В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.
«Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. В этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь.
Оба скептика. Однако скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Цинизм Вернера во многом «на словах». Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия.
Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Печорин тоже верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой.
Наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи
3.
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Иешуа
Мастер и Понтий Пилат
Понтий Пилат, Воланд, Стравинский
Алоизий и Иуда
Иван Бездомный и Левий Матвей
Наташа и Гелла
Мастер посвятил жизнь Иешуа - герою своего романа и одновременно сыну Бога. Согласно христианскому учению, человек может найти удовлетворение только в Боге. Именно в нем и находит свое призвание Мастер. В соответствии с концепцией романа, Бог (в данном случае Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера - в истине, которая и воплощает в себе подлинную высшую нравственность.
Мастер несет в себе черты не только Иешуа, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим - и от своего героя), сжигает рукопись, пытается рассказать миру известную ему одному правду о совершившейся казни. Но у него не хватает сил это сделать, слабость делает его не только жертвой, но и молчаливым свидетелем соучастником.
Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.
В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям Пилата. В московских главах действие происходит по воле Воланда. Так же и Стравинский, пусть в пародийном, сниженном виде, повторяет функции Пилата и Воланда. Он «определяет судьбу» всех тех персонажей современного мира, которые попадают в клинику в результате контакта с сатаной и его слугами. Ход событий в клинике направляется действиями Стравинского - сниженного подобия Воланда.
Предатели - Иуда из Кариафа, работающий в мепяльной лавке у родственников, и Алоизий Могарыч, журналист.
Иуда предаёт Иешуа,
Могарыч - Мастера
Левий Матвей и Бездомный оказываются причастными к литературному труду. Но Матвей, по словам Иешуа, «неверно записывает», поскольку «решительно из того, что там записано», Га-Ноцри не говорил. Бездомный готов написать поэму о Христе, которая была бы так же далека от исторической правды, как и логии Левия Матвея. Бездомный под влиянием испытаний, посланных ему Воландом, уверовал в существование дьявола, Левий Матвей во время казни на Лысой горе отрёкся от бога и обратился к помощи дьявола, уверовав в его существование.
Гелла, по определению Воланда, «расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Те же качества присущи и Наташе, готовой исполнить любое желание своей хозяйки.
Поэма С. Есенина «Чёрный человек»
«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.
Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного.