Изучение сферы деятельности социально - педагогогической службы колледжа в области взаимодействия с родителями обучающихся
В организации взаимодействия с родителями обучающихся в процессе сопровождения группы задействованы различные службы колледжа: служба социальных педагогов, психолого-педагогическая служба, воспитательный отдел и другие. В процессе подготовки и разработки темы исследования были изучены и проанализированы документальные материалы указанных служб. Прежде всего остановимся на работе службы социальных педагогов колледжа. Опыт социально - педагогического сопровождения позволяет вычленить основные направления деятельности социального педагога на современном этапе. Это оказание помощи в решении следующих проблем: · формирования здорового образа жизни; · личностная проблема развития подростка; · выбора маршрута личностного развития; · преодоления затруднений в социальной адаптации. Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов. Специалисты образовательного учреждения рассматривают состояние здоровья подростка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития [7]. По мнению авторов Летуновой В.Е., Богомедовой З.М. под социально-педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды. Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход.
Служба социальных педагогов колледжа, наряду с кураторами групп и мастерами производственного обучения имеет широкий спектр взаимодействия с родителями обучающихся. Должностные обязанности социального педагога (Приложение 2) Социальные педагоги проводят обследование семей первокурсников. Выявляют семьи зоны риска. Собирают документы для оказания материальной помощи каждой нуждающейся семье. Работа ведется по отдельному плану социальных педагогов (Приложение 4). План работы, как можно увидеть, охватывает широкую сферу деятельности специалистов социально – психологической службы. В результате проведенного анкетирования, усного опроса каждого обучающегося и работы с докуметами составляется социальный паспорт группы (Приложение 5). На основе этого документа социальный педагог и куратр группы определяет общее социальное положение обучающихся группы, предполагает необходимые формы работы, риски и перспективы организации взаимодействия. Вся эта работа ведется в тесном контакте с родителями. Далее обратим внимание на деятельность психологической службы в интересующем нас аспекте.
Организация взаимодействия с родителями обучающихся воспитательного отдела колледжа Воспитательный отдел АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» проводит различные формы работы с родителями обучающихся, как массовые, групповые, так и индивидуальные. Следует отметить, что в колледже существуют традиционно проводимые мероприятия, в которых непосредственное участие принимают родители обучающихся. (День Победы, выпускные, встречи с работодателями и т.д.), ежемесячно проводится заседание Совета профилактики. Каждый год в колледже разрабатывается план совместных профилактических мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Приложение 6)
На Совет профилактики приглашаются обучающиеся из группы риска и их родители. Это способствует предупреждению правонарушений в колледже. Проводится Совет профилактики регулярно, несколько раз в год. В соответствии с планом работы воспитательного отдела. Выводы по второй главе В ходе выполнения исследования, было проведения наблюдение и дан анализ документов по организации взаимодействия с родителями обучающихся группы 580 АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж». Изучена организация взаимодействия с родителями обучающихся в процессе социально-педагогического сопровождения группы. Проанализированы итоги организации взаимодействия с родителями в результате социально-педагогического сопровождения на примере группы 580. Становится очевидным, что в результате взаимного сотрудничества с родителями обучающихся повышается их мотивация на учебную деятельность и личностное самосовершенствование, так как какую бы сторону развития личности мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на любом возрастном этапе играет семья, поэтому мы считаем, что интеграция усилий семьи и колледжа это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника. В результате наблюдения в процессе совместного обучения, а так же анализа Программы развития воспитательной системы группы следует отметить, что значительно повысилось качество образования студентов, качество подготовки специалистов, высокий уровень сохранности контингента. Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход. Служба социальных педагогов колледжа, наряду с кураторами групп и мастерами производственного обучения имеет широкий спектр взаимодействия с родителями обучающихся. Должностные обязанности социального педагога. Социальные педагоги проводят обследование семей первокурсников. Выявляют семьи зоны риска. Собирают документы для оказания материальной помощи каждой нуждающейся семье.
