Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема детства. Двойники-персонажи. «преступление и наказание» Ф. М. Достоевского




ТЕМА ДЕТСТВА

Л. Н. Толстой Н. А. Некрасов А. П. Чехов М. Горький П. Санаев
Трилогия «Детство», Отрочество», «Юность» Стихотворения «Крестьянские дети», «Школьник» Рассказы «Не в духе», «Лишние люди» Повесть «Детство» Повесть «Похороните меня за плинтусом.
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» явилась очень важным событием для развития детской темы в русской литературе. Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? » Тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой. Некрасов был одним из немногих русских поэтов, в творчестве которого тема детства и образы детей занимают такое большое место. Поэт видел в детях будущее своей страны, с ними связывал надежду на грядущее обновление своей Родины. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. Становой Прачкин из рассказа «Не в духе», проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утеше­ния, как высечь сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член ок­ружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он на­брасывается на шестилетнего сынишку. В этих рассказах за фасадом благополучного существования — детская драма. Изображая жизнь детей, А. М. Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. «Детство» А. М. Горького – это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты – человек. Герой «Детства» Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Повесть «Похороните меня за плинтусом» имеет автобиографическую основу, хотя многое в ней выдумано и преувеличено автором. Её главной темой является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Картины детства даны глазами ребенка. Главный герой повести - Саша Савельев. Его мама оставила мальчика жить у бабушки с дедушкой. Ребёнок видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши

ДВОЙНИКИ-ПЕРСОНАЖИ

Двойниками являются персонажи, объединенные на основании внешнего и/или внутреннего сходства, в основе «союза» которых лежит сущностное подобие или душевное сродство. Двойники могут занимать как одинаковое, так и разное положение в системе персонажей, но в произведении они равно важны для понимания авторской концепции личности. Для изображения типичного явления действительности с XVII в. и до наших дней используется двойня (термин С. Д. Кржижановского) – пара (или более) персонажей, наделенных внутренним подобием и олицетворяющих важное общественное или идеологическое явление. Примерами могут служить такие герои, как Розенкранц и Гильденстерн в «Гамлете» Шекспира, Бобчинский и Добчинский в «Ревизоре» Гоголя и пр.

1.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Раскольников Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Соня Мармеладова
Центральная фигура романа - нищий студент, в голове которого созрела безумная теория, вылившаяся в преступление против самого себя.

его двойники, доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова.

Соня Мармеладова, которая тоже является двойником Раскольникова. Она " переступила" через себя ради других.
Теория Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею? ». Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: 1 старуха и сто человек Теория Лужина – это  теория " целого кафтана". Она заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Теория кафтанов - вульгарное отражение теории Раскольникова Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. По сути, Свидригайлов является воплощением темных сторон души Раскольникова

Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей. Оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, поэтому страдают.

Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они обаисходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами.

Свидригайлов, наряду с Лужиным, - одно из кривозеркальных отражений Раскольникова. Противоречивость и раздвоенность души и поступков, приводят его к самоубийству.

Роль Свидригайлова - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.

  Роль Лужина - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя.

Система двойников, построенная Достоевским в романе, необходима, чтобы показать пагубность любых теорий, даже светлых и чистых, если на практике их начинают применять нравственно нечистоплотные люди. Видя в героях, к которым он испытывает отвращение, черты, свойственные ему самому, слыша из их уст слова, которые еще недавно произносил он сам, Раскольников постепенно понимает, что обуявшая его идея порождает лишь мерзость и равнодушие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...