Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путешествие в организм человека




 

Задачи:

– закреплять знания о том, что организм человека – единая система;

– развивать воображение, внимание, речь, выразительность;

– формировать бережное отношение к своему и чужому здоровью.

 

* * *

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в самое необычное путешествие. В стране, куда они попадут, живут внутренние органы человека. Спрашивает, какие органы человека дети знают.

Первый орган, с которым знакомятся дети – сердце – самый главный, как мотор для машины. Мышцы сердца непрерывно сокращаются и расслабляются. Предлагает детям показать, как бьется сердце. Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу, изображая большое сердце. Выполняют ритмический рисунок биения сердца шагами – медленно: «тук-тук-тук» (три шага в круг и три шага из круга); чуть быстрее: «тук-тук-тук-тук» (четыре шага в круг и из круга); человек взволнован, сердце бьется часто-часто: «тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук» (маленькими шагами вперед и назад); сердце успокаивается, возвращается к медленному ритму (на три шага).

Проводится этюд «Отдай частичку сердечного тепла товарищу». Дети, стоя по кругу, начиная с воспитателя, поворачиваются к соседу, стоящему с правой стороны, берут его ладони в свои, и произносят: «…, возьми частичку моего сердечного тепла. Пусть оно тебя согревает».

Воспитатель говорит, что сердце работает, пока в кровь поступает кислород. Спрашивает, через какой орган кислород попадает в организм. Дети отвечают, что через легкие. Их два – правое и левое, они похожи не на круг, а на овал. Воспитатель предлагает стать легкими, разделиться на две группы и образовать форму овалов, положив руки на плечи друг другу. Дети изображают, как дышат легкие, расходясь и сходясь. Воспитатель предлагает как можно ближе сойтись, послушать, как дышат товарищи, подстроиться под один ритм дыхания; подышать глубоко 3–5 раз; подышать поверхностно.

Дети могут изобразить внутренним и внешним кругом ребра и легкие. «Ребра» остаются неподвижными, а «легкие» дышат. Можно проверить прочность «ребер», которые защищают «легкие» («Петушиные бои»).

Воспитатель говорит, что кислород поступил через легкие в кровь, кровь принесла кислород к сердцу, сердце забилось часто. А дети станут кровеносными сосудами, через которые кровь разносит кислород и питательные вещества по всем органам и тканям. Дети встают цепочкой и бегут, изменяя направление от «органа» к «органу», который называет воспитатель.

Воспитатель останавливает детей и говорит, что кровь не может дальше двигаться, сосуд закупорен сгустком крови. От этого человек может заболеть и даже умереть. Что же делать? Взрослый предлагает протолкнуть сгусток, освободить проход. Он изображает сгусток крови, а дети пытаются его вытолкнуть. Так несколько раз, продвигаясь по сосуду. Но сгусток все же остается в сосуде. Тогда воспитатель превращает детей в лекарство, которое должно рассосать его. Дети бегают вокруг воспитателя, имитируя бокс и произносят: «Вот тебе, вот тебе! ». Сгусток растворяется, воспитатель приседает. Дети-«лекарство» радуются, прыгают, кричат «Ура! ». Воспитатель напоминает о том, как предупредить появление опасных сгустков крови в сосудах – больше двигаться, обязательно физически трудиться.

Далее воспитатель спрашивает, где перерабатывается пища.

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает стать желудком, показать, как он работает. Дети встают в круг, но за руки не берутся. Сгибают руки в локтях перед собой. В желудок поступила пища. Дети ее перерабатывают, как мельница, изображая это движениями рук. Сначала на большие кусочки, затем до кашеобразного состояния. Воспитатель выбирает ребенка, изображающего желудочный сок. Он бегает внутри круга, дотрагиваясь до рук каждого ребенка. Затем дети пантомимически изображают вздохам и ахами «грустный желудок», в который попала пища большими кусками, не пережеванная, очень острая, соленая, перченая. Произносят:

 

Ох, как больно и опасно!

Травите меня напрасно.

Буду долго я болеть.

Невозможно станет есть.

 

Дети радуют «желудок», показывая, как правильно надо пережевывать пищу. От имени желудка выражают благодарность:

 

Всех я вас благодарю

За пищу полезную.

Так жуете хорошо.

Чувствую себя легко.

 

Воспитатель напоминает детям, что из желудка пища попадает в кишки, которые бывают тонкими и толстыми. Дети изображают тонкие кишки, встав цепочкой с растянутыми сцепленными руками. Изогнув цепочку, показывают, как располагаются кишки в организме. Тонкую кишку, которую изображают дети, можно измерить метром. Дети видят, что она очень длинная, более шести метров.

Дети могут показать, как в тонкую кишку, в которой пища продолжает перерабатываться и всасываться, поступает желчь из печени и желчного пузыря, сок из поджелудочной железы, кишечный сок из стенок кишечника. Все эти вещества помогают переваривать белки, жиры и углеводы. Дети образуют два круга – внешний и внутренний. Дети внешнего круга встают на некотором расстоянии друг от друга, берутся за руки и поднимают их вверх. Дети внутреннего круга проходят через «воротца» детей внешнего круга, поднимая руки вверх и образуя внешний круг (меняются местами).

 

Желчь и сок в меня вливаются —

Пища соком наполняется,

Очень быстро расщепляется.

Кровушка обогащается.

 

Затем изображают менее длинную толстую кишку. Играют в «Ручеек», где дети, которые делают воротца – это кишка, а те, кто пробегают – отходы, вредные вещества в виде кала. Причем воротца периодически сжимаются, проталкивая отходы вперед – к прямой кишке.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каком большом и очень значимом органе они забыли.

Дети называют.

Воспитатель говорит, что печень, самый трудолюбивый орган. По своей форме она похожа на большую улитку, которая вылезла из домика. Печень накапливает полезные вещества и выделяет их в кровь, а еще очищает кровь от вредных продуктов. Дети играют в игру «Успей зайти в дом». На слова воспитателя «Полезные вещества, двигайтесь по организму! » дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; на слова «Полезные вещества – в печень! » дети стараются быстрее забежать в очерченное пространство. Выбывает тот, кому не хватило места. Затем дети изображают, как печень очищает кровь. Два ребенка образуют поднятыми руками «воротца». Остальные дети из колонны по одному перестраиваются по два, проходят под воротцами. «Грязная кровь» уходит направо, а «чистая» – налево.

Воспитатель просит детей напомнить, какой орган очищает кровь от вредных веществ и выводит их из организма с мочой. Так же он следит за тем, чтобы вещества, необходимые нашему организму, сохранялись в крови.

Дети отвечают.

Воспитатель напоминает, что почки, как и легкие, парный орган. Они похожи на фасолины и располагаются по обе стороны позвоночника. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о почках и выполнить движения.

 

 

На фасолины похожи, – Дети сжимают пальцы в кулаки.

Только кушать нас нельзя. – Двигают указательным пальцем.

Почками нас называют

В организме неспроста.

Мы подружками живем, – Соединяют кулаки боковой стороной

Человеку жизнь даем. – Поднимают руки вверх.

Очищаем дружно кровь – Трут кулак о кулак.

От веществ плохих,

А полезные – храним,

В кровь пускаем их. – Скрещивают пальцы.

 

В заключение дети вспоминают, в какие органы человеческого организма они превращались.

В следующих путешествиях дети могут изображать головной мозг (большие полушария) извилистой шеренгой, решают логические задачи; спинной мозг – колонной детей, у которых руки расставлены в стороны (нервные корешки), совершают различные движения, которые контролирует позвоночник; нервную систему – сплетенной из рук сеткой верхним хватом, выполняют команды, которые дает воспитатель сенсорным или моторным нервам и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...