Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика памяти, ее виды.




Память -способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

3 вида памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. 1ая связана с широким волевым контролем запоминания, 2ая — с употреблением логики, 3ья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Мгновенная/ иконическая - связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память -полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная - способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Связана с так называемым актуальным сознанием человека. в нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую - информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная - с сохранением и воспроизведением зрительных образов. данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды особой роли в жизни человека не играют, и их возможности ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. В первом запоминание происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

4.1. Формы организации коллективов. - кружок или детское объединение: 1руководитель,он же педагог (один).Главная цель – знакомство с определенным направлением хореограф. искусства, организация свободного времени, развитие творческих возможностей учащихся. Со временем может перерасти в студию или ансамбль. 1 программа обучения. Основная форма проведения занятий –урок. Итог – показательный урок. Выступления. - школа- Различные направления в работе(несколько предметов). По каждому предмету своя программа. Программы самостоятельны и связаны между собой лишь межпредметно(расширяют кругозор учащихся,повышая их общий уровень развития,помогают глубже и шире понять основное направление). Обязательно несколько педагогов.Основная форма проведения занятий – урок. Могут быть индивидуальные занятия и по подгруппам. Итог – контрольный урок. Переход в следующий класс. - студия- Работа ведется по различным направлениям.Программа каждого направления является частью общей программы. Все может вести один человек.Основная форма проведения занятий – урок. Могут быть индивидуальные занятия и по подгруппам. Итог – контрольный урок. Выступления. - школа – студия -Синтез двух предыдущих форм. Несколько педагогов. По каждому предмету своя программа, которая является частью единой программы. Чаще всего является начальным этапом при подготовке в ансамбль, являясь его коллективом – спутником.Лучшие ученики по окончании учебы входят в основной состав ансамбля. Основная форма проведения занятий – урок. Индивидуальные, по подгруппам. Итог – контрольный урок.Выступления.Переход в ансамбль.

-ансамбль- Высшая, сложная форма организации хореографического коллектива.

Главная цель деятельности - выступления.Основные формы проведения занятий – урок, репетиции (различные). Обязательно наличие коллектива – спутника (для пополнения состава участников коллектива, имеющих определенную подготовку и знающих репертуар.) Основные формы занятий – урок, репетиция. Так же есть занятия по подгруппам и индивидуально (по необходимости). Обязательно наличие постоянного репертуара, реквизита (костюмов). Итог – концертная деятельность. - театр танца- Как и ансамбль, только репертуар включает в себя не отдельные номера (что возможно), а целостные спектакли.Часто такое название используют для коллективов классического танца.

 

4.2 Понятие о способностях. Способности – психол. особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Превращение же возможности в действительность зависит многих условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Структура способностей.

2 группы: общие способности, т. е. такие интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность, креативность и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др.). Они не должны противопоставляться друг другу.

Наиболее разработанной является структура общих познавательных способностей. -три составляющие части:– интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;– обучаемость, как способность к приобретению знаний;– креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

К общим способностям также относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов - художественному, мыслительному и среднему.

Структура каждой конкретной способности как готовность личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом - обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития -создает новое, оригинальное.

Формирование способностей.

Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества. Важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. - это интересы к содержанию определенных областей человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательные интересы здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. задатки - одна из посылок для формирования способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).Талант - это способность к достижению высшего порядка.Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое.

Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки;- время выявления;- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;- всестороннее развитие интересов и способностей;- соперничество и сотрудничество.

 

 

5.1. Подготовка и проведение открытого. Открытый урок является методической работой педагога и главная цель – это демонстрация профессионального педагогического мастерства. О.У. проводится 1-2 раза в год и проходит в форме обычного урока (не концертный вариант). Тема и дата проведения откр. урока должны соответствовать кал.-тематическому плану. Если тема О.У. формулируется с методической точки зрения (напр.,использование различных методов обучения при разучивании нового материала или отработки и закреплении материала и т. п.), все равно дата и основная тема урока должны соответствовать кал.-тем. плану и быть учтены (то есть урок проводится на материале, заявленном в календарно-тематическом плане.).

При подготовке к отк.уроку педагог должен обязательно составить план-конспект урока, где будут отражены: тема урока, цели и задачи урока, возраст учащихся, основные этапы урока, время проведения каждого этапа, методы обучения, используемые на каждом из этапов. Кроме этого, особое внимание следует обратить на подведение итога урока(т.к. здесь мы увидим достигнуты ли цели урока, чему научились учащиеся на этом уроке, что следует уточнить, чтобы правильно сформулировать дом. задание), а также на взаимосвязь каждого этапа урока с темой и целью урока и связь между самими этапами урока.

После составления плана урока следует тщательно подобрать музыкальный и лексический материал (лучше с запасом). Следует хорошо продумать творческие задания и упражнения на организацию внимания.

После проведения открытого урока педагог должен суметь провести анализ своего урока (см. конспект план анализа урока). Уметь спокойно выслушать замечания и пожелания коллег и сделать выводы на будущее.

 

5.2Характеристика основных методов обучения. Метод обучения - упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками:– цель обучения;– способ усвоения;– характер взаимодействия субъектов обучения.

Классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т.д.; работа с книгой– чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т.д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т.д.

Словесные методы обучения:- ведущее место, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. подразделяются на: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающее-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению.

2. О бъяснение – это словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. – это монологическая форма изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

4. учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...