Диагностика межличностных взаимоотношений в группе.
Факт, что практически в любом коллективе нет равенства, не требует доказательства: вполне естественно, что одни пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи же вообще оказываются в психологической изоляции. Положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств, и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и тоже сочетание личных качеств может обусловить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в данной группе (А.И. Донцов, Я.Л.Коломенский, А.В.Петровский). Нередки случаи, когда студент, привыкший занимать высокое положение в школе, при поступлении в учебное заведение, оказывается практически в противоположной ситуации. Таким образом, реальное положение студента в коллективе может быть установлено только с учетом qfo двойной зависимости от внутренних свойств личности и от внешней реакции коллектива. Описании опыта. Социально-психологические исследования малых групп в качестве основного метода включают социометрию, которая как процедура представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных условиях. Исследованиями коллективов занимались Т.Е.Конникова, Л.И.Уманский, Т.А.Репина. Социометрия позволяет определить уровень взаимоотношения в коллективе. Под взаимоотношениями мы понимаем личностно-значимое, образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Общение же в данном случае - это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных подходов. На первом этапе изучаются структурно-динамические аспекты взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы. На втором этапе происходит изучение внутригрупповых взаимоотношений, устанавливаются связи между структурно-динамическими и содержательно-личностными и групповыми характеристиками. На третьем этапе, в результате проведенных процедур, планируются и осуществляются «терапевтические» действия педагогов, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения. Личные отношения студентов зарождаются одновременно уже в первые дни пребывания в колледже, хотя студенты бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти не замечают своих одногруппников. Задача классного руководителя - познакомить детей друг с другом. Постепенно начинают укрепляться первые ростки коллективизма. В любом коллективе, несмотря на многочисленность его членов, нужно дать поручение всем. Уже с первых дней нужно создать такие условия, чтобы студенты выполняли совместные задания. В этом случае они приобретают опыт распределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что делает их товарищ. Сначала действия членов такой группы согласовывает классный руководитель. Потом, когда студенты овладеют навыками совместной организационной работы, из них выделяется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у студентов вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива. Постепенно в группе начинает выделяться актив. Выделение актива - очень сложный процесс. Необходимо очень осторожно подойти к выделению лидера в коллективе, определить его мотивацию: желание принести пользу коллективу или показать себя. Часто группы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, они настолько меняются, что их трудно узнать. Воспитание самостоятельности требует наблюдательности и такта.
Эмоциональное благополучие студента в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одногруппников изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Представим себе, что студент, которому симпатизируют несколько учащихся, но все они ему более или менее безразличны, а те, к кому он тянется сам, его не принимают. Это положение неприятно, т.к. потребность человека в общении остается неудовлетворенной. Поэтому задача - удовлетворить потребность учащихся в общении, а также расширить круг общения. Наблюдения показывают, что, если у человека есть хотя бы одна взаимная привязанность, он не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных взаимоотношений, а затем и вовсе перестает его осознавать. Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два психологических компонента: переживание и осознание. Человек может осознавать, но при этом оставаться спокойным. Иногда же неудовлетворенность в общении со сверстниками может сказываться и на поведении человека, влиять на успеваемость, толкать на различные, иногда и антиобщественные поступки. В исследованиях, проведенных Я.Л. Коломенским и Н.А. Березовиным, обнаружилась связь между стилем отношения преподавателя к коллективу и личными взаимоотношениями подростков. Оказывается для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, человеку необходимо обладать многими яркими особенностями, для того, чтобы стать непопулярным, достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами. Однако данные показывают, что плохая успеваемость была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одногруппников. Особенно стоит обратить внимание на ребят, оказавшихся в группе «Лидеров» - это хорошие помощники классному руководителю, это ребята, способные повести за собой. Особое внимание надо обратить на ребят, которые испытывают неприятие многих членов группы. Эти же ребята испытывают неудовлетворенность психологическим состоянием в группе.
В ходе эксперимента был использован тест «Социометрия», в ходе выполнения которого учащиеся отвечали на вопрос «С кем бы они хотели обучаться в данной группе?» и «С кем бы не хотели?». Количество ответов было ограничено, что позволило определить положение студента в классном коллективе. Результаты исследование по группе представлены на диаграмме. В данной группе выделяются: «Звезды» «Изолированные» «Предпочитаемые «Отвергаемые» «Пренебрегаемые»
Таким образом, проведенная диагностика позволила объективно определить место каждого студента в системе личных взаимоотношений, которые сложились в коллективе. Индивидуально-психологическое изучение этих студентов поможет выяснить факторы, обеспечивающие человеку то или иное место в системе личных взаимоотношений, и наметить такие педагогические мероприятия, которые обеспечили бы каждому студенту благоприятное место в этой системе. Далее планируется проведение следующих диагностик: · диагностика профессиональной направленности; · диагностика развития профессиональных качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|