Здоровье, созидание и разум
"Так называемый нормальный человек тот, которого можно определить, как "здоровый Филистайн", это лишь часть того, кем он мог бы быть" -- Вильям Джеймс Более двух тысяч лет назад Платон написал: "Не следует лечить часть, не леча целое... и, следовательно, если голова и тело должны быть здоровы, то надо начинать лечить ум - вот что самое главное". Западная медицина значительно продвинулась вперед со времен Платона. Мы умеем разрезать тело и приводить в порядок его части, мы знаем, как и где болезни атакуют нас и как предотвратить приступ при помощи лекарств. Но, несмотря на все это, мы только начинаем осознавать коренные причины многих разладов и все еще рассматривать тело как машину, а не организм. В этом смысле мы мало продвинулись со времен Платона. Когда мы заболеваем, то больше занимаемся удалением симптомов проблемы, а не ее коренной причины. Как только мы чувствуем себя лучше, считаем, что больше не нуждаемся в лечении. Но физические симптомы, которые мы так любим устранять, всего лишь вершина айсберга. Срезая верхушку, мы не заставим айсберг тотчас же подняться и обнаружить то, что было под водой. Погружая айсберг, мы будем терять его из виду, но как только вы отпустите его, он тут же всплывет на поверхность снова. Медицина не должна лишь убирать или подавлять физические симптомы, но и лечить первопричину разладов. Что же такое коренная причина? Десятилетие назад врачи осторожно высказывались, что возможно 50% всех недугов вызваны стрессом. Эта цифра быстро росла и в 1972 году Питер Блайс начал свою книгу "Болезнь от стресса" с утверждения: "Авторитетное мнение медиков в США и Британии пришло к убеждению, что 70% всех пациентов, которые наблюдались у врачей-терапевтов, страдали от недугов, происходивших от стрессов, от которых не удалось освободиться". Через два года доктор Элмер Грин, выступая на конференции по здравоохранению в Лондоне, отметил, что даже упрямые врачи соглашаются с тем, что 80% всех проблем носит психосоматический характер. Другие, более передовые, полагают, что эта цифра значительно выше.
Мы увидели в последней главе, что стресс может быть главным фактором, вызывающим язву пищеварительного тракта, высокого давления крови, коронарных недугов и т.д., и многие из нас согласились бы, что наши боли и недуги - результат стресса. А как быть с инфекционными болезнями, ведь они вызваны не стрессом, а вирусами и бактериями? Это - правда, но восприимчивость организма к вирусам и бактериям зависит от общего состояния здоровья: чем меньше человек подвержен стрессам, тем меньше вероятность, что он заболеет первым, и справится с любыми возможными болезнями лучше. Сейчас все более очевидно, что многие формы рака тесно связаны с эмоциональным состоянием человека; часто обнаруживалось, что болезнь возникала через шесть-восемнадцать месяцев после серьезного эмоционального шока. Освобождение от стресса, которое дает ТМ, способствует общему улучшению здоровья. Она идет к первопричине многих недугов, излечивая и ум, и тело как единое целое, реализуя идеальное представление Платона о медицине. Медитирующие часто сообщают, что они чувствуют себя здоровее, и некоторые предварительные наблюдения подтверждают это, показывая не только общее улучшение здоровья, но и соответствующее снижение употребления транквилизаторов и других медицинских средств. ТМ и Психотерапия Но улучшается не только физическое состояние. Один психиатр из Нью-Йорка, который начал использовать ТМ как приложение к традиционной психотерапии, заявил что "те, кто упорно практиковали ТМ, продемонстрировали значительно более быстрое улучшение здоровья во время курса психотерапии. У некоторых это улучшение было потрясающим. Многие избавились от симптомов, которые никогда не устранялись бы при помощи психотерапии. У двух таких пациентов облегчение и общее улучшение здоровья, укрепление эго-силы, общая продуктивность в работе и удовольствие от жизни наступили после нескольких занятий психотерапией. У каждого пациента, который верил в ТМ, улучшение наступало в два раза быстрее, чем предполагалось. Если пациент жаловался, что улучшение не наступает быстро, я обнаруживал, что он прекращал заниматься ТМ. Как только занятия ТМ возобновлялись, продвижение вновь шло быстрыми темпами".
Доктор Бернард Глуэк из Гарвардского Института Жизни в Коннектикуте использовал ТМ при лечении шизофрении. Его находки впечатляют. Он дал трети из своих групп ТМ, трети - тренировку в обратной биосвязи и трети - стандартную технику релаксации. Его промежуточные результаты показали, что ТМ наиболее эффективная из трех, так как большинство медитирующих пациентов могли существенно сократить традиционный курс лечения. ТМ имела преимущество над обратной биосвязью, не требуя сложного и дорогого оборудования. У пациентов из группы обратной биосвязи он обнаружил, что положительные результаты достигались только пока они имели доступ к ЭЭГ и компьютеру: они не могли отдыхать самостоятельно, как это удавалось тем, кто занимался ТМ. Доктор Хэролд Блумфилд, который также использовал ТМ как часть своей психиатрической практики, обращал внимание на некоторые другие преимущества ТМ перед лекарствами и терапевтами. ТМ находится исключительно под контролем пациента. Если ему станет лучше, то не благодаря пилюлям и врачам, а благодаря его собственной восстановительной деятельности. Кроме того, ТМ экономит время как врача, так и пациента. Два исключительно интересных случая, где ТМ дала потрясающие личные изменения описаны Дэниэлем Гоулменом в журнале по Трансперсональной психологии. В первом случае речь идет о женщине 45-50 лет, которая, видимо, очень страдала от горя после смерти матери, с чем она полностью смириться не смогла. Во время одной из медитаций большая часть ее скрытой печали, которая была глубоко внутри, ушла. Позднее, к ней вернулись не только счастливые воспоминания ее детства, которые были до этого подавлены, но она стала воспринимать людей "как будто бы в первый раз... серые картонные фигурки ожили". Она продолжает: "Если бы вы спросили у меня вчера, я бы почувствовала, что мое восприятие великолепно, но я принимала людей через заученные реакции... не видя их. Все это сейчас совсем по-другому... когда я увидела лица моих дочерей, я увидела их такими, какими я их не видела никогда до этого, и они узнали, они отреагировали".
