Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА ДЕНЕГ. ТЕМА ДОБРА И ЗЛА




ТЕМА ДЕНЕГ

Деньги (богатство) — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Это и зависть (притча о виноградаре и работниках, возроптавших из-за неравной оплаты работы). Наконец, это предательство Иуды за 30 сребреников.

Д. И. Фонвизин А. С. Пушкин Н. В. Гоголь Ф. М. Достоевский А. Н. Островский А. П. Чехов И. А. Бунин
Комедия «Недоросль» «Скупой рыцарь» Поэма «Мертвые души» Роман «Преступление и наказание» Драма «Бесприданница» Рассказ «Ионыч» Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
В комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль" мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу комедии. Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник — в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном — состязаясь в демонстрации своих «достоинств». персонажи комедии характеризуются через их отношение к деньгам, оно отражает их нравственную суть. В пьесе весь сюжет развивается вокруг денег.. У героев отсутствуют какие-либо нравственные ценности. Цель существования Барона (одного из главных героев) – накопление огромного количества денег. Именно для него деньги стали неким тотемом поклонения, он боялся их потерять. Деньги для Барона не господа и не слуги, а державные символы, " венец и бармы", они - свидетельство его царского достоинства. " Послушна мне, сильна моя держава" - говорит он себе. " Держава" Барона, однако, не есть понятие географическое, ибо распространяется на весь мир. Он завоевал мир, не выходя из дома, не силой оружия или тонкой дипломатией, а совсем иными средствами, иной " техникой" - монетой. Она - гарант его независимости, его свободы, не только материальной, но и духовной, в частности, моральной. Цель жизни Чичикова – накопление капитала для богатой жизни: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, вот что беспрерывно носилось в голове его». С детства уверовавший, что «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», «эта вещь надежнее всего на свете», Чичиков становится приобретателем. Стремление отовсюду получить выгоду, сэкономить, недоплатить, прибрать к рукам все, что попадает в поле зрения, провоцирует ложь и лицемерие, «двойную» бухгалтерий и мораль для себя и для других. Находясь в крайней нищете, студент Раскольников пошел на преступление, чтобы раздобыть хоть какие-то деньги, которые могли бы улучшить положение Родиона и его семьи. В «Бесприданнице» А. Н. Островского купец Кнуров, предлагая Ларисе ехать с ним в Париж на ярмарку, убеждает: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления» (д. 4, явл. 8). Другими словами: для больших денег не существует нравственных ограничений. Разлагающая роль денег в рассказе “Ионыч” становится центральной темой. Читая этот рассказ, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу. Они  заменили Дмитрию Старцеву и книги, и искусство, и любовь. Саму жизнь!. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них

ТЕМА ДОБРА И ЗЛА

Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей!          (Ф. М. Достоевский)

Добро и зло в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что эти нравственные категории являются определяющими в духовной жизни человечества. Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов М. А. Булгаков Д. Мережковский
Творчество поэта Творчество поэта Роман «Мастер и Маргарита» Стихотворение «Зачем Ты дал нам две души, Господь? »
Пушкин затрагивает тему зла несколько раз. В стихотворении «Анчар» автор полагает, что зло должно уравновешивать добро. Место для зла отведено природой на краю вселенной. Распространителями зла по всей земле стали люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть (у царя) и страх (у раба). Эти чувства являются проводниками зла. Аналогичную роль могут играть в жизни человека деньги. Они заставляют людей терять благородные рыцарские качества, родственные связи, любовь («Скупой рыцарь»). Они отравляют процесс творчества («Египетские ночи»). Одно из главных проявлений зла — насилие. Его использование приводит к трагедии. Пушкин отрицает его в оде «Вольность», в прозаических произведениях «Дубровский», «Капитанская дочка». Гуманизм Пушкина заключается в выводе о том, что любое Зло всегда наказуемо. Доброе начало он видит в природе («Вновь я посетил... »), в искусстве (образ Моцарта, «Поэт»), в естественных человеческих чувствах любви и дружбы («Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1827»). Творческий расцвет Лермонтова пришелся на более мрачное десятилетие, чем у Пушкина. Лермонтов острее разрабатывал тему зла. Он разделяет зло на два вида. Зло романтическое автор уважает за силу и осознание обреченности. Это раскрыто в цикле стихов о Наполеоне и в поэме «Демон». Другое зло исходит от общества. Это зло «насмешливых невежд», великосветских обывателей, травивших Пушкина («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен... »). Добро в творчестве Лермонтова сосредоточено в природе, где лирический герой находит отклик психологическому состоянию («Выхожу один я на дорогу»). Воланд не творит зло, а только обнаруживает его, жертвами его не становятся порядочные и честные люди. После встречи с Воландом многие люди меняются к лучшему. Проповедь другого героя романа, Иешуа, сводится к одному: человек добр, «злых людей нет на свете». Д. Мережковский проводит в " Старинных октавах" одну из своих излюбленных мыслей о " двух безднах": Зачем Ты дал нам две души, Господь? Друг друга ненавидя и страдая, Любовь небесная, любовь земная: Одна другой не может побороть. С Владыкой Тьмы враждует Ангел Рая: Кому из них я первенство отдам, Кто победит меня, - не знаю сам.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...