Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Требования к современному уроку.
В дидактике известны 3 основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Классно-урочная система (основы которой были заложены Я. А. Коменским) имеет, четкие требования к организации педагогического процесса.: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка. Важным преимуществом - возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести: - возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика; - четкость и системность в последовательности изучения учебного материала; - экономическую выгоду при массовом обучении. Недостатки этой системы относятся в основном к организации урока как основной формы педагогического процесса: - единообразие содержания; - ориентация на среднего ученика, как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала; - недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы. Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.
Урок как основная форма организации педагогического процесса. Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), которая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компоненты (части, фазы) этой формы организации обучения. Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. Приведем классификацию уроков с рассмотрением их структурных особенностей. 1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. 2.Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом. 3.Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверку самостоятельно выполненных работ; задание на дом. 4.Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися. 5.Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи такого урока — выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использованы письменные или устные формы контроля. 6.Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная структура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на закрепление новых знаний; повторение раннее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и установка на восприятие, осмысление и запоминание материала; создание рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация достижения целей урока; определение степени участия в их достижении каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив). На любом уроке могут быть использованы фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Педагогические требования к уроку ( Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Общие требования:на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. =Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. = Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.= Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:=Постановка воспитательных задач урока.=Формирование у учащихся высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью. =Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. =Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) =Соблюдение учителем педагогического такта. Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей. Организационные требования к уроку:=1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. =Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). =Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обучения. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении. Репертуар ЛХК Показателем деятельности творческого коллектива являются его выступления. Каждый коллектив имеет свой репертуар. Работая над формированием репертуара своего коллектива, руководителю следует помнить об основных требованиях к формированию репертуара. 1. Соответствие направлению коллектива (это не значит, что в кол-ве народного танца не может быть номеров современного направления, но их должно быть мало, а еще лучше,если они перекликаются с основным направлением кол-ва). 2. Учет возрастных особенностей участников коллектива (соответствие музыкального и лексического материала каждой возрастной группе, номера должны быть понятны исполнителям, интересны для них, тематика номеров должна отражать интересы конкретного возраста и т.д.) 3. Учет уровня подготовки исполнителей (отчасти это связано с возрастом, а так же с продолжительностью обучения, т.е. годом обучения).Не следует вводить в номера элементы танца, которые еще не очень хорошо освоены учениками, особенно это связано с движениями, неправильное исполнение которых может повлечь за собой травму. Следует обращать внимание на темп исполнения, сочетание элементов и т.д., что тоже важно учитывать для каждой конкретной группы. 4. Учет специальных (заказных) номеров (праздничные и тематические номера к концертам). Эти номера как правило сохраняются в репертуаре, хотя иногда их приходится изменять,,прежде, чем ввести в основной репертуар (обычно это связано с пространством,на которое номер рассчитан, и на количественный состав исполнителей). 5. Бережное отношение к старому репертуару (следует сохранять лучшие номера как можно дольше) Бывают очень удачные номера, а бывает очень хорошая идея (задумка) номера, во втором случае можно использовать саму идею номера, изменяя ее для каждой новой группы. Первый же используем как тест на качество исполнительского мастерства новых учеников и своей работы (не «затоптать» номер). 6. Воспитательное значение репертуара. (Следует с особым вниманием и ответственностью относиться к тому, какое воздействие произведет номер на зрителя и исполнителя в процессе работы над ним. Это может быть и эмоциональное переживание, и эстетическое и нравственное развитие, и руководство к действию...)
12.2. Принципы дидактики. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. 1. Принцип сознательности и активности. Он подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.
Сознательность учащегося состоит в том, что он понимает цели и задачи обучения, знает факты, понимает материал, умеет проникнуть в суть изучаемого, умеет сознательно применять материал на практике. Важно - показать и объяснить ученику цели и задачи предстоящей работы - обучать так, чтобы было понимание того, что он делает, а не механическое заучивание. - используйте силу взаимообучения учеников. - приучайте учеников думать и действовать самостоятельно, развивайте творческое мышление через анализ проблем, решение поставленной задачи разными способами 2. Принцип наглядности эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. 3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности. - разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников. - используйте передовые достижения методики обучения; составляйте с учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний. - чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное для обеспечения систематичности и последовательности. - в конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации. 4. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников. Прочность усвоения учениками материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры материала, но и от субъективного отношения учениками к данному материалу, обучению, педагогу; также чем важнее и интереснее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. - важно помнить психологические закономерности забывания, согласно которым забывание изученного идет быстрее всего сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть просчитаны. - развивайте память учеников: учите их пользоваться различными мнемотехническим приемами, облегчающими запоминание 5. Принцип доступности – это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учеников. Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.- изучаемый материал нужно распределить по возрастам, в каждом возрасте изучать то, что доступно восприятию. - учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития 6. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. - применяйте новейшую научную терминологию, будьте в курсе самых последних достижений по своему предмету. - поощряйте исследовательскую работу учеников., 7. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
13/2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|