С точки зрения стрессовых ситуаций, в которых многие из нас живут, очень важно заметить, что она заранее не понимала, что ее способности полностью не функционировали. До тех пор, пока "двери восприятия" не раскрыты, мало осознаешь тот серый туман, через который все видится, и для многих оказывается неожиданностью, хотя и приятной, что сознание может быть острее, богаче и живее. В предыдущей главе мы увидели, что современные формы освобождения от стресса имеют небольшую связь с настоящим стрессовым ощущением. Это легко увидеть из ситуации этой женщины. Несмотря на то, что ее проблемы были связаны со смертью матери, она не переживала вновь прошлое страдание. Психоаналитический подход к ментальному здоровью - это попытка устранить стрессовое влияние прошлых переживаний, принося забытые или подавленные переживания обратно в сознание. Это прямо противоречит ТМ, где нет попытки погружения в прошлое. В этом случае Махариши против главенствующей психоаналитической точки зрения, которая состоит в том, что полное осознание первопричины даст возможность справиться со стрессом. Различие между ТМ и традиционной психотерапией очень важно для Махариши. Если человек осознанно возвращается к переживанию, есть серьезная опасность, что сознательный вызов переживания может сам стать дальнейшим стрессом. Ненамеренно позволяя прессингу уйти, не возвращаясь к источнику раздражения, медитирующий не подвергает себя повторному стрессу.
Второй случай, который Гоулмен описывает в своей статье, особенно потрясающий. Он описывает возвращение к норме физической деформации девушки 22 лет. Она сообщает: "У меня в детстве были очень кривые зубы. Они были настолько огромные для моих челюстей, что пришлось удалить восемь зубов. Когда выросли мои коренные зубы, я заметила, что они плохо совпадают друг с другом. В течение нескольких месяцев занятий медитацией я чувствовала, что моя челюсть вытягивается вправо. Она становилась все более твердой. Однажды я почувствовала сильный, болезненный рывок и сильный треск, и моя челюсть сдвинулась. Когда это произошло, я была очень удивлена, но продолжала медитировать. Позже я посмотрела в зеркало - мои зубы выровнялись, мышцы рта были расслаблены. Теперь, когда я улыбаюсь, все по-другому". Я знаю подобный случай с молодым человеком, который поломал локоть в автокатастрофе два года назад. И хотя все зажило, он не мог свободно выпрямить руку. Врачи говорили, что это обычное последствие такого перелома. Они сказали, что ничего нельзя сделать и предложили смириться с этим недостатком. Однако спустя два года, во время медитации, он внезапно почувствовал сильную боль в локте, очень похожую на ту, которую он пережил во время аварии. Руку вновь полностью парализовало. Хирург, который лечил его, заключил, что паралич имел тот же характер, что обычно происходит при повреждении локтевого нерва. Через два дня боль прошла и локоть стал двигаться свободно. Он смог теперь выпрямлять руку. Многие люди были бы готовы согласиться, что некоторые формы ментального и эмоционального нарушения обратимы, но то, что физические нарушения также поправимы, вызывает удивление. Многие врачи поставили бы под сомнение, что такие изменения возможны без серьезного хирургического вмешательства и что они могли произойти спонтанно, как было в этих случаях. Конечно, такое случается не всякий раз, когда человек медитирует, это происходит обычно случайно, но и случайности очень важны для медицинской науки. Если бы подтвердилось, что такая обратимость возможна на более широком уровне, это было бы предвестником революции не только в медицинской практике, но в понимании человеческого организма в целом. Расширение ума Вильям Джеймс, один из отцов физиологии XX столетия, сказал: "Большинство людей живут, будь то физически, морально или интеллектуально в очень замкнутом круге их потенциального бытия. Они пользуются лишь малой толикой возможностей их сознания....Это похоже на человека, который привык пользоваться лишь одним мизинцем из всего организма".
Многие другие физиологи высказываются подобным образом, считая, что большинство из нас использует лишь 10% своего потенциала. В соответствии с моделью ума по Махариши, мы осознаем лишь поверхностные уровни ментальной активности. Умственные стрессы поддерживают фоновую нервную деятельность на высоком уровне, не давая осознать глубинные слои мышления. Если провести аналогию с прудом, воздействие стресса подобно грязи, которая лежит на дне. Пузырек виден лишь на поверхности, потому что вода мутная. Но если бы вода стала прозрачней, мы бы увидели как он поднимается из глубины. По мере освобождения нервной системы от стресса фоновая ментальная "болтовня" уменьшается и обычные мысли осознаются на более ранних фазах развития не только во время медитации, а и в ежедневных делах. Пропорция ментальной деятельности, которая достигает сознания, увеличивается по мере того, как система полностью освобождается от стресса и вся ментальная деятельность открывается сознанию. Махариши говорит об этом как о "расширении сознательной способности ума" Расширение сознательного ума не означает, что человек ощущает, что его ум стал шире или что-то вроде этого: просто тонкие слои мысли открыты сознанию и человек начинает использовать это в обычном мышлении. Человек ощущает, что мыслит яснее, быстрее и эффективнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|