Работа ведется по отдельному плану социальных педагогов. План работы, как можно увидеть, охватывает широкую сферу деятельности специалистов социально – психологической службы. В результате проведенного анкетирования, усного опроса каждого обучающегося и работы с докуметами составляется социальный паспорт группы На основе этого документа социальный педагог и куратр группы определяет общее социальное положение обучающихся группы, предполагает необходимые формы работы, риски и перспективы организации взаимодействия. Вся эта работа ведется в тесном контакте с родителями. Далее обратим внимание на деятельность психологической службы в интересующем нас аспекте. Следует отметить, что особое и пристальное внимание психологической службы колледжа, как, впрочем, и других служб и отделов образовательного учреждения, сосредоточено на первокурсниках с первых же дней их поступления в образовательное учреждение. Анализ документов и интервью с психологами колледжа позволили составить общее представление и описание форм работы с обучающимися и их родителями. Воспитательный отдел колледжа так же играет важную роль в сопровождении группы обучающихся в совместной работе с родителями. Проводятся как совместные мероприятия, так и индивидуальная работа, которая служит общему результату по эффективной подготовке специалистов и воспитанию граждан своей страны. Во второй главе дан анализ основных документов воспитательного отдела колледжа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В первой главе подробно рассмотрены теоретические положения, раскрывающие особенности организации взаимодействия с родителями обучающихся колледжа. Даны научно-педагогические и методологические обоснования актуальности данного направления работы. Определены основные направления взаимодействия различных служб колледжа по взаимодействию с родителями, а так же возможные вформы работы с ними. С позиции системы профессиональной деятельности, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития обучающихся и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.
Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды. Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение обучающегося, как система социально-педагогической помощи, предполагает: 1.Сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности; 2.Междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб; 3.Широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений; 4.Особый вид помощи обучающемуся и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением молодого человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности; 4.Использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем личностного и социального развития обучающегося. Все рассмотренные направления, формы и методы работы колледжа с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса колледжа. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, студентами и родителями. Для формирования сотрудничества между этими группами важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, студентов. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в обучении. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать совместно, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между обучающимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Как родители, так и преподаватели желают видеть детей здоровыми и счастливыми. Многие родители готовы поддержать начинания преподавателей, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем преподаватель может получить нужный совет у родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать студента, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж – это образовательное учреждение, в котором родители являются активными участниками образовательного процесса, так как коллектив колледжа считает одним из приоритетных направлений своей деятельности взаимодействие с родителями. Между педагогами колледжа и семьями студентов налажены дружеские, партнерские отношения, ведь цели, в конечном счете, у педагогов и родителей одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью. Взаимодействие родителей и педагогов колледжа носит системный характер и протекает в разнообразных формах, которые подвижны и меняются в зависимости от содержательной стороны контактов. Связующим звеном между семьёй и колледжем является, прежде всего, куратор группы. Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход. Служба социальных педагогов колледжа, наряду с кураторами групп и мастерами производственного обучения имеет широкий спектр взаимодействия с родителями обучающихся. Должностные обязанности социального педагога. Социальные педагоги проводят обследование семей первокурсников. Выявляют семьи зоны риска. Собирают документы для оказания материальной помощи каждой нуждающейся семье. Работа ведется по отдельному плану социальных педагогов. План работы, как можно увидеть, охватывает широкую сферу деятельности специалистов социально – психологической службы. В результате проведенного анкетирования, усного опроса каждого обучающегося и работы с докуметами составляется социальный паспорт группы На основе этого документа социальный педагог и куратр группы определяет общее социальное положение обучающихся группы, предполагает необходимые формы работы, риски и перспективы организации взаимодействия. Вся эта работа ведется в тесном контакте с родителями. Далее обратим внимание на деятельность психологической службы в интересующем нас аспекте. Следует отметить, что особое и пристальное внимание психологической службы колледжа, как, впрочем, и других служб и отделов образовательного учреждения, сосредоточено на первокурсниках с первых же дней их поступления в образовательное учреждение. Анализ документов и интервью с психологами колледжа позволили составить общее представление и описание форм работы с обучающимися и их родителями. Воспитательный отдел колледжа так же играет важную роль в сопровождении группы обучающихся в совместной работе с родителями. Проводятся как совместные мероприятия, так и индивидуальная работа, которая служит общему результату по эффективной подготовке специалистов и воспитанию граждан своей страны. Во второй главе дан анализ основных документов воспитательного отдела колледжа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|