Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема войны в лирике. Тема войны в прозе




ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ

М. Ю. Лермонтов М. Волошин Н. А. Некрасов Ю. Друнина Б. Окуджава А. Т. Твардовский В. С. Высоцкий
Стихотворение «Война» Стихотворение «Русская революция», поэма «Усобица» Стихотворение “Внимая ужасам войны... ” лирика Стихотворение «До свидания, мальчики…» лирика Стихотворение «Он не вернулся из боя
Война для М. Ю. Лермонтова – это не проклятие, это сфера высочайшего проявления духовности личности. Уже 15-летним подростком Лермонтов слагает пламенный гимн войне: Зажглась, друзья мои, война; И развились знамена чести; Трубой заветною онаМанит в поля кровавой мести! «Пир мечей» для юного поэта – славный пир, когда проявляется доблесть, когда можно прославить своё имя… Все войны страшны, но самая страшная – это гражданская, когда брат идёт на брата, отец – на сына… Всё обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. Во имя грозного законаБратоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. И человек стал врагом другого человека, ушло из сердца милосердие: Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад Застигли нас посереди дороги: Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек один другому — дьявол. Кровь — спайкой душ, борьба за жизнь — законом И долгом — месть. «Усобица». ) Стихотворение, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, остается актуальным и сегодня. Увы, войны не прекращаются на земле, они становятся только страшнее и безжалостнее. В первых строках мы слышим бескомпромиссное отношение поэта к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать: Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя... Стихотворение небольшое, но оно проникнуто болью поэта, который видит и понимает всё, который боль матерей, потерявших своих сыновей, чувствует как свою: Одни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы –То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве... Стихотворение, написанное от первого лица, является обращением к читателям как к близким и родным людям, которые разделяют точку зрения поэта. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год. Так сказала о себе в 1942 году Юлия Друнина. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась… В другом своем стихотворении она пишет: Я родом не из детства – Из войны. И потому, наверное, Дороже, чем ты Ценю и счастье тишины, И каждый новый день, Что мною прожит. Мы понимаем, что это выстраданные строки. Мотив ухода из детства в ужас войны отличает стихи поэтессы от стихов других авторов. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Используя такой излюбленное художественное средство, как олицетворение, поэт рисует войну как нечто живое, начиная стихотворение с обращения к ней и давая ей человеческую характеристику: «подлая». Стих, построенный на антитезах (смерть – красота, война – детство) приобретает особое звучание. Стихотворение наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, ондаёт им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт: … постарайтесь вернуться назад. Говоря о стихотворениях о войне, нельзя не вспомнить А. Т. Твардовского. Вдумайтесь в смысл его строчек: Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. В них – боль утраты, страх и ужас, величие подвига во имя Родины… В другом его стихотворении «Я убит подо Ржевом…» звучит единство живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, всё, что свершилось потом, после него. Мы слышим робкую надежду на то, что “исполнится слово клятвы святой”, настанет долгожданный День Победы. Стихи Высоцкого о войне - это, прежде всего, стихи о настоящих людях. Людях из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие люди не подведут. На мой взгляд, стихотворение " Он не вернулся из боя" – одно из главных в творчестве Высоцкого: То, что пусто теперь, - не про то разговор, Вдруг заметил я: нас было двое… Для меня словно ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.    

ТЕМА ВОЙНЫ В ПРОЗЕ

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война “разъела” душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жён и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.

Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой Ю. Бондарев М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Война и мир» «Севастопольские рассказы» Роман  «Горячий снег» Роман-эпопея «Тихий Дон»
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника. Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя. Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала В произведении отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М. М. Шолохова «Тихий Дон». Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. В их светлый мир врывается война. Она приходит в их дом тогда, когда забирают на фронт у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны двух их сыновей – Петра и Григория. Вскоре германская война сменяется гражданской. И поселяется в доме Мелеховых страх потерять сыновей, мужей, братьев, ведь для Пантелея Прокофьевича и Ильиничны Петр и Григорий – сыновья, для Дуняшки – братья, для Дарьи и Натальи – мужья. Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… За общий стол садились не так как прежде – единой и дружной семьей, а как случайно собравшиеся вместе люди. Война была всему этому причиной – Пантелей Прокофьевич это отлично понимал»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...