домашнее задание Составить и записать четыре предложения на тему «Весна». Указать число глаголов. Тема: Времена глаголов
Цель: дать представление о времени глаголов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте предложения. - Назовите глаголы и их число. III. Актуализация знаний - Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Встречать, лежать, светлеть, начинать, кричать. - Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бросать, хохотать, бежать, бранить, блестеть. - Спишите. Укажите число глаголов. Сосенка отошла к дороге, А мать — высокая сосна – Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт — протягивает ветви... А ей соседки шелестят: — И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят. В. Кашин IV. Самоопределение к деятельности - Прочитайте предложения. Начался урок. Начинается урок. Начнётся урок. - Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются? - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Наблюдения над изменением глаголов по временам - Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. (Светит солнце. Едут машины.) - Напишите предложения о том, что уже произошло. (Растаял снег.) - Составьте предложения о том, что произойдёт. (Скоро закончится урок.) - Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают? - Что можно сказать об этих глаголах? 2. Работа по учебнику Упр. 195 (с. 111). (Коллективное устное выполнение.) - Прочитайте сведения о языке на с. 112. - Назовите времена глаголов. (Прошедшее, настоящее и будущее.) - На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? - Что обозначают глаголы в настоящем времени? - Приведите примеры. - На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? - Что обозначают глаголы в прошедшем времени? - Приведите примеры. - На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? - Что обозначают глаголы в будущем времени? - Приведите примеры. Упр. 196 (с. 112). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) - Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы они отвечают? - Назовите глаголы в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают? - Назовите глаголы в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 197 (с. 112). - Прочитайте предложения. — Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении. — Назовите время и число глаголов в каждом предложении. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) Упр. 198 (с. 113). — Прочитайте стихотворения. — Назовите тему этих стихотворений. (Весна.) — Найдите глаголы. Определите их время. — В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите. — Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.) VIII. Рефлексия — Определите время глаголов. (Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами н, п, б.) Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул. Прошедшее время — то, что прошло: «Вчера мы писали». «Солнце ушло». Настоящее время приходит теперь: «Мы пишем имя». «Бегает зверь». Будущее время ещё не пришло: «После уроков пойдём мы в кино». — Как определить время глагола? — На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? — На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? — На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 199 (с. 113).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|