В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру —
душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит,
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Смерть для Лермонтова – это бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности.
Он пишет:
В сырую землю буду я зарыт. Мой дух утонет в бездне бесконечной!..
Часто в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины:
Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет.
Эта же тема звучит в стихотворениях «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
Поэт верил, что смерть побеждается любовью:
Смерть и Время царят на земле, -Ты владыками их не зови; Всё, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
Приговор жизни давно вынес Ф. Сологуб ещё в программном стихотворении «О, смерть! Я твой. Повсюду вижу…»:
О, смерть! Я твой. Повсюду вижуОдну тебя, - и ненавижуОчарования земли.
Подобно Д. Мережковскому,
К. Бальмонту, Ф. Сологуб утверждает эстетику смерти.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Это последнее (предсмертное) стихотворение поэта. По мнению экспертов, написано кровью Есенина, т. к. в номере гостиницы не было чернил.
Сергей Александрович прощается с «милым другом», то есть с читателем. По мнению поэта, смерть – абсолютно нормальное (банальное) явление, а жизнь ещё более банальна.
В стихотворении лирическая героиня – между жизнью и смертью. И жизнь, и смерть взаимосвязаны: умирая, героиня всё же остается с любимым:
Мой друг, меня сомненья не тревожат. Я смерти близость чувствовал давно. В могиле, там, куда меня положат, Я знаю, сыро, душно и темно. Но не в земле – я буду здесь, с тобою, В дыханьи ветра, в солнечных лучах, Я буду в море бледною волноюИ облачною тенью в небесах.
М. Цветаева покончила жизнь самоубийством… Наверное, поэтому в её стихах так часто звучат размышления о жизни и смерти. В одном из них она пишет:
Хочу сойти в могильный мракИ грудь земли раскрыть я: Пусть ранит боль больней: то знакВеселого отплытья. Несет нас тесная ладьяНа брег иного бытия.
В стихотворении, написанном в 1920 году слышно предчувствие близкой смерти. Дважды повторяется в тексте тревожное, отчаянное восклицание: «Знаю, умру на заре! ». Кажется, минет короткая пауза и грянет выстрел, и унесется в небо трепетная «Лебединая душа»...
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночьБог не пошлет по мою лебединую душу!
МОТИВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ
Л. Н. Толстой
М. Ю. Лермонтов
И. С. Тургенев
И. А. Бунин
В. Некрасов
Роман-эпопея «Война и мир»,
«Севастопольские рассказы»
Роман «Герой нашего времени»
«Собака»
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
Повесть «В окопах Сталинграда»
Л. Н. Толстой ставит в своём романе многие вопросы, в том числе и вопрос о смерти и бессмертии. По его мнению, война – это ужаснейшее явление, которое несёт за собой смерть.
Не случайно Андрей Болконский перед лицом смерти, глядя в Аустерлицкое небо, переосмысливает своё отношение к Наполеону, славе, своём месте в этом мире…
За десять дней до дуэли Печорин признался: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже … угадывать намерения, разрушать заговоры… - вот что я называю жизнью». Герой со страстью погружается в то, что сам называет жизнью. Его увлекает интрига, заговор, запутанность дела.
Произведение «Собака» входит в цикл «Стихотворений в прозе». Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок И. С. Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом свидетельствуют слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». Смерть предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом», а сама жизнь - это беззащитное существо, которое чувствует приближение смерти…
Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа. Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка.
Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.
Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.