Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема гибели «дворянских гнёзд»




ТЕМА ГИБЕЛИ «ДВОРЯНСКИХ ГНЁЗД»

Мир «дворянских гнёзд» – это особый мир, связанный с жизнью дворянства 19 века, это явление уникальное. Усадьба была родиной человеку, дворянину, здесь проходило его детство, здесь впервые влюблялись, сюда приезжали в свободное от учёбы и службы время. Сюда возвращались, чтобы смерть избавила от старости…

И. С. Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.

И. С. Тургенев А. П. Чехов И. А. Бунин
Романы «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» Пьеса «Вишневый сад» Рассказ «Антоновские яблоки»
«Чувством живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье…» наполнен роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Иначе раскрывает писатель эту тему в романе «Отцы и дети», где она приобретает социальную окраску. Тревожные нотки звучат в описании владений Кирсановых. Унылый вид нищих деревень, беднота и неблагополучие крестьян – всё говорит о том, что не всё в жизни дворянских поместий течёт гладко. А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме рас­пада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др. В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства. Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. И. А. Бунин изобразил в «Антоновских яблоках» красоту уходящей жизни дворянских усадеб, угасающий дух дворянских гнёзд. С любовью и ностальгией описывает Бунин, как «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» Писатель раскрыл ценности, на которых этот быт держался, — привязанность к земле, способность слышать её и понимать: «Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт... »

ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ — художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера, например Скотинин, Правдин в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Молчалин, Хлестова в «Горе от ума» А. С. Г рибоедова, Держиморда в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и т. п. Прием был особенно распространен в драматургии классицизма.

Л. Н. Толстой Д. И. Фонвизин А. С. Грибоедов Н. В. Гоголь А. Н. Островский А. П. Чехов
Рассказ " Утро помещика" Комедия «Недоросль» Пьеса «Горе от ума» Комедия «Ревизор» Драма «Гроза» Рассказ «Мелюзга»
Герой рассказа Юхванка Мудреный получил свое прозвище, вероятно, за то, что изъяснялся очень сложно, непонятно, мудрено. Он умел долго владеть вниманием собеседника, строя заумные фразы, не говоря при этом ничего существенного. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» легко определить по фамилиям доминанту характера или род занятия: Простаковы, Скотинин, Вральман, Цифиркин, Кутейкин, Милон, Правдин, Стародум Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Тугоуховский действительно туг на ухо, ходит со слуховой трубкой. Молчалин не произносит лишних слов («в мои лета не должно сметь свое суждение иметь»), к тому же он помнит, что «нынче любят бессловесных». Скалозуб зубоскал, пошлый остряк. Фамилия Фамусов трактуется, с одной стороны, как знаменитый, известный (от фр. fameus), с другой - боящийся молвы (от лат. fame молва). Очень богата на ассоциации фамилия мнимого ревизора. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край», поскольку Иван Александрович – мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «заложить за воротник» - «нахлестаться». Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать».   В пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его «маменьки» – Кабаниха – давно переосмыслена читателями как имя. Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, и об образе жизни, и о нравах. Дикой – не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».   «С моей фигурой далеко не уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов… Хочешь живи так, а не хочешь – вешайся». Давая герою рассказа «Мелюзга» такую фамилию, Чехов хотел подчеркнуть то, что жизнь этого “маленького” человека монотонна, скучна, однообразна и невыразительна.

ТЕМА ГОРДЫНИ

Гордыня – это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство. Это ощущение внутреннего превосходства над другими.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Евгений Онегин (роман «Евгений Онегин»), Григорий Александрович Печорин («Герой нашего времени»), князь Андрей Болконский («Война и мир»), Родион Раскольников («Преступление и наказание»), Настасья Филипповна («Идиот»), Ларра («Старуха Изергиль»). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром. Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Ф. М. Достоевский Л. Н. Толстой М. Горький
Роман «Евгений Онегин» Роман «Герой нашего времени» Роман «Преступление и наказание» Роман-эпопея «Война и мир» Рассказ «Старуха Изергиль»
Галерея «гордых героев» открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке. Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин «отразился век и современный человек с его холодною душою». Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, «тоскующая лень» – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли. Гордыня свойственна и  Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье «насыщенную гордость». Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия. Именно поэтому «глаза его никогда не смеялись». Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника – Евгения Онегина. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Именно гордыня приводит Раскольникова к идее «сверхчеловека». Андрей Болконский, один из любимых героев Л. Н. Толстого, тоже «страдал» гордыней. Вспомните первую встречу с ним на балу у А. П. Шерер. Он свысока смотрит на всех, кто его окружает. Он мечтает о славе, своём Тулоне. В Андрее от природы заложено такое свойство, как истинно болконская гордыня, унаследованная им от отца, от предков. Однако Аустерлицкое небо     меняет князя Андрея: только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё чуткость на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: " Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба". Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви. Гордыня Ларры всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...